Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 1.Л. проектирование. Семантика садов4.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
06.05.2019
Размер:
6.19 Mб
Скачать

Самостоятельно изучить план Версаля и проанализировать композиционные и ландшафтные средства.

РОМАНТИЗМ И КЛАССИЦИЗМ XVII – XIX вв.

С конца XVII в. в период становления буржуазии в художественных взглядах европейского общества наметились серьезные перемены. В противовес барочной пышности абсолютизма и католической церкви выдвигались идеи классической простоты, обращения к природе, романтизации мифических времен «золотого века» античности. Пейзажные сады классицизма явились бесспорной принадлежностью Англии, получив название «английских».

У истока нового стиля лежали несколько факторов: идеализация античности и развитие зарождавшихся еще в древности натурфилософских идей, принципы формирования пейзажных садов, привезенные из Китая, фактор роста промышленных городов, а также возникновение пейзажной живописи.

Если в регулярных садах господствовала архитектурность, то основой пейзажного парка стала живопись. Главным сделался не план, а вид, пейзаж. В дальнейшем немецкие садоводы иногда воспроизводили в парке какое-либо известное полотно, впрочем, раскрывая его лишь с какой-то одной определенной точки, что несколько противоречило принципу динамичности, лежащему в основе пейзажного парка. Живой и естественный пейзажный парк оставался все же картинно-живописным. Но преобразование природы было наименее насильственным и заметным, хотя присутствовало неизменно. Созвучные настроениям общества пейзажные парки становились все более популярными. В «письмах русского путешественника» Н.М. Карамзин так описывал свои впечатления (от парка Малого Трианона в Версале, возведенного по заказу Людовика XV в пейзажном стиле): «нигде нет холодной симметрии, везде приятный беспорядок, простота и красоты сельские везде свободно играют воды, и цветущие берега их ждут. Прелестный островок является взору: там в дикой густоте леска возвышается храм любви… Иду далее: вижу маленькие холмики, обработанные поля, луга, стада, хижинки, дикий грот. После великолепных, утомительных предметов искусства нахожу Природу; снова нахожу самого себя, свое сердце и воображение; дышу легко, свободно; наслаждаюсь тихим вечером; радуюсь заходящим солнцем…»

На смену существующим регулярным элементам пришла планировка без прямых линий, появился сад, в котором все его элементы, детали были созданы как бы самой природой. Существовала продуманная система путей, следуя которым можно было увидеть последовательную смену живописных пейзажей, аллей, перспектив.

Рис.14. Парк замка Ховард. Павильон над озером. Англия

Связь главного дома и сада осуществлялась теперь не столько с помощью планировки, сколько посредством выступающих архитектурных деталей: ротонды, террасы и колоннады дворца. Зелень сада, отражавшаяся через окна в зеркалах дворцовых залов, единство узоров паркетов и партеров, картины и гобелены с садовой тематикой – все это «выводило» дворец в сад и «впускало» сад внутрь дома, создавая единую дворцово-парковую среду. Пейзажные парки отказались от фонтанов, и вода присутствовала здесь только в естественном виде: ручьи, пруды неправильной формы, речки, родники и каскады. Красота природы была бы неполной без эмоций, пробуждаемых в человеке. Пейзажный парк постепенно расстался с пережитками барокко – элементами шутливости и полностью погрузился в меланхолию и мечты. Присутствовали только естественные звуки. Уединенные прогулки служили достижению самопознания.

Для меланхолических размышлений отводились тенистые места, сумрачный дикий лес, густые аллеи с темной листвой. Березовые рощи считались веселыми, дубовые – напоминали о вечности, ели навевали мистическое настроение, а плакучие ивы – печаль. Так что в какой-то мере пейзажный парк снова стал местом медитации, носившей на сей раз, не религиозный, а культурно-нравственный характер.

Пейзажный сад в гораздо большей степени, чем все его предшественники, пронизан литературностью и историко-культурными ассоциациями. Его посетителю, чтобы сполна насладиться прогулкой, надлежало быть начитанным и эстетически развитым человеком, с богатым воображением, знающим историю и поэзию, знакомым с определенными символами и эмблемами. Только тогда парк раскрывал ему свой тайный смысл. Аллегорически и символически истолковывалось даже течение ручьев, направление аллей и дорожек. Сад должен был помнить своих посетителей. Здесь сажались деревья в честь встреч, разлук, рождения детей, ставились обелиски с именами друзей или августейших гостей.

Пейзажный парк отличался от своих предшественников отсутствием глухой ограды. Его завершали ров или легкая решетка, что создавало ощущение кажущейся бесконечности парка. Вместе с тем видовые выходы во внешнее пространство были совсем необязательны, а нередко и вовсе исключены. Подобный прием вызывал чувство интимной и идеальной замкнутости садового мира.

В 30-х гг. XVIII в. в Англии начал работать Вильям Кент, выдающийся мастер нового стиля, подобно Ленотру во Франции XVII в. Известность Кенту принесла его работа в парке Стоув в графстве Бэкингем. В 1810 г Хемфри Рептон и Джон Нэш создают Риджент-парк в Лондоне. XIX веку принадлежит окончательное формирование Гайд-парка и Кенсингтонских садов.

Пейзажные парки получили распространение во Франции, Англии, России. В окрестностях Парижа Рене-Луи Жирарден спроектировал парк Эрменонвиль. В его создании принимал участие Жан Жак Руссо, здесь был его домик, здесь же на романтическом острове находится его могила.

В XIX в. на первый план выдвинулась немецкая школа. Петер Леннэ завершает создание парка Сансуси в Потсдаме и Новый сад с дворцом Цецилиенхоф, в котором в 1945г состоялась Потсдамская конференция.

Первым последователем классицизма в садово-парковом искусстве США стал президент Томас Джефферсон. В 1780-х гг. он построил виллу Монтичелло с пейзажным садом. В 1820-х гг. Джефферсон завершил строительство «Академической деревни» – великолепного ансамбля зданий Вирджинского университета в г. Шарлоттесвиле. Наиболее известным мастером садоводом в США стал Андру Даунинг, опубликовавший в 1841 г. «Трактат о теории и практике ландшафтного садоводства».

В XVIII в. ознаменовался значительным развитием публичных ландшафтных композиций в городах. Площади города Бат в Англии, реализованные архитектором Джоном Вудом, стали исходным пунктом нового типа городского строительства – сквера, или иначе, озелененной городской площади. Городские стены сносились, на образовавшихся широких пространствах разбивались бульвары, подобные тем, которые разбил Ленотр на Елисейских полях в Париже. В 1770-х гг. в Москве снесли стены Белого города и на их месте устроили Бульварное кольцо. В начале Х1Х в. Карло Росси разбил бульвары в С.-Петербурге на месте бастионов Адмиралтейства. Одним из самых знаменитых бульварных ансамблей стал Ринг в Вене. Вслед за Риджен-парком и Гайд-парком стали создаваться городские пейзажные парки и в других странах, например Булонский лес в Париже.

Итак, рубеж XVIII и XIX вв. – это период становления новых экономических отношений, период развития утопического социализма, развития социальных теорий глобального переустройства общества, в котором гармоничные отношения человеческой деятельности с природной средой должны были занимать одно из важнейших мест. Бурно развивается молодое американское государство. Томас Джефферсон строит новые города не хаотично, а по заранее разработанному проекту, уделяется большое внимание архитектуре и организации окружающего ландшафта.