Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат по аспирантуре.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
250.37 Кб
Скачать

Заключение

На наш взгляд, отталкиваясь от цивилистического подхода к правовой сущности органов и тканей, последние - особые объекты гражданских прав, причем вещного характера. Объекты трансплантации до отделения и после трансплантации реципиенту суть нематериальные блага, выраженные в праве на здоровье, телесную неприкосновенность, а также праве на достойное отношение к телу после смерти. В момент отделения возникает новый объект, который в силу тесной личностной связи с донором и генетической связи с его телом (генетический код, производность тканей) невозможно однозначно отнести к вещам, но, несомненно, следует признать его вещную природу, поскольку он – дискретный объект материального мира, который может быть в обладании человека и который служит удовлетворению его потребностей. Это вещь личностного характера, требующая включения в ст. 128 ГК РФ путем поправок, а также разработки и принятия проекта отдельной статьи ГК РФ, посвященной правовому регулированию вещей личностного характера.

В отношении объектов трансплантации должно возникать особое вещное право – право трансплантационного использования, в связи с чем, предлагается поименовать данное вещное право в ст. 216 ГК РФ. Оно имеет абсолютный характер, но ограниченный во времени и осложненный целью использования – осуществление трансплантации в целях спасения жизни и восстановления здоровья реципиента. Право трансплантационного использования передается на возмездной (безвозмездной) основе вместе с объектом трансплантации медицинскому учреждению, имеющему лицензию на забор и хранение объектов трансплантации, по договору донорства. Последнее осуществляет распоряжение данным объектом путем осуществления его имплантации в организм реципиента. Отношения донорства и трансплантации должны регулироваться договорным механизмом.

Необходимо разрешение возмездных сделок с объектами трансплантации, обязательными сторонами которых станут донор и государственное медицинское учреждение путем внесения поправок в Закон РФ «О трансплантации». Медицинское учреждение должно обладать преимущественным правом покупки органов и тканей у граждан по установленным государством ценам, ежегодно индексируемым с учетом инфляции. Стоит отметить, что данные цены должны предполагать не стоимость медицинских услуг по восстановлению здоровья донора после операции, а реальную стоимость пересаживаемого органа. Подобным образом, государственное медицинское учреждение, приобретая органы и ткани у доноров, сможет создать и периодически пополнять банк органов и тканей, в дальнейшем используемых для трансплантации. Сделки между реципиентом и государственным медицинским учреждением по трансплантации органов и тканей должны быть безвозмездными.

По договору возмездного донорства одна сторона (донор) обязуется передать вещь (объект трансплантации) на праве трансплантационного использования другой стороне (медицинскому учреждению), а медицинское учреждение обязуется изъять объект трансплантации из организма донора при непричинении его здоровью существенного вреда, принять изъятый объект трансплантации и уплатить за него определенную денежную сумму (цену), определяемую капитализацией вреда здоровью. По договору безвозмездного донорства (элементы договора дарения) акт донорства осуществляется в форме пожертвования. Касательно заключения Акта донорства, то представляется предпочтительной нотариальная форма. По договору трансплантации исполнитель (медицинское учреждение) обязуется оказать услуги по имплантации объекта трансплантации в организм реципиента, а реципиент обязуется оплатить эти услуги. Причем оплата трансплантационных услуг осуществляется через систему обязательного медицинского страхования.

Несмотря на то, что в большинстве государств закреплен запрет на возмездное донорство, исключение составляет Иран, Турция и Индия, где сфера трансплантационных услуг от этого не криминализуется.1 По нашему мнению, Российское государство должно отказаться от «презумпции согласия» на посмертное донорство, признав оптимальность договорного механизма «расширенной модели», предоставляющей возможность родственникам умершего донора дать согласие на изъятие и заключение Акта постмортального донорства. В случае прижизненного и посмертного донорства в России, как нигде, необходимо обязательное участие в качестве гаранта добровольности Акта донорства нотариуса.