Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гештальт иммунитет.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
39.95 Кб
Скачать

2. Интегративная и экологическая функция ис, граница организм-среда.

Итак, какую же роль выполняет психика у животного? Я бы сказал, что психика обеспечивает быструю адаптацию животного к наличным условиям среды и собственным потребностям путем изменения своего состояния и поведения. Именно регуляция поведения в широком смысле этого слова помещает психику на самый верх регуляторной иерархии – животное ведет себя, поступает как-то все целиком. Это свойство делает организм животного самостоятельной, дискретной биологической единицей. Не удивительно, что сознание человека «расположено» в ЦНС, что позволяет сделать его поведение произвольным и осознанным.

Иммунная система не имеет отношения к поведению и подвижности организма и его частей. Тем не менее, в более глубоком биологическом понимании, она также обеспечивает целостность организма и его идентичность. Иммунитет – приспособление многоклеточного организма к существованию в биотической среде. И.С. лишена произвольности и сознания, и ее сложнейшие функции реализуются в ином, биоинформатическом пространстве, недоступному для нашего сознания.

Рассмотрим, как формируются границы организма. Это вопрос далеко не лишенный смысла, так как современная поверхность Земли – биосфера целиком заполнена жизнью – материей живых организмов или продуктами их агрессии. Вернадский назвал это свойство «давлением жизни». Его можно сравнить с атмосферным – оно огромно, но мы его не ощущаем, так как частью его являемся. Но стоит «раздвинуть» его границы – например, создать вакуум – и воочию увидим его проявление.

Стоит отметить, что именно на уровне организмов проявляется наибольшая дискретность, существующая в живой природе. Это на столько привычно, что даже многие биологи не задаются вопросом, как может быть иначе. В действительности, разделение живой материи на отдельные индивидуальные тела – это единственная форма существования жизни, для которой доступна возможность прогрессивной эволюции. Но обсуждение этого феномена выходит за рамки данной работы.

Можно сказать, что кожа и слизистые представляют собой физический барьер между средой и нашим телом. Огромную роль в выделении организма и обделении его от среды играет восприятие и поведение. Мы активно избегаем опасностей, например хищников, которые стремятся использовать нас в пищу. Мы также умеем выделять и находить в среде то, в чем нуждаемся. Мы можем активно сопротивляться таким «агрессорам», как кровососущие насекомые, хотя уже с известной долей неудачности.

Но многие биогенные агенты слишком малы, или действуют очень причудливыми способами, и мы не можем произвольно защищаться от них. Масса живых организмов, называемые в экологии паразитами, имеют экологическую нишу в теле других организмов. Это вирусы, бактерии, многие простейшие, грибы, плоские и круглые черви, членистоногие, водоросли и растения. Ряд из них вызывает болезни, и тогда попадают в раздел патогенов, иные же достаточно безобидны и не причиняют вреда хозяину. Существуют и такие, которым до лампочки наша питательная ценность, они просто претендуют на то пространство в среде, которое занимает наше тело. Лишайникам, мицеллярным грибам и водорослям все равно где расти, на стене, коре дерева или нашей коже. Существуют и враги внутри. Тело многоклеточного животного – это социальная колония, все члены которой строго выполняют отведенные им обязанности и незамедлительно отмирают, как только это потребуется. Клетки повстанцы, потерявшие свою социальную ответственность, отказываются жить и умирать во благо всего организма. Так формируется опухоль; в стратегическом отношении, клетки опухоли ничем не отличаются от бактерий и других одноклеточных паразитов.

Ну и наконец, мы часто контактируем с другими крупными организмами, в том числе и другими людьми. Хотя эти контакты не очень интенсивны, тем не менее, они могут сопровождаться частичным «смешением». Если провести пальцем по внутренней поверхности щеки, то к нему прилипнут несколько сотен живых клеток. Клетки кожи непрерывно отшелушиваются, большая часть домашней пыли состоит из нее. Люди сходятся с агрессивными намерениями, проливают кровь. Есть ритуал древних воинов, основанный на смешении крови, не говоря уже о многочисленных экспериментах по трансплантации, главным образом переливании крови, заканчивающиеся, как правило, неудачно. Целуясь и занимаясь сексом, люди обмениваются множеством клеток. Тем не менее, наша кожа, слизистые, кровь и легкие остаются сингенными своему хозяину. Мы не сливаемся друг с другом в прямом, биологическом смысле, и в этом большая заслуга иммунной системы.