Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИОГП контр.(3).doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
14.07.2019
Размер:
151.55 Кб
Скачать

§ 5. Военный суд.

Петром I был учрежден и военный суд (кригсрехт), состоящий из 2-х инстанций: полковой кригсрехт и генеральный кригсрехт. Первой и главной инстанцией для государственных преступлений был генеральный военный суд, одновременно являвшийся судом второй инстанции по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, приговоры о которых выносил нижний военный суд. Военные суды были коллегиальными и состояли из председателя и нескольких членов. «Устав Воинский» определял, что в состав каждого кригсрехта входит 13 человек; однако тут же была сделана оговорка о возможности сокращения числа членов до семи.9

При каждом суде был аудитор, который наблюдал за законностью решений и правильным ведением процесса. Все решенные в высшем военном суде дела должны были выноситься в утверждение в военную коллегию, смертные приговоры над штабс-офицерами утверждал монарх.

Рассмотрение дел в судах осуществлялось в форме розыскного процесса как по уголовным, так и по гражданским делам вплоть до издания в 1723 г. Указа "О форме суда", восстановившего состязательный процесс по гражданским делам.

Сферу нового административного законодательства охватывал утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент, или Устав коллегиям, которым в ряде случаев вводился в качестве меры ответственности штраф. Если же оштрафованным было нечем платить, они отсылались на галерную работу, засчитывая по 10 рублей за один год (глава LII). В то же время административные правонарушения не обособлялись ни в законодательных актах, ни в правоприменительной практике. Ответственность за них была в основном столь же суровой, как и за уголовные преступления. Не выделялся и административный процесс.

§ 6. Святейший правительствующий Синод.

Бояре и другие влиятельные лица в центре и на местах активно противодействовали реформам Петра. Это было одной из причин неудачи судебной реформы. Сопротивление церкви было особенно сильным. Патриарх Андриан вопреки царским указам предписывал священникам судиться в церковном суде. Церковные суды продолжали рассматривать гражданские дела, возникшие в их вотчинах, а также некоторые уголовные дела о преступлениях против церкви и дела, возникшие из нарушения христианского образа жизни. В 1700 г. патриарх Адриан скончался, и Петр I указом 16 декабря 1700 г. ввел временное управление духовными делами и назначил местоблюстителем патриаршего престола рязанского митрополита Стефана Яворского. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу во главе с боярином Мусиным-Пушкиным и дьяком Зотовым. В 1711 г., с учреждением Сената, местоблюститель патриаршего престола потерял последние остатки независимости – дела церкви оказались фактически подчинены Сенату.

А 25 января 1721 г. был утвержден «Духовный регламент», разработанный епископом Феофаном Прокоповичем (впоследствии – Вице-президент Синода). Патриаршество было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная 14 февраля в Святейший правительствующий Синод. Наряду с чисто церковными делами, он имел также функцию духовного суда и состоял из высших представителей церкви, назначаемых императором. Синоду принадлежало право суда над своими членами; в порядке апелляции сюда поступали жалобы на неправый суд епископов; он рассматривал дела по жалобам на обиды, причиненные духовными лицами посторонним людям («брань, бой, кража»). Ему были подсудны дела о преступлениях религиозных, которыми раньше ведал патриарх: богохульство, «оказание ереси», дела «раскольные», «волшебные».

При Синоде состоял обер-прокурор, который согласно духовному регламенту являлся «оком государя и стряпчим о делах государственных».

На местах органами духовного суда являлись: духовных дел управители как суд первой инстанции и епархиальный архиерей, осуществлявший функции суда второй инстанции при помощи особого учреждения – дикастерии или консистории.

В компетенцию духовных судов входили все дела мирян, подлежащих церковному суду, а также дела между духовными лицами по обвинению в оскорблении словом и действием, в кражах.10