Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИОГП контр.(3).doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
14.07.2019
Размер:
151.55 Кб
Скачать

Глава 1. Административно-судебная реформа Петра I.

§ 1. Попытка отделения суда от администрации.

По примеру Швеции в 1718 году Петром была предпринята попытка отделить судебную власть от административной. Первоначально такой опыт был проведен в Санкт-Петербургской губернии, а затем еще в нескольких губерниях. Первой инстанцией являлся городовой суд в уезде, городового судью назначала Юстиц-коллегия. Дела он вершил единолично. Провинциальный суд, состоящий из 8-12 судей, был следующей инстанцией. Надворный суд, заседавший под председательством губернатора и состоящий из дворян, назначенных в состав суда губернатором, был высшим судом губернии. Однако в губерниях, где была введена такая система судов, разрешалось в целях пресечения волокиты в судах нижней инстанции вести разбирательство «дворянам у судных дел», а в вышестоящих провинциальных судах – воеводам, которые выполняли и административные функции. Исследователи отмечают, что на практике, большинство гражданских и уголовных дел решалось губернаторами с канцелярией без каких-либо ограничений подсудности. Только одно исключение было сделано для уголовных дел: если обвиняемому грозила смертная казнь или ссылка на галеры, дело обязательно рассматривалось коллегиальным судом, и приговор подлежал утверждению губернатором.

В городах судебными учреждениями были магистраты, рассматривавшие гражданские и уголовные дела. Их судебные функции были смешаны с административными. Организации этих судов в 1721 году предшествовало введение выборных бурмистров по городам. Они вместо воевод избирались «для мирских расправных и челобитных дел и для сбору доходов».3 Наряду с функцией сословного управления на магистраты была возложена обязанность – «того смотреть, чтобы было правосудие».4 Приговоры по уголовным делам, влекущим смертную казнь, представлялись на утверждение Главного магистрата в Санкт-Петербурге. Провинциальный магистрат был второй инстанцией по гражданским делам, решаемым магистратами малых городов. Апелляция могла быть подана в Главный магистрат, а затем в сенат. Второй инстанцией для магистратов крупных городов являлась Юстиц-коллегия.

§ 2. Сенат как высший орган государственного управления.

Сенат, руководивший всеми коллегиями, подчинял себе и Юстиц-коллегию и, таким образом, все судебные учреждения, подчиненные ей. Он являлся высшей апелляционной инстанцией, решения его были окончательными, и не разрешалось подавать жалобы на них под страхом смертной казни. Сенат рассматривал дела и в качестве первой инстанции, обычно по особому повелению царя. Каких-либо правил подсудности Сенату как суду первой инстанции не было. Его суду подлежали за должностные преступления сенаторы, также Сенат рассматривал дела о преступлениях политических и даже гражданские.5 Стоит отметить, что Петр I учредил Правительствующий Сенат указом от 22 февраля 1711 г., отправляясь в Прусский поход. Принципиальным отличием Сената от Боярской думы, в которую по некоторым источникам к 1700 году входило 94 человека6, было то, что его члены, 9 сенаторов, назначались лично Петром. Решения Сената принимались коллегиально на общем собрании и скреплялись подписями сенаторов. Мнения высказывали, начиная с младшего (по чину или стажу службы). При этом нельзя было пользоваться записями или повторять слова предыдущих выступающих. Председательствовали в Сенате либо сам царь или назначенный в качестве первоприсутствующего один из сенаторов, а позднее – генерал-прокурор или обер-прокурор. В 1712 году при Сенате была восстановлена Расправная палата, рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции (в 1719 году ее функции перешли в Санкт-Петербургский надворный суд). В 1718 году в состав Сената, кроме назначенных царем членов, вошли все президенты вновь созданных учреждений-коллегий. В 1722 году Сенат был реформирован тремя указами императора: был изменен состав Сената – в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах – действительные тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав (за исключением предшественников военной, морской и иностранной коллегий), Сенат превращался в надведомственный контрольный орган.7

Как высший орган государственного управления он заменял государя и его власть во время отъездов царя в отдаленные области России и за границу. При назначении сенаторов, как, впрочем, и на другие должности, царь руководствовался не породой, а совсем иным принципом - служебной годностью. Право стать сенатором предоставлялось лицам, обладавшим собственными достоинствами, - заслуги предков во внимание не принимались. У этих людей ценились ум, служебное рвение, образование и т.д., новые критерии служебной годности порождали новых людей в верхнем слое правительственного механизма. Это была новая знать. Она начинала свою родословную со времен Петра и целиком была обязана своей карьерой царю. Но сенатора от его предшественника боярина отличала еще одна особенность: боярин - чин, сенатор - должность. Лицо, по каким-либо причинам выбывшее из состава Сената, утрачивало звание сенатора. Отсюда проистекало важное следствие - готовность проявлять служебное рвение. Сенаторы, как и прочие чиновники, получали денежное жалованье. Прекращение службы влекло прекращение получения жалованья, а перемещение по службе, связанное с понижением или повышением, отражалось на размере жалованья. Огромным делопроизводством ведала канцелярия Сената, возглавляемая обер-секретарем. Стоит отметить, что Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен надзор. С 1715 г. в целях пресечения злоупотреблений и волокиты при сенате учреждается должность генерал-ревизора, просуществовавшая 3 года, затем его сменили сенатский обер-секретарь и штаб-офицеры гвардии и, наконец, с 1722 г. генерал-прокурор и обер-прокурор, подчинявшиеся только царю, подлежащие только его суду. Генерал-прокурор контролировал работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление.

Петр I требовал неукоснительного соблюдения законов, что закреплялось в Указе 1722 г. "О хранении прав гражданских", предусматривающем наклеивать данный Указ на доску и держать на столе заседаний Сената и других судебных учреждений, в случае отсутствия такого Указа было предусмотрено наказание в размере ста рублей.

Исполнение решений Сената производилось сенатским экзекутором.