Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гештальт иммунитет.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
39.95 Кб
Скачать

1.2 Примеров избыточной функции ис может быть несколько. Я остановлюсь на некоторых состояниях, которые хорошо иллюстрируют дезбаланс функций ис.

Естественной и важнейшей функции иммунитета, формирующих «первую линию защиты», является воспаление. Воспаление быстро охватывает пораженную часть тела, и симптомы его хорошо известны: calor, dolor, rubor и tumor, жар, боль, покраснение и отек. Ничего приятного или полезного в этом процессе для организма нет, за исключением того, что патогенам устроена «кровавая баня» на входе. Однако, возможна гипертрофированная реакция воспаления, называемая системным воспалительным ответом (сепсис). Чаще всего вызывается в случае выхода большого количества бактерий в кровяное русло (бактериемия). Сепсис сопровождается температурой, лихорадкой, тахикардией, тахипноэ, нарушением сознания (септический шок) и часто заканчивается смертью.

Представьте себе, если в городе окажется сразу много врагов или опасных преступников. Армия начнет обстреливать улицы из минометов и пушек, бомбардировать с воздуха, и даже если врагов удастся устранить, слишком много людей погибнет, и инфраструктура будет разрушена для дальнейшего функционирования этого общества. Психологическим примером может служить сильный аффект, психотравма или острый психоз.

Другой крайней ситуацией, которая иллюстрирует избыточность ИС, является так называемые лимфо- и миелопролиферативные заболевания. Традиционно их относят к онкологическим заболеваниям, но тем не менее, я допускаю их использование в качестве примера иммунопатологии. Во-первых, существуют доброкачественные процессы (лимфоадениты и миелодиспластические синдромы), во-вторых, большинство из лейкозов отличаются от настоящего рака (не совсем опухолевые клетки). Общий принцип патологии заключается в том, что клетки начинают бесконтрольно делиться, при этом останавливаются в своей дифференцировке, нередко на ранних стадиях созревания (лейкозы) или на более позднем (лимфомы), и частично или полностью теряют зависимость от микроокружения, поддерживающих и сдерживающих сигналов. При этом нередко лейкозные клетки могут выполнять свою иммунологическую функцию (например при множественной миеломе – продуцировать антитела). Однако на уровне организма задачи иммунитета остаются невыполненными, потому что такой ответ не является адаптивным, и он моноклонален, то есть «слепо» направлен на одну мишень, а не на многие возникающие при инфекции; наконец, он дезрегулирован и поэтому избыточен – в норме иммунный ответ кратковременен и быстро подавляется супрессивными механизмами.

Представьте себе, что внезапно военные специальности приобрели небывалую популярность и масса людей пошла в армию. Причем личные состав очень молодой, и они застряли развитии, скажем, 15 лет. Они плохо борются с бандитами, потому что одержимы какой-то одной идеей. Рано или поздно толпы агрессивных и вооруженных подростков, заполонивших государство, нарушат его инфраструктуру и доведут до фатального кризиса. В развившейся ситуации картина может оказаться сходной с таковой для сепсиса. Психическим аналогом лимфопролиферативных болезней могут выступать (в зависимости от типа) психопатия (социопатия), или тяжелое нарцистическое расстройство. Последние стадии злокачественного процесса протекают по типу шизофрении (расщепление, деградация, приступы).

2. Нарушение идентичности иммунной системы.

Ошибка ИС в распознавании происхождения антигена приводит к неприятным или тяжелым патологиям; поскольку ошибка восприятия происходит на уровне границы свое-чужое, я назвал патологию этого типа нарушением идентичности.

2.1. Что произойдет, если ИС ошибочно отнесется к антигену «из окружающей среды» как к патоген-ассоцированному? По научному такое явление называется реакцией гиперчувствительности, а в народе больше известно как аллергия. Существует 4 типа гиперчувствительности, из которых только два I и IV являются собственно аллергией. Самой распространенной является гиперчувствительность немедленного (I) типа, всем нам хорошо известной. Любой тип аллергии протекает как иммунный ответ – первый контакт с антигеном сопровождается его распознаванием и выработкой «ошибочного» иммунного ответа, при последующих контактах с ним развивается симптомы аллергии. Термин аллергия (от лат. allos ergon – другое действие) был введен как обозначение измененной чувствительности к субстанциям, с которыми организм уже контактировал.

Аллергия как нельзя лучше иллюстрирует неблагоприятное значение нарушения идентичности ИС и ее разрушительные проявления. Ничтожно малые концентрации некоторых веществ (частиц), таких как цветочная пыльца, домашняя пыль, споры грибов, перхоть, лекарства, промышленные выбросы (полимеры, пестициды), пища и пищевые добавки – могут вызвать локальные и системные иммунные реакции, представляющие собой несколько измененное воспаление. К локальным проявлениям относят: аллергический дерматит, крапивница, бронхиальная астма, ринит/конъюктивит, кишечные расстройства, отек Квинке. Наиболее тяжелой формой аллергической реакции является системный ответ – анафилактический шок. Он развивается при введении в организм (обычно парентерально) больших доз аллергена и характеризуется тяжелым течением с нарушением сознания и, нередко, летальным исходом.

Если в результате какой-то драматической ошибки в «органы» попадет информация о высадке вражеского десанта или атаке инопланетян, то воинская готовность и сенсебилизированность (тревога) может оказаться настолько высокой, что какой-нибудь затерявшийся детский воздушный змей или стая перелетных птиц вызовет залпы ракетно-зенитного огня. В целом можно отметить, что аллергия носит параноидальный, или как минимум фобический характер, так как опасности внешнего мира неадекватно преувеличиваются.

2.2 Еще более разрушительные и долгосрочные последствия может вызвать ошибка в восприятии своего (self) как чужого-патогенного. Эта группа иммунопатологии называется аутоиммунными болезнями и состояниями.

Аутоиммунитет тесно связан с понятием иммунологической толерантности. Толерантность является обратной стороной иммунологической активации, как доверие является обратной стороной агрессии в формировании границ организма в гештальтийском понимании этого слова. Существенную роль в формировании толерантности играет дифференцировки Т- и В-лимфоцитов, в ходе которой созревающие лимфоциты обучаются распознавать свои антигены, и преуспевшие в этом клетки уничтожаются. Это центральных механизм формирования толерантности, который очень относителен и дополняется иными, периферическими регуляторными механизмами толерантности. Эта группа иммунопатологии остается одной из самых сложных и разнообразных по своим причинам и реализации.

Причины индукции аутоиммунных процессов:

a.b.c.d.e.f.

Наиболее типичные аутоиммунные болезни:

ü Инсулин-зависимый сахарный дибет (I тип) – поражение β-клеток панкреатических островков (Лангерганса), продуцирующих инсулин

ü Аутоиммунные поражения щитовидной железы. 3 разновидности – тироидит Хашимото, первичная микседема и тиротоксикоз (базедова болезнь, Грейвса). Первые два приводят в гипотириоз, последнее – гипертериоз.

ü Рассеянный (множественный) склероз – поражение миелиновой оболочки.

ü Тяжелая миастения (миастения гравис) слабость, вплоть до паралича

ü Ревматоидный артрит – поражение суставов

ü Системная красная волчанка – поражение многих клеток и тканей.

Примечательно, что некоторая степень аутоиммунитета является нормой. В сыворотки крови можно найти аутологичные антитела ко многих self-антигенам. С возрастом титр этих антител увеличивается без всяких патологических последствий. Существует целая популяция В-клеток (В1), не проходящие негативной селекции в процессе дифференцировки и продуцирующие и аутологичные антитела. Существуют и аутореактивные Т-клетки. Роль их неизвестна, но предполагается некоторая гомеостатическая функция.

Социальные аналогичные примеры, к сожалению, нередко встречаются. Если часть общества изолирует некоторых своих граждан за пределы своей идентичности, как эстонцы русских, или немцы евреев, то начинается разрушительное для системы уничтожения самой себя.

Разница между «фоновым» аутоиммунитетом и патологическим примерно соответствует разнице рефлексии и ретрофлексии. Спекулятивным прототипом различных аутоиммунологических процессов можно назвать мозахистические, self-defeating тенденции личности вплоть до суицида. Наличие травматических событий и озабоченность собственной идентичностью сближает аутоиммунные процессы и истерическими или диссоциативными личностями. «Подлинно» диссоциативная картина ИС наблюдается в случае трансплантации (аутоиммунитет и трансплантологию нередко помещают в один раздел). Коротко, после трансплантации в одном организме объединяются две идентичности – хозяина и трансплантата, и возникает острый или хронический конфликт, известный как отторжение трансплантата и РТПХ (реакция трансплонтат-против-хозяина).

2.3. Возможно ли восприятие патоген-ассоциированного антигена как self-антигена? Теоретически это означает расширение толерантности на внешние небезопасные объекты. Практически, подобная ошибка будет проявлять себя как иммунодефицит. Следует отметить, что некоторые патогенны используют стратегию скрывания своих антигенов (капсулы бактерий) или мимикрирования их под структуры хозяина (оболочки ретровирусов). Результатом ошибки такого рода окажется, по всей видимости, острые и тяжелые инфекции. Гораздо более распространенным ограничением ИС такого рода является неэффективный или невыраженный противоопухолевый иммунитет, поскольку опухоль изначально является аутологичной и ИС достаточно трудно отдифференцировать ее патологический характер.

Наиболее точным аналогий в психологии является конфлюэнция (слияние).

5. Уровни организации иммунной системы

Иммунная система состоит из множества типов клеток. Основными органами и тканями, формирующими ИС являются костный мозг, тимус (центральная часть ИС), селезенка, лимфоузлы, миндалины, пейеровы бляшки кишечника, в том числе аппендикс, кровь и лимфа (периферическая часть ИС). Почти все клетки иммунной системы объединяются под общим названием лейкоциты. ИС разделяется на два уровня: врожденная (старое и неверное название неспецифическая, а также естественная) иммунная система и адаптивная (приобретенная) иммунная система.

5.1. Врожденный иммунитет и паттерны распознавания

Врожденный иммунитет (ВИ) является наиболее древней в эволюционном отношении, а значит и консервативной системой иммунологической защиты. Она начала формироваться у многоклеточных животных, у которых появился третий зародышевый листок, мезодерма, начиная с плоских червей. Большинство клеток, входящих в ее состав способны «ползать», то есть передвигаться амебоидным способом, а также поглощать окружающий материал путем фагоцитоза, как питаются амебы. Наиболее распространенные клетки ВИ – нейтрофилы и макрофаги. Нейтрофилы в норме циркулируют в крови, периодически возобновляясь, макрофаги выходят из кровяного русла и некоторое время остаются резидентами в плотных тканях. Кроме того, к врожденной системе иммунитета относят некоторые белковые (гуморальные) системы, наиболее важной из низ является система комплемента крови.

В случае возникновения очага инфекции эти клетки первыми бьют тревогу, мигрируют в это место и активно уничтожают патогенов, выделяя токсические вещества и поглощая и переваривая патогенных микроорганизмов, чужеродные субстанции или мертвые клетки – процесс, известный как воспаление. Реакция воспаления развивается очень быстро – первые его признаки можно заметить уже через несколько минут.

Вопрос, каким образом клетки и молекулы врожденной иммунной системы узнают патогена?

Эволюционное развитие этого звена иммунитета шло в направлении прямого распознавания некоторых антигенов патогенных микроорганизмов. Эти антигены являются определенными, неслучайными патоген-ассоциированными молекулярными паттернами (PAMP, pathogen associated molecular pattern). Число таких паттернов ограниченно, для каждого из них существует свой специфический рецептор. Каждый из PAMP’ов имеет сложное органическое строение, и формирует уникальный гештальт, возникающий при его связывании со специфическим рецептором на фоне любых других органических соединений организма человека и окружающей среды. Для распознавания врожденной ИС не имеет принципиального значения с какой бактерией, вирусом или паразитом приходится сталкиваться, поскольку все они имеют специфические паттерны патогенов. Отмечу наиболее характерные PAMP’ы:

ü Липополисахарид. В его состав входит так называемый липид А, инвариантный у всех грамотрицательных бактерий.

ü Пептидогликан. У всех грамположительных и большинства грамморицательных бактерий.

ü Липополипротеин (специфической для бактерий структуры)

ü Двунитевая РНК характерна для большинства вирусов, но не человека

ü Маннан (клеточная стенка бактерий и грибов)

ü Флагеллин (белок жгутиков бактерий)

ü Неметилированные последовательности CpG ДНК (бактерии и вирусы)

Эти молекулярные структуры свойственны только микроорганизму, но не человеку. Они инварианты в больших группах и консервативны, выполняют жизненно важные функции для бактерий, вирусов, грибов и не могут быть утрачены, и наконец, они не могут мутировать, потому паттерном является не белок, иные структуры.

Рецепторы, с помощью которых ИС распознает эти паттерны, кодируются нашим геномом – не требуется никакого обучения и предварительного ознакомления с патогеном, что бы узнавать его «в лицо». Рецепторы представляют собой белковые молекулы, которые расположены на поверхности клеток, например макрофагов, и при связывании лиганда они сигнализируют внутрь клетки, вызывая определенную реакцию, например фагоцитоз или выброс активных веществ. Существуют и растворимые рецепторы, не связанные с мембраной клеток, и обладающие самостоятельной активностью. Так, например, белки системы комплемента могут лизировать (разрушать) любые клетки – патогена, опухолевые или инфицированные вирусом.

Аналогичные врожденные паттерны распознавания – фиксированные гештальты заложены в психику человека или другого животного от рождения. Речь идет, конечно, об инстинктах. Все люди, независимо от культуры, исторической эпохи и расы узнают себе подобных, находят пищу, партнера противоположного пола, узнают глаза на теле любого животного, пугаются и избегают образа кошачьих, змей и пауков, потому что все это врожденные признаки.