Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гражданка экзамен (общая часть).doc
Скачиваний:
127
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
2.09 Mб
Скачать
  1. Противоправность поведения лица как условие гражданско-правовой ответственности. Обстоятельства, исключающие противо­правность поведения.

Противоправное поведение относится к числу объективных предпосылок гражданско-правовой ответст­венности. Противоправным признается такое поведение, которое нарушает норму права независимо от того, знал или не знал право­нарушитель о неправомерности своего поведения. В понятии противоправности отражается только факт объ­ективного несоответствия поведения участника гражданского обо­рота требованиям законодательства.

Нормами гражданского законодательства установлены различ­ные требования, предъявляемые к поведению участников граж­данского оборота. Так, в соответствии со ст. 1064 ГК противоправным признается поведение лица, причиняющее вред лично­сти или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица. Противоправным является также такое поведение должни­ка, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к надлежа­щему исполнению обязательств. В соответствии с гражданским за­конодательством требования, предъявляемые к исполнению обя­зательств, содержатся не только в законе, иных правовых актах, обычаях делового оборота или иных обычно предъявляемых тре­бованиях, но и в самих основаниях возникновения обязательств. Поэтому критериями противоправности поведения должника дол­жны служить и некоторые основания установления обязательств. В случае возникновения обязательства из административного акта критерием противоправности служит несоответствие поведения должника содержанию этого административного акта. Если обяза­тельство возникает из договора, то противоправным признается поведение должника, нарушающее условия договора. Если же в основе обязательства лежит односторонняя сделка, то противо­правным будет поведение должника, не соответствующее услови­ям односторонней сделки. Наконец, в обязательствах, возникаю­щих из сложного юридического состава, поведение должно соот­ветствовать всем элементам этого сложного юридического состава. В противном случае поведение должника приобретает противо­правный характер.

Противоправное поведение может выражаться в виде противо­правного действия или в виде противоправного бездействия. Дей­ствие должника приобретает противоправный характер, если оно либо прямо запрещено законом или иным правовым актом, либо противоречит закону или иному правовому акту, договору, одно­сторонней сделке или иному основанию обязательства. Так, в ст. 310 ГК содержится прямой запрет на односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его усло­вий, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В ст. 1102 ГК не содержится прямого запрета на неоснователь­ное сбережение имущества одного лица за счет имущества другого лица. Однако из смысла этой статьи видно, что такое неоснова­тельное сбережение является противоправным. Противоправными являются и действия продавца, передавшего покупателю товары, не соответствующие по качеству условиям заключенного договора. Для решения вопроса о противоправности действий участника гражданского оборота в соответствующих случаях привлекаются обычаи делового оборота или иные обычно предъявляемые требо­вания. Так, если при заключении договора пожизненного содер­жания с иждивением стороны не оговорили, какие размеры и ви­ды питания, ухода и необходимой помощи покупатель обязуется предоставлять продавцу до конца его жизни, то в случае спора суд будет рассматривать поведение покупателя с точки зрения не только добросовестности и разумности, но и обычно предъявляе­мых в данной местности требований к этим видам услуг. Это озна­чает, что критерием неправомерности действий покупателя в дан­ном обязательстве будут служить и обычаи делового оборота или иные обычно предъявляемые требования, на которые ориентирует ст. 309 ГК. Неправомерность поведения нанимателя жилого поме­щения и членов его семьи, служащего основанием для выселения без предоставления другого жилого помещения, ввиду невозмож­ности для других совместного проживания с ними, может быть определена в силу ст. 98 ЖК только с привлечением моральных принципов нашего общества.

Бездействие лишь в том случае становится противоправным, если на лицо возложена юридическая обязанность действовать в соответствующей ситуации. Обязанность действовать может вы­текать из условий заключенного договора. Так, противоправным является бездействие поставщика, не осуществившего поставку товара в сроки, определенные договором поставки. Обязанность действовать может вытекать из служебного положения лица. Так, работник спасательной станции должен принять все необходимые и возможные меры по спасению утопающего. Неисполнение этой обязанности делает его поведение противоправным. Бездействие же отдыхающих на пляже граждан не носит противоправного ха­рактера, так как на них лежит лишь моральная обязанность по спасению утопающего. Обязанность совершить определенное дей­ствие может вытекать из закона. Так, в соответствии со ст. 227 ГК нашедший потерянную вещь обязан возвратить ее лицу, потеряв­шему ее, или собственнику вещи.

  1. Убытки, причиненные должником, как условие гражданско-правовой ответственности (понятие убытков, действие принципов полного возмещения убытков в гражданском праве РФ, способы определения объема причиненных убытков, ограничение права на полное возмещение убытков).

Согласно ст. 15 ГК: Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются те отрицат последствия, которые наступили в имущ сфере потерпевшего в результате совершённого против него гражд правонарушения. Эти отриц последствия состоят из 2 частей: 1) уже состоявшиеся или предстоящее уменьшение его наличного имущества - реальный ущерб, который включает в себя расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (п. 2 ст. 15 ГК);

2) неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено - упущенная выгода.

В состав реально­го ущерба входят не только фактически понесенные соответствую­щим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

При определении размера упущенной выгоды также должны учитываться только точные данные, которые бесспорно подтверж­дают реальную возможность получения денежных сумм или иного имущества, если бы обязательство было исполнено должником надлежащим образом. Поэтому при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 ГК).

Гражданское законодательство закрепляет принцип полного возмещения убытков. В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмот­рено возмещение убытков в меньшем размере. Это означает, что, по общему правилу, возмещению подлежат обе части убыт­ков — как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

Вместе с тем соглашение об ограничении размера ответствен­ности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в каче­стве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательства или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоя­тельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадле­жащее исполнение обязательства. Например, ничтожным будет соглашение между покупателем-гражданином и предприятием розничной торговли, по которому предприятие не несет ответст­венности перед покупателем в виде возмещения убытков в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества.

Однако по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограни­ченная ответственность (ст. 400 ГК)). Так, в соответствии со ст. 796 ГК перевозчик отвечает за ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением груза или багажа, только в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа (при повреждении — в размере суммы, на которую понизилась их сто­имость). Упущенная выгода возмещению не подлежит.

В условиях инфляции, когда цены постоянно меняются, важно установить правила, по которым исчисляются убытки. Такие пра­вила установлены п. 3 ст. 393 ГК. Если убытки причинены неис­полнением или ненадлежащим исполнением обязательства, то при определении убытков принимаются во внимание цены, суще­ствовавшие в том месте, где обязательство должно было быть ис­полнено, в день добровольного удовлетворения должником требо­вания кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, — в день предъявления иска. Указанные правила применя­ются в том случае, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Исходя из обстоятельств дела, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, при­нимая во внимание цены, существующие в день вынесения реше­ния. Если нарушенное право может быть восстановлено в натуре путем приобретения определенных вещей (товаров) или выполнения работ (оказания услуг), стоимость соответствующих вещей (товаров), работ или услуг должна определяться по изложенным выше правилам и в тех случаях, когда на момент предъявления ис­ка или вынесения решения фактические затраты кредитором еще не произведены.

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого до­ходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмеще­ния наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Например, если арендатор задержал возвращение арендованного оборудования на один месяц и за этот период получил доход от его эксплуатации, то арендодатель впра­ве требовать возмещения упущенной выгоды в размере не мень­шем, чем доход, полученный арендатором за время неправомерно­го использования арендованного имущества.