Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
M_Kurbakova_Istoriya_pressy_2008.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
2.16 Mб
Скачать

Глава II Провинциальная пресса и российская цензура

Российская верховная власть, внедрив периодическую печать, не допустила ее бесцензурной свободы. Права и обязанности представителей журналистского корпуса были помещены в законодательные рамки цензурного Устава, который содержал предписания для всех акторов массовой коммуникации: представителей журналистского корпуса, губернских цензоров, губернаторов, а также героев публикаций и читателей, имеющих основания выступать с опровержением. Таким образом вносимые Уставом «ограничения» служили упорядочению отношений, содержали процедуру возбуждения судебных дел против нарушителей закона в интересах тех, кто пострадал от противоправных действий, совершенных посредством печатного слова.

Эпохальным событием для истории России явилась отмена предварительной цензуры на условиях, изложенных в Указе Правительствующему Сенату от 1 апреля 1865 г.: при сохранении «административных взысканий по установленным на то правилам», «желая дать отечественной печати возможные облегчения и удобства», Александр II весьма ощутимо изменил условия существования российской прессы.

Но самое важное решение по прессе готовилось к марту 1881 г.: с июля 1880 г. под председательством П.А. Валуева работало Особое совещание для пересмотра действующих уголовных законов о печати. По проекту министра внутренних дел графа П.А. Валуева, окончательно обсужденному Особым совещанием 28 февраля 1881 г., все нарушения законов о печати должны были оказаться в ведении судебных инстанций, но «после 1 марта 1881 г. никто о нем [этом проекте – Е.К.] не упоминал»319. Весной 1882 г. в отношении российской периодики был сделан «шаг назад» - Александр III утвердил «Временные правила о печати 27 августа 1882 г.», в совокупности с «Положением об усиленной и чрезвычайной охране губерний» (см. 1.2.1) усиливающие административные рычаги воздействия на прессу320.

После Манифеста 17 октября 1905 г. произошло освобождение прессы (см. 1.1.3). Но у властных структур не было сил построить жизнеспособные отношения с периодической печатью и обходиться без административных санкций. А многим представителям журналистского корпуса не достало воли предпочесть конструктивное воздействие на реальность нагнетанию социальной напряженности.

2.1. Требования цензурного Устава и характер циркуляров Главного Управления по делам печати Министерства внутренних дел

Постоянно редактируемый и пополняемый новыми параграфами321, цензурный Устав включал в себя и предписания «об оглашении в печати сочинений и статей, касающихся Особы Государя Императора и Членов Императорской Фамилии» (статья 73322), и статьи «о преступлениях против порядка управления» (статьи 274 и 281), и положения о должностных обязанностях и квалификационных характеристиках цензоров323. В разделе «Порядок возбуждения преследования» были отражены все возможные процессуальные аспекты: от должности лица, имеющего право «возбуждать преследование, совершенное посредством печати» (статья 1213-5), до порядка подачи «апелляционных отзывов и протестов на решения судебной палаты в Кассационные Департаменты Правительствующего Сената» (статья 1213-17). Отдельно издавались сборники, в которых перечислялись права и обязанности министра внутренних дел, вице-губернаторов, сотрудников цензурных учреждений324. С введением в судопроизводство «Уложения о наказаниях» в судебную практику были внедрены формулировки, защищающие права личности: «о клевете и распространении оскорбительных для чести сочинений и изображений» (статья 1535) и др.

Несмотря на то, что «Устав о цензуре и печати» был объемным законодательным актом, состоящим из сотен статей с множеством примечаний к ним, его применение на практике не было строгим, не искореняло экстремистских настроений, а, напротив, порождало еще большее недоверие к власти и нередко приводило к конфликту административной и судебной властей.

Основной причиной нарушения цензурных правил являлась невозможность их четкого соблюдения по причине несоответствия реалий российской действительности формулировкам положений Устава. Несистематичность контроля за периодикой, обусловленная большим – а с увеличением количества периодических и непериодических изданий в регионе325 - все более возрастающим объемом работы представителей надзора за печатными изданиями в губерниях, являлась не менее важной причиной нарушений статей и параграфов «Устава о цензуре и печати» в практике применения этого закона.

Тяжеловесность и объемность служебной переписки по вопросам нарушения журналистами цензурного Устава, непоследовательность в действиях представителей цензурного ведомства, слабый опыт ведения судебных дел в стране на фоне углубляющегося кризиса привели к введению в сферу борьбы с правонарушениями посредством печатного слова самый сильный, но малоубедительный административный ресурс.

Выявление структурных закономерностей отношений в сфере осуществления надзора за прессой на примерах, иллюстрирующих региональную практику, позволяет определить основные характеристики применения законодательства о печати в дореволюционной России.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]