Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Продолжение дурацкой шпоры по дурацкому предмет....docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
22.12.2018
Размер:
37.52 Кб
Скачать

6. Школьные реформы в России в конце XIX - начале XX вв.

На рубеже XIX-XX вв. вопрос о реформах школьного образования оказался в центре общественного внимания в России. Либеральные партии и педагогические организации предлагали обширную программу демократических реформ школы (бесплатное обязательное начальное обучение, преемственность всех ступеней образования, равенство мужского и женского образования и т. д.), которая была принята на съездах по народному образованию в 1908-1913 гг. Сходные требования выдвигались в программах радикальных партий, прежде всего РСДРП, но при этом необходимым условием подобной перестройки школы называлось революционное свержение самодержавия. В 1904 г. на реформу образования были выделены государственные субсидии, но она была отложена из-за начавшейся войны с Японией. Первая Государственная дума приняла законопроект о введении в течение 10 лет всеобщего начального обучения (1906г), который не был одобрен Государственным советом. В 1907 г. Вторая Государственная дума рассмотрела правительственный проект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», основные положения которого вошли в закон 1908 г. о дополнительных ассигнованиях на нужды начального народного образования, Согласно этому закону города и земства стали получать некоторые суммы под реализацию планов всеобщего обучения. Законом 1908 г. предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение.

В 1904 г. на реформу образования были выделены государственные субсидии, но она была отложена из-за начавшейся войны с Японией. Первая Государственная дума приняла законопроект о введении в течение 10 лет всеобщего начального обучения (1906г), который не был одобрен Государственным советом. В 1907 г. Вторая Государственная дума рассмотрела правительственный проект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», основные положения которого вошли в закон 1908 г. о дополнительных ассигнованиях на нужды начального народного образования, Согласно этому закону города и земства стали получать некоторые суммы под реализацию планов всеобщего обучения. Законом 1908 г. предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение.

В июне 1910 г. министерство народного образования представило в Государственную думу проект реформы образования, устанавливающий единый тип средней школы-гимназии. При них иметь приготовительные классы, открывать подготовительные училища с 3-летним курсом обучения. Окончившие училища, согласно проекту, должны приниматься в 3 класс гимназии. В законопроекте «и частных учебных заведениях классах и курсах» подробно рассматривались правовые аспекты организации "того типа учебных заведений. Аналогично государственным школам и гимназиям они делились на три ступени: низшие, средние и высшие. По своему организационному строению частные учебные заведения могли быть мужскими, женскими и смешанными. При частных школах могли организовываться общежития. Большими правами обладали учредители, которые могли существенным образом влиять на многие стороны учебно-воспитательного процесса. Закон детально прописывал круг лиц, которые не могли выступать учредителями, а также порядок открытия, и руководства учебными заведениями. В целом данные законопроект содержал весьма обширную программу развития частного образования в России и оговаривал формы государственного контроля и регулирования в этой сфере1".

Под руководством министра народного просвещения П.Н. Игнатьева был разработан План реформы средней школы (1916 г.), которым предусматривалось создание единой школы (гимназии) с семилетним курсом, обучения и двумя ступенями. После четвертого класса учащиеся должны были обучаться по трем направлениям: новогуманитарное (с базовым предметами литературой и языками), гуманитарно-классическое (с углубленным изучением древних языков), реальное (с двумя отделениями - естественных наук и математики). В учебном плане должны были доминировать отечественные язык и литература, история и география.

Сеть начальных учебных заведений в начале XX в. состояла из министерских, церковно-приходских, земских и школ других ведомств. В 1912 г. появились высшие начальные училища с четырехгодичным курсом обучения (после трех- четырехлетней элементарной школы), в учебный план которых включались дополнительно алгебра, геометрия, физика, история, география, естествоведение, рисование, черчение, пение и гимнастика). Училища открывали в городах (преобразовывая существующие городские училища или создавая новые) и в селах. В 1915 г. в стране насчитывалось 1,5 тыс. высших начальных училищ и число их продолжало расти.

В 1912 г. появились высшие начальные училища с четырехгодичным курсом обучения (после трех- четырехлетней элементарной школы), в учебный план которых включались дополнительно алгебра, геометрия, физика, история, география, естествоведение, рисование, черчение, пение и гимнастика). Училища открывали в городах (преобразовывая существующие городские училища или создавая новые) и в селах. В 1915 г. в стране насчитывалось 1,5 тыс. высших начальных училищ и число их продолжало расти.

9. Характеристика особенностей исторического и этнокультурного развития Самарской губернии.

По данным переписи населения, проведенной в 1897 году, в этнографическом плане Самарская губерния представлена следующими народами: русские-64,5%, немцы-8,2, морва-8,7, татары-6, украинцы-4,3, чуваши-3,3, башкиры-2,1 и другие национальности 2,9. Губерния составлена из различных народов и представлена полиэтнической и поликонфессиональной общностью. Население Самарского края формировалось в течение ряда столетий. С древнейших времен Среднее Поволжье было пограничьем различных по происхождению этнических массивов.

Когда-то за рекой Самарой, в стороне нынешнего Новокуйбышевска, простирались чужие земли – кочевья башкир, ногайцев, а прямо по реке проходила государственная граница Руси. В 1586 г. Самара была основана как погранзастава, чтобы оберегать русские земли от ногайских кочевников. Время шло, некогда враждующие народы переходили к сотрудничеству, а плодородные волжские земли влекли сюда переселенцев. Рядом стали жить русские, чуваши, татары, мордва, немцы, калмыки, украинцы, башкиры, евреи. Разные культуры, быт, традиции, религии, языки, формы хозяйствования... Но всех объединяло одно стремление – созидать, строить, растить детей, осваивать край.

Одинаковые условия хозяйствования, тесные контакты в процессе освоения края, явились основой для выработки в традиционной культуре народов интернациональных черт. Примечательной особенностью Самарского края является отсутствие межнациональных конфликтов и столкновений. Многолетнее мирное сожительство, использование всего ценного в быте и хозяйстве соседей оказывало благодатное влияние на создание прочных связей между русским населением и другими народами Поволжья.

По данным переписи 2002 года на территории области проживает 3 миллиона 240 тыс. человек. Этнический состав населения Самарской области многонационален: 135 национальностей (для сравнения, всего в России – 165). Национальный состав населения таков:

русские составляют большинство 83,6% (2 720 200);

татары – 4% (127 931);

чуваши – 3,1% (101 358);

мордва – 2,6% (86 000);

украинцы – 1,8% (60 727);

армяне – 0,7 % (21 566);

азербайджанцы – 0,5 % (15 046);

казахи – 0,5 % (14 918);

белорусы – 0,4 % (14 082);

немцы - 0,3% (9 569);

башкиры – 0,2 % (7 885 чел.);

евреи – 0,2% (6 384);

узбеки – 0,2 % (5 438);

цыгане – 0,2% (5 200);

таджики – 0,1 % (4 624);

марийцы – 0,1 % (3 889);

грузины – 0,1 % (3 518);

11. История расселения немцев на территории Самарской губернии. Особенности организации немецких школ.

Массовое переселение немцев в Россию, в том числе и в Самарский край, связано с манифестом Екатерины II 1762 года, которым было дано разрешение всем иностранцам селиться на незаселенных территориях России. Уже к 1767 г. на Волге обосновалось 106 колоний, а к моменту образования Самарской губернии (1851 г.) на ее территории сосредоточилась 131 немецкая колония. Кроме того, в состав губернии вошли Николаевский и Новоузенский уезды. Оба уезда были местом исконного проживания поволжских немцев.

Деятельность самарских немцев в различных областях экономики и культуры оставила глубокий след в развитии губернии. Имена многих из них вошли в историю. Это основатель и владелец Жигулевского пивоваренного завода Альфред фон Вакано, основатель и владелец макаронной фабрики О.К. Кеницер, хозяева самарской кондитерской фабрики братья Мецлер, инспектор врачебной управы Ю.Б. Укке, доктор медицины В.А. Штанге, управляющий самарской удельной конторой П.А. Рихтер и др. В Самаре были воеводы немецкого происхождения: В.Я. Эверлаков (1671-1672), А.Д. Фонвизин (1672-1674), А. Шель (1676). В настоящей работе используется понятие национальной школы, которое подразумевает учебное заведение, специально организованное для немецких детей с родным языком преподавания. Ведь именно язык является важнейшим каналом передачи и сохранения культуры, средством самоидентификации народа. Такому определению немецкая школа соответствовала в период с момента появления первых переселенцев в России и до начала Великой Отечественной войны. После водворения колонистов на новые земли власти не вмешивались в вопросы их духовной жизни, поэтому школа оставалась вне поля зрения государства. В Манифесте Екатерины II 1763 г. среди льгот и привилегий для иностранцев гарантировалась свобода вероисповедания, независимость внутренней для поселений юрисдикции. Но ни в этом документе, ни в первой инструкции, разработанной в 1768 г. Саратовской конторой опекунства иностранных, ни при реорганизации Саратовской конторы в 1797 г., ни при разработке инструкций внутреннего распорядка и управления в саратовских (1800) и новороссийских (1801) колониях – нигде вопросы школы специально не поднимались. Правительство считало школьный вопрос внутренним делом церкви и самих поселенцев. Первым законом, регулировавшим школьное образование немцев, было Положение «О правилах школьного и катехизического учения в колониях саратовских иностранных поселенцев» от 5 марта 1840 г.2

Духовенство и мирское общество колоний традиционно рассматривали школу как филиал церкви, а единственной целью обучения рассматривалась подготовка детей к конфирмации. Эти два института, церковь и школа, были неразрывно связаны друг с другом духовно и организационно со времени Реформации, т.к. протестантское вероучение требовало грамотности от каждого верующего. Занятия с детьми проводили шульмейстеры, они же были помощниками пастора, их содержала сельская община. Поэтому невмешательство государства, с одной стороны, и традиционный взгляд населения на образование, с другой, привели к тому, что на протяжении многих десятилетий школа фактически находилась в руках духовенства.

Немецкая школа в России изначально носила общественный характер, отличалась высоким уровнем самоорганизации. Обучение было всеобщим и обязательным для детей 6–14 лет. Эта традиция была привнесена из Германии. Однако на исторической родине такой подход к школе сформировался при самом активном участии государства. Впервые принцип принудительного обучения был провозглашен в Веймарском школьном уставе 1619 г. Пасторам и учителям вменялось в обязанность вести списки детей от 6 до 12 лет. Этот же принцип содержался и в школьном законе Эрнста Благочестивого для Готского герцогства от 1642 г.3 На протяжении XVIII в. все протестантские германские государства издали соответствующие указы об обязательности обучения детей. В Пруссии начало обязательному обучению положил король Фридрих Вильгельм I в 1715 г., но окончательно этот принцип установился в 1763 г. в связи с принятием Фридрихом II «Общего устава сельских училищ»4. Регламент 1763 г. обязывал каждое сельское общество содержать за свой счет собственную школу, а любой учитель должен был получить педагогическое образование в особых семинариях. Закон определял содержание школьных занятий, это были чтение, письмо, закон Божий, пение и начало счета. Несколько дальше прусского шел устав Саксонии 1773 г.: добавлялась арифметика, беседы по географии и истории, сведения о хозяйстве и ремеслах, об основных законах, об употреблении календаря, газет и других полезных вещей5. Таким образом, к моменту переселения немцев в России во всех германских государствах оформилась система обязательного всеобщего начального образования. Именно этот общественно-государственный опыт использовался переселенцами на новой родине. Чем позднее переселенцы покидали немецкие земли, чем дольше они подчинялись школьным правилам на исторической родине, тем больший интеллектуальный потенциал переносился на новые земли и использовался при организации собственных школ.

Невмешательство царского правительства в вопросы образования колонистов объясняется и тем, что оно ничего не могло предложить новым поселенцам в отношении школьного устройства, поскольку в XVIII в. система народного образования России лишь зарождалась. Петровские цифирные школы успеха не имели, да крестьяне в них и не допускались. К 1744 г. осталось не более 8 школ,6 а в 1744 г. они были и вовсе упразднены. Начало новому этапу в народном образовании положил «Устав народных училищ», разработанный комиссией П. В. Завадовского и утвержденный Екатериной II в 1786 г. Устав провозгласил народное образование государственным делом. Однако и этот закон не затрагивал сельское население, училища открылись лишь в 25 губернских городах. В основу екатерининских преобразований была положена австрийская система образования, которая считалась лучшей в педагогическом отношении в Европе. Россия активно применяла и опыт Пруссии, и в этом она не была исключением. Опыт устройства прусских элементарных школ использовали в XIX в. Англия и Франция. В 1790 г. Россия при 26 миллионах населения имела не более 269 учебных заведений7. Все это были городские училища. Сельское население практически оставалось без школ. Одним из важнейших вопросов, вокруг которого строилась политика правительства в отношении немецкой школы в пореформенный период, был вопрос владения колонистами русским языком. Для самих колонистов это тоже был немаловажный вопрос. Переселение в Россию, в чуждое по языку государство, расселение их компактными и изолированными округами – все это с неизбежностью порождало взаимосвязанные проблемы: необходимость знания нового языка и одновременно сохранения материнского языка и культуры. Это были важнейшие составляющие культурной и духовной жизни немецкого населения на протяжении всего времени проживания в России.