Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Техносферная безопасность / Vorobiev - Avariyniye razlivi nefteproduktov 2005.doc
Скачиваний:
268
Добавлен:
13.05.2017
Размер:
6 Mб
Скачать

2.3.1. Освоение континентального шельфа

Углеводородный потенциал континентального шельфа играет суще­ственную роль в мировой экономике. В 2003 году морская добыча нефти достигла 1,2 млрд тонн, что составляет 34% общемировой добычи этого сырья.

Необходимость освоения континентального шельфа России объясня­ется весьма вескими причинами. Более 75% месторождений нефти и газа на суше уже вовлечены в освоение. При этом средняя выработанность месторождений приближается к 50%. Средние запасы одного открывае­мого на суше месторождения по сравнению с 1975 годом снизились в пять раз. В результате накапливается дефицит качественных месторож­дений углеводородного сырья, который уже к 2015 году может привести к исчерпанию рентабельных запасов нефти.

Нарастающий дефицит стратегических полезных ископаемых требует освоения новых крупных нефтегазоносных провинций, которые обнару­жены на континентальном шельфе. Основные из уже открытых место­рождений сосредоточены в Баренцевом и Карском морях, а также в Охот­ском море - на шельфе Сахалина.

В МПР России была разработана «Государственная стратегия изуче­ния и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Рос-

120

Глава 2. Риски разливов нефти на море

сийской Федерации», который был внесен в Правительство и обсужден в мае 2005 года. Планируется к 2020 году выйти на значительные уровнидобычи нефти в акваториях северных морей - до 95 млн тонн [85].

Континентальный шельф имеет стратегическое и экономическое зна­чение для России. По данным Министерства природных ресурсов Рос­сийской Федерации площадь российского континентального шельфа со­ставляет около 6,2 млн кв. км, что соответствует 21% площади шельфа всего Мирового океана. Из них 3,9 млн кв. км перспективны на нефть и газ, причем 2 млн кв. км относятся к Западной Арктике (Баренцево и Карское моря), 1 млн - к Восточной Арктике, 0,8 млн - к дальневосточ­ным морям и 0,1 млн кв. км - к южным морям (Каспийское, Черное, Азовское) [114].

По оценкам из недр российского шельфа может быть извлечено по­рядка 100 млрд тонн условного топлива. Для сравнения, запасы Каспия по российским оценкам составляют 12-17 млрд тонн, из них в российс­ком секторе - около 2 млрд тонн.

Основными объектами морской нефтедобычи являются буровые плат­формы. Российский морской регистр судоходства подразделяет все ныне действующие платформы на два типа: плавучие буровые установки (ПБУ) и стационарные платформы (СП).

Платформы первого типа представляют собой суда, способные осуще­ствлять добычу ресурсов, находящихся под морским дном. В свою оче­редь, они делятся на самоподъемные установки и установки со стабили­зирующимися колоннами; последние бывают погружными, полупогруж­ными или на натяжных связях.

Платформы второго типа - это нефтегазопромысловые сооружения, состоящие из верхнего строения и опорного основания, зафиксирован­ные на все время работы на грунте.

Буровые платформы в большинстве своем являются сложными и до­рогостоящими конструкциями. Основными рисками, которым они под­вержены в ходе эксплуатации, являются стихийные бедствия (ураганы и т.п.), пожары и аварийные взрывы, а также потеря персоналом контроля над скважиной, равно как и другие его ошибки.

Аварии были и остаются неизбежным спутником любых нефтяных про­мыслов и источником загрязнения на всех этапах промышленной эксплуа­тации нефтегазовых месторождений, как на суше, так и тем более на море.

По статистике оценок риска аварий на шельфе число аварийных раз­ливов нефти объемом более 1000 баррелей (1 баррель равен 134 кг) на каждый миллиард баррелей добытой или перемещенной нефти состав­ляет в среднем [111]:

0,79 - при буровых работах на платформах;

1,82 - при транспортировке по трубопроводам;

3,87 - при танкерных перевозках.

121

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Аварии на платформах обычно представляют собой неожиданные зал­повые выбросы жидких и газообразных углеводородов из скважины в процессе бурения при вскрытии зон с аномально высоким пластовым давлением. По частоте эпизодов и серьезности последствий с такими ава­риями могут конкурировать лишь инциденты, связанные с танкерной транспортировкой нефти.

Даже в Северном море, где, как полагают специалисты, нефтегазовая индустрия обеспечила выполнение самых жестких экологических и про-тивоаварийных требований, только с 1977 по 1987 годы было зафикси­ровано более 500 аварийных ситуаций технологического характера, при которых в море попало более 40 тысяч тонн нефти, из них 48% - в результате залповых выбросов на морских буровых установках.

Целая серия крупных аварий имела место в Мексиканском заливе и в районе Южной Калифорнии, где утечки нефти достигали 1,4 млн тонн. Одна из крупнейших аварий произошла в 1979 году у берегов Мексики на буровой установке «Ixtoc-1», с которой в течение 10 месяцев ежед­невно поступало в море от 2740 до 5480 тонн нефти.

В феврале 1983 года при аварии на буровой установке № 3 (место­рождение Новруз, Исламская Республика Иран) в Персидский залив вы­лилось 272 тыс. тонн нефти.

По данным ВНИПИморнефтегаз вероятность аварий при бурении сква­жин составляет 0,1-6,5% и при их ремонте 1-2,5%. По другим данным (ТЭР проекта «Сахалин-1», 1994), относительное количество аварийных скважин при разведочном бурении равно в среднем 1% в год, при эксп­луатационном бурении - 0,4% и при добыче и ремонтных работах - по 0,03%, причем выброс углеводородов происходит в 10% случаев из обще­го числа аварийных ситуаций, из них на долю случаев с большими вы­бросами нефти (более 10 тыс. тонн) приходится порядка 3%.

Значительная доля (не менее 50%) от ежегодных объемов морской транспортировки нефти приходится на нефть, добытую на континенталь­ном шельфе. Это дает основания рассматривать танкерный нефтеналив­ной флот если не как составную часть морских нефтегазовых промыс­лов, то, как их сопутствующее транспортное обеспечение наряду с систе­мами подводных трубопроводов, тем более что при эксплуатации некоторых месторождений челночные танкеры служат иногда главным средством перемещения углеводородов от места добычи к береговым терминалам.

Подводные резервуары для хранения жидких углеводородов (нефти, нефтеводяных смесей, газоконденсата) и технологических растворов и реагентов (метанола и др.) являются необходимым и распространенным элементом многих схем организации нефтегазовых промыслов и особен­но при использовании танкеров вместо трубопроводов как главного сред-

122