Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
положение ВКР.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
26.10.2018
Размер:
65.54 Кб
Скачать

Глава 1. Внешние черты демонической женщины.

Нередко в русской и зарубежной литературе известные писатели показывают нам образы замечательных по своей красоте женщин. Часто они сочетают в себе еще и прекрасное внутреннее начало, высоко добродетельное и порядочное. Такие женщины привлекательны и внешне, и внутренне. Но не всегда можно встретить подобный благополучный союз. Красота нередко бывает не только привлекательна, но и губительна. Она притягивает людей с какой – то странной силой, объяснить происхождение которой они не в состоянии.

1.1. Общее впечатление от демонической красоты.

Подобная красота завораживает и действует гипнотически. Люди вполне осознают, что эта она носит какой – то непонятный, неземной характер, но противиться подобному притяжению не имеют сил.

И именно такой красотой – манящей и даже дурманящей ум - обладает героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот» Настасья Филипповна.

Первый раз мы видим Настасью Филипповну на портрете, который рассматривает князь Мышкин:

«На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона: волосы, по-видимому, темно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна...» [1, с. 33].

1 – номер источника в библиографии; с. 33 – номер страницы.

Заключение.

Нами была поведена работа, в результате которой были рассмотрены внешние черты (глаза, смех, манера одеваться), общее впечатление, производимое на окружающих и степень его воздействия, а так же поведение и характер исследуемых образов.

В ходе анализа мы выяснили, что выделенные нами особенности позволяют считать как Настасью Филипповну, так и Кармен и Венеру Илльскую демоническими красавицами.

Красота у Достоевского – символ гармонии, совершенства, добра. В этом ее великая роль. Но поруганная красота уже не может выполнять столь высокую функцию. А ведь именно такой красотой обладает Настасья Филипповна. Ее красота несчастна, она надломлена, и уже потому сама недобра. Но она настолько сильна, что подобную мощь не может умалить уже никакое, даже самое отвратительное в своей безнравственности поведение, коим отличается Настасья Филипповна. В способности этой женщины отдаваться всепоглощающей власти страстей и заключается источник поражающей читателя цельности ее натуры и обаяния ее образа, ее поистине «демонического» притяжения.

Мериме всегда гораздо более привлекали дикие, самобытные нравы, сохранившие своеобразный и яркий цвет старины. Именно потому ему так удался образ цыганки Кармен. Она предстает перед нами натурой свободной, сильной. Ее красота позволяет управлять людьми с легкостью, использовать их в своих целях, далеко не всегда благородных. Она сама вполне ясно понимает, что движут ее поступками самые темные желания, порой вызванные мимолетными капризами. Но это не смущает Кармен. Окружающие же словно перестают адекватно оценивать ее поведение, ослепленные невероятной красотой этой женщины, подчиненные ей.

Поистине нечеловеческой красотой обладает статуя божественной Венеры. Красота ее до такой степени необычна, что невозможно «схватить» выражение лица изваяния. Фигура соединяет практически несоединимое – фантастическую красоту и подобную ей по силе жестокость. Такое странное сочетание с уверенностью можно назвать «демоническим», как и саму Венеру – демонической красавицей.

Как Федор Михайлович Достоевский, так и Проспер Мериме показали нам натуры исключительные, реализующие свои помыслы и чувства в резких, возбуждающих пристальный интерес поступках, притягательных пусть даже в своей отрицательной сути. Зло, как известно, часто бывает привлекательно. Как бы люди не признавали его темной стороной жизни, как бы не стремились оградить себя от него – оно подсознательно манит. Соединяясь же с красотой, оно обретает особую силу, по сути своей губительную и потому опасную для людей. Но и понимая это, люди не могут отказаться от нее, потому как и сам отказ невозможен и подобен смерти.

Женщина, обладающая такой «демонической» красотой проживает, как правило, яркую, насыщенную, но короткую жизнь, трагически прерываемую либо некими событиями, либо другими людьми. Но такова природа этой красоты, иного исхода не суждено и быть не может.

Обобщив все вышесказанное, надо заметить, что соединение красоты с жестокостью, безнравственностью, беспринципностью - эта демоническая красота непосредственно связана и выступает как следствие влияния той среды, в которую оказались заключены, как в клетку, героини. Подобной красоты следует избегать, потому как она губит и себя, и окружающих людей.