Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пушкин и Дубров Парапсихология.doc
Скачиваний:
100
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
3.11 Mб
Скачать

Глава 2. История вопроса

Прежде чем рассмотреть теоретические вопросы парапси­хологии и ее связь с основными понятиями естествознания, следует оста­новиться на ее общем историческом развитии. Необходимо знать, на ка­ком историческом фоне шло ее развитие, какие этапы она прошла, как она изменялась со временем и отношение к ней со стороны ученых.

Это тем более нужно сделать, поскольку исторический метод являет­ся одним из основных принципов науки: „...самое важное, чтобы подой­ти к этому вопросу с точки зрения научной, это — не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (1, т. 39, с. 67).

Парапсихология имеет свою историю, уходящую корнями в глубь веков (347, 352, 371). Эту историю принято делить на ряд периодов — древний и ранний (XIII-XVHI вв.), средний (примерно от 1850 до 1950 г.) и современный период. Столь длительная история этой науки не должна удивлять, ибо с момента зарождения цивилизации в древ­них Месопотамии и Египте, Индии и Китае, Греции и Риме пытливый ум человека ставил вопросы, извечно волновавшие людей, — о сущ­ности жизни и смерти, сознании, бессмертии, душе, Вселенной и месте человека в ней.

149

Люди давно сталкивались с проявлением необычайных свойств чело­веческой психики, с паранормальными явлениями (пси-явлениями), ибо во все времена и во всех странах мира всегда находились отдельные лич­ности, проявлявшие незаурядные знания и способности, поражавшие обычных людей, — это были жрецы, шаманы, оракулы, ясновидящие, медиумы (335, 340, 357, 364).

Наука в те далекие времена находилась в зачаточном состоянии, и все знания основывались на религиозно-философских учениях, мистиче­ских понятиях и верованиях. Архаичные и интуитивные натурфилософ­ские представления отражали ранние этапы познания человеком окру­жающего мира и места человека в нем, и, естественно, они не могли дать объяснения паранормальным явлениям иначе, как с религиозно-мисти­ческих позиций, объявляя чудом каждое необычное проявление психики человека. Этот древний период истории изучения сознания и необыч­ных свойств психики подробно рассмотрен в литературе (154, 352, 364).

Последующий ранний период в истории парапсихологии охватывал собой все средневековье и продолжался вплоть до начала XVIII столетия. Он характеризовался широким распространением среди людей магиче­ских представлений, мистических верований, колдовства, гадания, сос­тавлявших обширную систему средневекового знания (352). Историко-социологические исследования показывают, что, хотя магия сопровож­дает человека на протяжении всей его истории, в этот период она достиг­ла своего высшего расцвета, так что возникла даже религиозная идеоло­гия колдовства (337). Наука тогда развивалась в тесном соприкоснове­нии с магическими верованиями, поэтому многие мыслители прямо обращались к магии, спиритизму и алхимии (355).

Реакция средневекового общества и церкви на колдовство вырази­лась в печально известной охоте на ведьм, в результате которой погиб­ло около полумиллиона человек, среди них 85% женщин (337). Социаль­но-политической основой охоты на ведьм была боязнь правящих кру­гов средневекового общества и церкви любых социальных перемен — разрушения сложившихся религиозных устоев, привычного жизненного уклада. Сам Иоган Кеплер в своих автобиографических записках вспо­минает, что его мать, помогавшая больным в лечении травами и настой­ками, была обвинена в колдовстве и подверглась в связи с этим тя­желым испытаниям (366).

В конце этого раннего периода одной из известных колоритных фи­гур был шведский ученый Сведенборг (1688—1772), автор работ по психологии, гипнозу, обладавший ясновидением. Историки сообщают, что однажды его исключительная способность ясновидца была проверена и подтверждена в присутствии великого немецкого философа И. Канта, скептически относившегося к этим явлениям (154).

Во время колдовства и магических заклинаний человек впадал в транс, а в результате приема галлюциногенных трав и наркотических 150

снадобий в экстатическом состоянии разговаривал сам с собой, с „духа­ми" умерших людей, вызывал у себя такие необычные психические со­стояния, как бред, галлюцинации, ясновидческие и психокинетические С1юсобности, чем поражал воображение присутствующих и укреплял веру в свою магическую силу (350).

Мистическая обстановка транса, необычные психические состояния, на фоне которых проявлялись пси-явления, прочно закрепили мнение о парапсихологии как оккультной науке. С тех пор она понесла этот тяжелый груз мистических наслоений и суеверных представлений дале­кого прошлого, и поэтому, несмотря на стремительный прогресс в по­следующие периоды, она считалась наукой мистической, полной суеве­рия, наследницей магии и колдовства. По-видимому, с этим связана сложившаяся уже в настоящее время курьезная ситуация: относить к парапсихологии все непонятные и таинственные явления — неопоз­нанные летающие объекты, странные явления на море, космических пришельцев и т. д. (338).

Средний период в истории изучения пси-явлений (XVIII—XIX вв.) отмечен деятельностью многих лиц, но среди них выделялись австрий­ский врач Ф. Месмер (1734—1815), живший во Франции, и барон Карл фон Райхенбах, немецкий промышленник и химик. Несмотря на то что они жили и работали в разное время, оба они заявили о своем открытии особой энергии, воздействием которой объяснялись все известные в то время спиритические и медиумические явления, с помощью которых можно было воздействовать на живую и неживую материю.

Работы Ф. Месмера по „животному магнетизму" получили большую известность, завоевали много сторонников, но были критически встрече­ны официальной наукой. Специальная комиссия, назначенная француз­ским правительством в 1784 г., среди членов которой были известные ученые А. Лавуазье и Б. Франклин, не подтвердила существование „жи­вотного магнетизма" и его действия, но это не уменьшило энтузиазма и активности его сторонников.

Карл фон Райхенбах опубликовал свои наблюдения о существовании особой „одической" энергии на страницах солидных немецких научных журналов „Анналы химии" (1845) и „Анналы физики и химии" (1861), но его идеи тоже не были восприняты научной общественностью. Значи­тельным событием в это время явилось издание Густавом Фехнером (1801—1887) книги „Элементы психофизики", положившей начало экс­периментальной психологии.

Следует указать, что этот период в истории парапсихологии отличал­ся необычайно большим распространением спиритизма в разных странах мира, охватившего все социальные слои общества. Естественно, такое повальное увлечение „вызыванием духов", столоверчением и верчением блюдец привело к усилению скептического отношения к парапсихологии со стороны многих серьезных ученых. Например, в России всемирно из­вестный химик Д. И. Менделеев критически относился к сеансам спири-

151

тизма и медиумизма (323). Несмотря на то что со стороны крупнейших представителей науки и интеллигенции того времени (А. Бутлеров, С. Аксаков, Е. Вагнер и др.) ему были представлены серьезные доказа­тельства существования паранормальных явлений, они не убедили Д. И. Менделеева.

На Западе большую известность в это время приобрели книги по спи­ритизму, написанные французским доктором медицины Л. Ривайлем (1804—1889), публиковавшим их под псевдонимом Алан Кардек. Его популярность была очень большой, особенно в странах Латинской Аме­рики, где он считался основателем теории медиумических явлений. А. Кардек обладал сильными экстрасенсорными способностями, что побудило известного французского ученого-астронома К. Фламмарио-на исследовать их, а результаты этих исследований бьши опубликованы в его книге „Таинственные психические силы" (1907).

Многие имена исторических личностей и известных ученых можно было бы упомянуть при рассмотрении этого этапа в истории парапсихо­логии. Но следует отметить, что поворотным пунктом во всей истории изучения парапсихологии было создание в 1882 г. в Лондоне „Общества по исследованию психических явлений" во главе с Генри Сидгвиком (1863-1900) и Фредериком Майерсом (1843-1901).

Исключительно сильное влияние на развитие парапсихологии в этот период оказали У. Джеймс, В. Принце и известный физик сэр У. Крукс, а также У. Кэррингтон (341, 342, 358), проводившие подробные иссле­дования таких сложных явлений, как экспериментальная телепатия, ясновидение, психокинез, и стремившиеся дать им физические объяс­нения.

Хотя развитие парапсихологии в последующие годы шло главным образом в университетах Англии и в особенности США, ученые других стран внесли свой вклад в серьезное изучение и обоснование реально­сти парапсихологических феноменов. Необходимо упомянуть работы советского психофизиолога Л. Л. Васильева (26), В. М. Бехтерева, немецкого исследователя Г. Бендера (144), итальянского ученого Ф. Каззамалли и др.

Для доказательства способности людей к телепатии долгое время использовался метод угадывания символов на картах Зеннера с изоб­ражением креста, квадрата, треугольника, звезды и волнистых линий. Карты помещались в закрытые двойные конверты, и испытуемые должны были угадать нарисованные на них символы. Методика позволя­ла проводить строго количественный учет правильных ответов, и ее использование составило целый период в истории парапсихологии.

Результаты многолетних исследований были обобщены в книге Дж. Райна „Шестьдесят лет изучения сверхчувственного восприятия" (367), которая вскоре стала классической книгой. В ней были пред­ставлены материалы опытов, проведенных учеными-психологами, пара­психологами и другими специалистами с 1880 по 1940 г. За этот период

было поставлено 145 опытов по сверхчувственному восприятию с учас­тием 77,8 тыс. человек, сделавших 4,9 млн определений карт, причем в 106 опытах результат значительно превзошел случайное ожидание, рассчитанное по теории вероятности.

Указанная книга ознаменовала собой окончание большого этапа исследований в парапсихологии, и, хотя впоследствии она подверглась критике (43), это пошло на пользу науке. В частности, для точности про­ведения экспериментов было предложено использовать компьютерное автоматизированное тестирование людей при определении их пси-спо­собностей, а также приборы для автоматического подсчета очков для получения корректных данных в пси-исследованиях.

К этому же периоду относится появление сенсационных работ по фи-топсихологии — изучению восприятия у растений, их способности при­нимать информацию от живых организмов (27, 28, 29). Многие исследо­вания взаимосвязи „человек—растение" и „животное—растение" были проведены очень тщательно и в условиях полностью автоматизированно­го- эксперимента. Эти исследования расширили и без того очень широкие границы парапсихологии и ко многим трудным вопросам о сущности пси-явлений добавили еще не менее сложные и загадочные вопросы фитопсихологии.

На страницах многих парапсихологических журналов и в критиче­ских статьях противников парапсихологии давно высказывались пред­ложения изучать пси-явления с привлечением широкого круга обычных людей. В конечном счете это стремление нашло свое выражение в том, что парапсихологические опыты стали проводить с обычными людьми, а не только с уникальными экстрасенсами (351, 353, 369). Вскоре на этом пути были получены интересные и устойчивые результаты по выявлению сверхчувственного восприятия, психокинезу, дистанцион­ной связи между людьми, связи человека с растениями и т. д. В значи­тельной мере этому способствовало применение точных электрофизио­логических методик (электрокардиография, электроэнцефалография, плетизмография и др.) и использование высокочувствительных методов экспериментальной физики и физико-химии (343).

Внимание большого числа ученых к проблеме, привлечение к опытам широкого круга людей, упор на воспроизводимость и устойчивость полу­чаемых результатов, использование тонких и точных физических мето­дов съема медико-биологической информации, полная автоматизация эксперимента, проведение планируемых экспериментов с двойным сле­пым контролем, изучение сверхслабых физических полей биологиче­ских объектов — все это позволило сделать значительные шаги в изуче­нии и объективизации пси-явлений и биополя. В состав исследователь­ских групп входили ученые различных специальностей — физики, психо­логи, математики, кибернетики и другие, что позволило всесторонне изу­чать эти сложные вопросы (34, 60, 104а, б, 141, 206, 269, 273, 362).

Рассматривая особенности становления и развития парапсихологии в

153

современный период, необходимо указать на ряд причин, сыгравших важную роль в деле ее признания со стороны научной общественности. Усиленная эмиграция из разных стран Востока в Европу и Америку при-вела к быстрому развитию на Западе разных школ, центров и институ. тов, изучающих и пропагандирующих восточные религиозно-философ. ские и этические учения (йога, дзен и др.). Эти организации издают свои книги, журналы, бюллетени, газеты; проводят курсы лекций с при­влечением высококвалифицированных преподавателей, а также практи­ческие занятия по обучению аутотренингу, гипнозу, медитации, развитию и овладению пси-способностями (345,346, 360,373).

Поэтому такие сложные паранормальные явления, как телепатия, ясновидение, астральный выход, левитация, были восприняты научной общественностью уже не в качестве очередной сенсации, а как вполне закономерные, хотя и необычные, явления (52, 359).

Утверждению парапсихологии способствовали и другие причины, например практическое применение экстрасенсорных явлений в медици­не (348), а также широкое распространение в разных странах пси-лече­ния и диагностики. Кроме того, появились такие новые одаренные экстрасенсы высокого класса, как Мэтью Мэнинг, Борис Ермолаев, Джуна Давиташвили, Г. Кенчадзе, Ю. Воробьева, Ф. Конюхова, М. Бага-ури, Инго Свэн, Джун Сакагучи, Масуаки Кийота, Майк Эдварде, Стив Шо, способные проводить психокинетические демонстрации как в лабо­раторных условиях, так и в большой аудитории.

Параллельно идущие с этим исследования медитации, аутогенной тренировки с обратной биологической связью, асимметрии мозга и другие работы по изучению особенностей высшей нервной деятельности дали многое в понимании работы полушарий головного мозга, кортико-висцеральных связей, переходных состояний между сном и бодрство­ванием, пограничных состояний, пространственно-временной организа­ции нервно-психической деятельности (122, 273, 339, 361, 368, 370).

„Парапсихология: фикция или реальность?" — этот вопрос, вынесен­ный в заголовок статьи известных советских ученых-психологов (120), очень точно отражает не только современный статус парапсихологии, но и ту борьбу мнений, которая постоянно сопровождает ее развитие. За истекшее столетие парапсихология прошла сложный и тернистый путь исканий и ошибок, заблуждений и открытий, путь от спиритического верчения столов и блюдец, „говорящих" стуков до применения кванто­вой физики, топологии и теории относительности (344, 372).

В то же время ученых в различных областях науки, куда вторгается парапсихология, ставит в недоумение то, что для объяснения пси-явлений нет общей физической теории. Однако правильнее было бы сказать, что гипотезы и теории многократно выдвигались, но все они требовали не­обычных допущений для объяснения пси-явлений — использования нейт­рино, наличия сверхсветовых частиц — тахионов, обратимого течения времени, новых видов полей, частиц, подпорогового восприятия, кол-154

jHoro сознания и подсознания (365). Логика обычного мышления »т таких подходов и решений, которые позволили бы применить 1ся на сегодня в науке физико-математический аппарат, теории, званные современной наукой, не противоречащие установлен-основным законам и положениям и имеющие четкие причинно-дедотвенные отношения.

йл. Новый этап в современном изучении пси-явлений начался примерно $ J970 г., когда в разных центрах и институтах мира, в физических лабо­раториях началось серьезное изучение паранормальных явлений и ученые §няотную подошли к глубокой теоретической разработке основ этих делений. В настоящее время более чем в 30 странах имеются такие ис­следовательские центры с большим числом лабораторий (128), а количе­ство получаемой информации в этой области быстро возрастает (311). Она периодически подвергается анализу и обсуждению специалистами, усматривающими все аспекты становления парапсихологии как науки (334).

Усилия исследователей в настоящее время направлены на оценку значимости используемых методов, поиск новых методов исследования и путей подходов к изучению пси-явлений, обновление понятийного ап­парата, создание концептуальных обобщений, отбор экспериментальных фактов, наиболее значимых и ведущих к установлению общих законо­мерностей (3, 137, 138, 149, 152, 287, 321, 334, 336, 349, 355, 359, 363, 375,376).

Исследования показывают, что пси-явления требуют для своего объяснения не обычного подхода, а понимания и развития новых физи­ческих закономерностей и решения таких логико-математических задач, онто- и гносеологических проблем, которые лишь начинают раз­рабатываться в современной науке (39, 141, 276, 277, 278). На это спра­ведливо обратил внимание профессор физики Кембриджского универси­тета Нобелевский лауреат Б. Джозефсон, автор открытия сверхпроводи­мости: „Психические явления также, по-видимому, нарушают некото­рые наши ранее сложившиеся представления о пространстве, времени и причинности" (354).

Все вышеизложенное показывает, что наблюдается новая тенденция в оценке парапсихологии и ее роли в системе научного анализа. Парапси­хология предстает как научная дисциплина об экстрасенсорике, изучаю­щей резервные возможности, скрытые в человеке, она выступает провоз­вестницей новых физических идей и закономерностей, знание которых много даст для понимания фундаментальных проблем психологии и фи­зики (287, 304, 344, 365). Именно на этом взаимообогащении наук возможно дальнейшее продвижение современного естествознания в изу­чении связи материи и энергии, пространства и времени, в познании высшей формы движения материи — психической деятельности, выяв­лении единства и сущности законов природы.

155