Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gia_4.doc
Скачиваний:
74
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
542.21 Кб
Скачать

14. Сжатое изложение.

1. Прослушав текст первый раз, выпи­сывайте ключевые слова. Старайтесь также понять, к како­му стилю и типу речи относится текст и какова его струк­турная особенность. Затем решите, из скольких частей со­стоит текст и составьте его план.

2. При втором прослушивании, проверяйте, правильно ли вы составили план, уточняйте список ключевых слов и обдумы­вайте, какая информация является основной, а какая — вто­ростепенной.

3. Напишите сжатое изложение, используя прием исключения примеров, деталей, содержащихся в тексте, а также прием обобщения информации, содержащейся в каждой части текста.

Красавец и умница

Как вы думаете, о ком пойдет речь в тексте с таким заголовком? Думаю, никогда не догадаетесь! Мы будем говорить о … шакале. Слово это в приложении к человеку оскорбительное. В африканских деревнях шакалов тоже не любят: украдет все, что плохо лежит. Но каков он в дикой природе? Давайте присмотримся к этому не очень приятному на первый взгляд существу и разберемся, почему оно вызывает невольное уважение и даже восторг, если на него взглянуть беспристрастно.

Вот он стоит в стороне от дороги. Ну разве не красавец? Похож одновременно на нестарого волка и на лисицу. Большие уши – торчком. Внимательные глаза. Для лисицы он слишком поджарый – стоит на тонких длинных ногах. Но мордочка лисья, лукавая. И хвост тоже лисий – пушистый, с черным концом. Подборист, строен, можно сказать, изящен. Окраска рыжая…

Но больше удивляет его поразительная способность к выживанию в любых условиях! Судите сами. Шакал вынослив – при жаре по нескольку дней обходится без воды и, где бы ни оказался, везде найдет, что положить на острый зубок. Он очень хороший охотник: у него абсолютное чутье, великолепный слух, а зрение такое, что это животное одновременно издалека может увидеть добычу и проследить за всем, что указывает ему место поживы, например, за высоким полетом птиц - падальщиков, которые парят над местом гибели какого-либо животного. Все хищные звери и птицы – охотники первоклассные, но шакал превосходит всех в ловкости, сообразительности, храбрости и хитрости. Охотясь, шакал будто бы прикидывает свои силы и выбирает себе жертву по силам. Вообще шакал всеяден и ловит он все, что в силах поймать: на мелководье охотится за рыбой, хватает лягушек и головастиков, ловит ящериц и даже ядовитых змей, опустошает птичьи гнезда, на лету ловит жуков и бабочек, ест саранчу, выковыривает земляных червей, сует в норы удлиненную морду – добирается до полевок. Мышей, кузнечиков и жуков на земле шакал ловит так же, как ловит их наша лисица, — дугой подпрыгивает и накрывает добычу. Его жертвами часто становятся зайцы, крысы, ежи. Проследив внимательно, где опустилась птица в траву, он так искусно и тихо крадётся к этому месту, что иногда успевает сцапать пти­цу на взлёте. Оголодав, он слизывает термитов, жуёт траву, ест грибы, ягоды и плоды, обнаружив страусиные яйца, шакал ухитряется разбить их прочную, как фаянсовая тарелка, скор­лупку. Иногда шакал прикидывается мёртвым, привлекая к се­бе внимание намеченной жертвы, сам же ловко увернётся от каждого, кто может на него покуситься.

Шакал прекрасно чувствует, с кем и как надо себя вести. Особенно поражает его отношение с царём зверей. Вот шакал услышал ночью — охотятся львы. И сейчас же в ту сторону! Прибегает, когда сильные звери уже пируют. Шакал хорошо понимает: силой тут ничего не добьёшься, но ловкостью и хитростью можно. Вообще львы к шакалам относятся снисходительно и, как утверждают учёные, наблюдающие за жизнью животных, даже готовы им что-то по мелочи уступить из еды. Но шакал терпеливо ждёт своего часа, зная, что львы ленивы и благодушны. Наевшись, они любят сладко поспать. В это время львы никому не страшны. Шакалы же вьются около сытого льва, как будто прибежали навестить доброго дядюшку. Но как только шакал почувствует, что повелитель саванны болен и слаб, лежит исхудавший, беспомощный, в ожидании смерти, то непременно воспользуется этим. Ничего странного в этом нет — у дикой природы свои правила и законы.

Шакалы — прекрасные семьянины. Воспитанием малышей занимаются оба родителя: кормящая самка остаётся в норе, са­мец же неутомимо носит семейству еду. Если один из родите­лей погибает — потомство обречено. Но есть поразительный ме­ханизм выживания, позволяющий пережить это трудное время малышам. Вблизи родителей держатся молодые шакалы из предыдущего выводка. Они уже умело охотятся и вместе с от­цом носят в норы еду, следят за младшими братьями, когда те беспечно ещё играют возле жилища. Установлено, что если па­ра шакалов растит потомство без помощи старших детей, из выводка до самостоятельной жизни из четырех-пяти малышей доживает только один, а при помощи старших братьев — три, а то и четыре.

Да, на сцене дикой природы шакал не очень заметный ге­рой. Но для нас этот зверь своим обликом, образом жизни и по­ведением чрезвычайно интересен. А в сложном узоре жизни он играет роль санитара — предупреждает болезни, стимулирует появление на свет потомства у самых сильных, самых приспо­собленных к жизни.

(По В. Пескову)

15. Сжатое изложение. 1. Прослушивая текст в первый раз, за­писывайте ключевые слова.

  1. При втором прослушивании составьте план текста, отра­зив в нём основную информацию.

  1. Обдумайте, какую информацию можно считать второсте­пенной и почему.

  1. Опираясь на ключевые слова и план текста, напишите сжатое изложение, передавая в нём только главную ин­формацию.

Вот и Святки прошли. Пушкин стоял у окна неодетый, он чистил щёточкой зубы и глядел на сугробы, на отягчённые сне­гом деревья. Нет, никто не приедет! Няня вчера говорила, что кот замывал гостей, а никто не приехал. И Святки прошли...

И в ту же минуту Пушкин услышал весёлый перекат бубен­цов. Было всего около восьми утра: если и впрямь это гость, то издалёка! И вдруг увидал, как несётся дикая тройка, ворота распахиваются, сани на двор: барин, слуга — без ямщика! Что-то мелькнуло родное, и Пушкин порывисто выскочил на крыльцо. Разгорячённые кони протащили возок мимо подъез­да — прямо в сугроб, а оттуда бежал уже, путаясь в шубе, уто­пая в снегу. Милый, нежданный Пущин! Александр едва не со­скочил к нему в снег. Он вовсе не чувствовал холода и стоял, переступая от нетерпения с ноги на ногу, в длинной ночной ру­башке, с приветливо поднятыми вверх руками. Пущин его це­ловал и обнимал и, опахнув своей тёплою шубой, потащил ско­рей в дом. Няня так и застала их в комнате. И впрямь, как со­роки, они стрекотали: междометиями, возгласами; волнение, радость прерывали их голоса. Она поняла только одно, что кто-то, должно быть, очень желанный, и кинулась сама обни­мать незнакомого гостя...

За обедом болтали они, перескакивая с предмета на предмет, понимая друг друга с полуслова. Няня глядела на них и любо­валась. Пушкину вдруг загорелось непременно поехать в Тригорское, показать своих милых соседей, но Пущин отговорился и сказал, что привёз «Горе от ума», вещь замечательную. По­том Пушкин читал Грибоедова вслух. Пущин сидел и внима­тельно слушал, он очень любил чтение Александра. Как часто, бывало, знакомые стихи звучали для него совсем неожиданно и образы, бывшие в тени, вдруг выступали, как освещенные солнцем. Пушкин читал и своё, но немного, так как уже стало смеркаться. Сидя вдвоём на диване, глядели они, как синие су­мерки полнили комнату. В молчании опять накипала та особая душевная близость, которую страшно спугнуть громким, отчётливым словом. Пущин был весь полон дыханья поэзии, точно бы к другу он заглянул в самое сердце, что приоткрылось ему со всей полнотой.

Но под конец такая понятная грусть овладела обоими. Пуш­кин так живо представил себе, как опять останется один. Если бы никто из друзей и не приехал, его одиночество не стало бы столь явным. А лошади у крыльца уже потряхивали бубенца­ми. Видно, пришел час расставанья. Пущин глядел на смуглое милое лицо опального друга и чувствовал, как ему больно было покинуть его.

Так после этих снежных Михайловских святок судьба пода­рила Пушкину свидание с другом.

(По И. А. Новикову)

16. Сжатое изложение. 1. Прослушайте текст и объясните, мож­но ли в качестве заголовка использовать последнюю фразу и почему.

2. Второй раз прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Используйте следующие приемы сокращения: исключение (изъять диалог), обобщение (передать содержание текста в обобщённой форме), упрощение (упростить и сократить последний абзац, где подведены итоги и выражена идея текста).

Счастливые часы

Наградил как-то трёх братьев великий волшебник, по имени Труд, счастливыми часами за хорошую работу и сказал:

— Всякий, кому даны эти часы, сам по себе может распоряжаться своей жизнью, своим временем. Хочешь — работай, хочешь - гуляй. Хочешь — на дудке играй, хочешь — погоду пе­няй. Всё позволяют эти часы, пока завод в них не кончится. Тогда старший брат спрашивает:

  • А чем их заводить, товарищ великий волшебник Труд?

  • Совестью! — ответил Труд и пошёл другим раздавать сча­стливые часы.

Прицепили братья на цепочки свои часы и стали думать, как дальше жить в новой жизни, в которой всё можно и всё дозволено.

—А не гульнуть ли, — спросил сам себя старший брат, — чтобы пыль столбом, чтобы небу жарко было?

Спросил он так себя и пошёл гулять, плясать, пиры пиро­вать, на гармошке играть...

Второй потише был. Спать он любил. Поест, попьёт — и на бок, а до этого велит счастливым часам головокружительные сны показывать.

А третий брат свои тайные думы держал в голове. Очень хо­телось ему во всём первым быть. Умнее стать. Всех превзойти. Все науки изучить, на всех языках разговаривать, всякое ис­кусство одолеть.

Время идёт, счастливые часы тикают, не останавливаются, и каждый из братьев по-своему распоряжается своей жизнью, своим временем.

Мало ли, много ли прошло лет — никто не мерил. Настал день, пришла минута, когда остановились счастливые часы у старшего брата. Ни тпру ни ну им не помогает. Как умерли! Кончился пир горой, оборвалась пляска на том колене, на ка­ком часы остановились, и гармонь стихла, будто ей голос пере­хватило. И второй брат, не доглядев сладкого сна, проснулся. И тоже понял, что нечем ему свои счастливые часы завести. Всю совесть проспал.

А третий брат тем временем изо всех учёных самым учёным стал. Не только все человеческие языки превзошёл, но и с пти­цами запросто мог переговариваться. А уж насчёт всяких ис­кусств, то хоть на арфе, хоть в опере — всё может. Поёт и рису­ет. Из мрамора высекает, стихи сочиняет, как семечки щёлка­ет. А...

А часы у него тоже остановились.

  • Это как же так? Отчего, почему, по какому случаю, вели­кий волшебник Труд? Я не спал, не гулял, как те двое. Денно и нощно трудился по совести!

  • А по совести ли? — спросил его Труд. — Для кого ты нау­ки изучил, искусства постиг? Кому ты этим пользу принёс? Чьё сердце согрел? Чьи глаза ими порадовал? Себя только те­шил.

Опустил третий брат голову. Молчит. А что он сказать мо­жет, коли совести у него тоже не оказалось, чтобы ею счастли­вые часы завести.

Сошлись братья и задумались. И было над чем.

Не зря же один мудрец сказал: «Человек в труде познаётся, а в отдыхе раскрывается».

(Е. Пермяк)

17. Сочинение-рассуждение. На основе сказки Е. Пермяка

«Счастливые часы») напишите сочинение-рассу­ждение, объясняя, как вы понимаете смысл пословицы: «Чело­век в труде познаётся, а в отдыхе раскрывается». Продумай­те аргументы, с помощью которых вы будете подтверждать свою точку зрения. Используйте в качестве аргументов фак­ты, содержащиеся в указанном тексте, и /или собственные жизненные наблюдения.

18. Сжатое изложение. 1. Прослушайте текст и объясните, о чем он? Какой подтекст выражен в сказке? Попробуйте выразить его, сформулировав в виде сложноподчинённого предложе­ния.

  1. Второй раз прослушайте текст и напишите сжатое изложе­ние. Используйте следующие приёмы сокращения: исключе­ние (изъять диалог), обобщение (передать содержание текста в обобщённой форме).

  1. Составьте план сочинения-рассуждения на тему «Кем луч­ше быть: ведущим или ведомым?». Продумайте аргументы, с помощью которых вы будете подтверждать свою точку зре­ния, отразите их в плане. Используйте в качестве аргументов факты, содержащиеся в прочитанном тексте.

  1. По составленному вами плану подготовьте устное высказы­вание на указанную тему.

Про два колеса

В одном новом велосипеде жили-были два колеса. Переднее и Заднее – ведущее и ведомое. Так как ведущего от ведомого отличить иногда очень трудно и на этой почве нередко возникают споры, велосипедные колеса тоже заспорили.

Заднее Колесо утверждало:

- Если я двигаю велосипед, если я его веду – значит, я и есть ведущее колесо.

Переднее Колесо на это резонно отвечало:

- Где видано, чтобы ведущий шел позади, а ведомый спереди? Я качусь первым и веду тебя по моему следу. Значит, я и есть ведущее колесо.

На это Заднее Колесо приводило пример с пастухом и баранами.

- Когда пастух гонит баранов, он тоже находится позади, но никто не скажет, что бараны ведут пастуха, а не он их.

- Если ты позволяешь себе сравнивать меня с животными, – возмущалось Переднее Колесо, - то не лучше ли представить себе осла, который, идя на поводу за хозяином, стал бы утверждать себя ведущим, а хозяина ведомым.

- Как тебе не стыдно? – взвизгнуло на повороте Заднее Колесо. – Это нелепое сравнение по внешнему сходству. Нужно смотреть глубже. Мои спицы напряжены до предела. Я, изнашивая преждевременно мою шину, привожу тебя в движение. И ты бежишь налегке. На холостом ходу. Да еще виляешь, куда тебе вздумается, и при этом называешь себя ведущим колесом.

- Перестань говорить глупости, - снова возразило Переднее Колесо. – Я не виляю, куда мне вздумается. Я веду тебя, выбирая лучшую дорогу. Я первым принимаю на себя толчки и удары. Моя камера в проколах и заплатах. Кому бы нужно было твое прямолинейное ограниченное движение, если бы не мое лавирование? Я веду тебя. Я! – кричало, дребезжа щитком, предохраняющим от грязи, Переднее Колесо. – Без меня нет Велосипеда. Велосипед – это я!

- Тогда отвинтись и катись! – предложило Заднее Колесо. – Посмотрим, каким будет твое качение без моих усилий… Посмот… - не договорило оно, свалившись набок, потому что в этот миг Переднее Колесо отвинтилось и покатилось в одиночку... Оно катилось метр, два, три... тридцать метров, а за­тем тоже свалилось набок.

Пролежав так некоторое время на обочине дороги, колёса поняли, что без ведущих колёс нет движения, как и без ведо­мых. Они убедились на собственном опыте, что ведущим и ве­домым быть одинаково трудно и одинаково почётно даже в та­ком простейшем колёсном объединении, как велосипед, не го­воря уж об автомобиле, поезде, а также о более сложных содружествах колёс, шестерён, маховиков и прочих деталей, составляющих единое целое в разумном и сознательном взаи­модействии всех для успешного продвижения.

(Е. Пермяк)

19. Сжатое изложение. 1. Прослушайте два текста Евгения Пер­мяка, сравните их содержание и основные мысли, которые выражены в подтексте каждого мини-текста. Сформули­руйте и запишите основную мысль, которая является об­щей для обоих текстов.

2. Два раза прослушайте первый текст и напишите сжатое из­ложение. Используйте следующие приёмы сокращения: ис­ключение (изъять диалог), обобщение (передать содержание текста в обобщённой форме).

Скрипучая дверь

В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все её хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плот­но закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в из­бе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. С трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод.

Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистли­вую Дверь.

— Вот вы как, — сказала она, — я покажу вам, как не заме­чать меня, — и стала коробиться, кривиться, скрипеть.

Её подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с нею, сколько могли. Её петли часто смазывали маслом, а она не уни­малась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих.

Тогда её сняли с петель и выбросили в дровяник. На её место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а её верные обязанности.

Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счётом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.

Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая оказалась в одиночестве.

Господа сорняки

Расхвастался как-то Репейник:

  • Никто так, как я, о своём роде-племени не заботится. Всюду расту. Везде свои семена сею. Мои репьи к кому хочешь прицепятся. Хоть к лисьему хвосту, хоть к медвежьей шкуре, хоть к доброму молодцу. Прицепятся — не отцепятся. А отцепятся — в землю высеются.

  • Подумаешь, какой заботливый нашёлся, — возмутился воздушный Одуванчик. — Вот я так изо всех хитрецов хитрец. Мне ветер служит. По всему свету мои семена-пушинки разносит. Во всех странах мои детки растут. Куда ветер подует — туда и летят.

  • А я, господа сорняки, ради своих ребятушек себя не жалею. От корня отрываюсь, по полям катаюсь, на хорошие земли детушек пристраиваю. Не то что ленивая пшеница — беззаботная мать. Будто и не хочет сынов-дочек в люди вывести.

Так говорил старый сорняк Перекатиполе.

Конечно, не всё ерундовою ерундой бывает, что твой ум не понимает. Только у господ сорняков было принято: что для них тёмный лес, то и плохо, что для них туманно, то и обманно. Вот и набросились на пшеницу: зачем не по ним живёт-растёт да ещё и молчит, чудачка неотёсанная.

  • Кривляка она, для чужих людей старается, притворяет­ся, — не унимался Репейник.

  • Мне довелось цвести неподалёку, — вмешался Одуванчик, — так, поверите ли, обо мне, скромном любимце солнца, пшеница будто и не слыхивала. Никаких подробностей о моей

воздушной красивой жизни не знает. Чем только живёт-ды­шит?

— Да уж, сколько ни колоситься, нас ей не обойти, не обо­гнать, даже вровень не встать. Бедняжка думает, что счастлива!

Пшеница на это даже не обратила внимания. Она росла себе да помалкивала. Зачем подлаживаться к ветру? Ей и в голову не приходило прибегать к уловкам и хитростям.

Она жила для людей, кормила их, а люди, как могли, обере­гали драгоценные пшеничные всходы от хватких одуванчиков, надоедливых репьёв и разных других самозвонов.

20. Сжатое изложение. 1. Сначала по заголовку постарайтесь определить, какой проблеме посвящен данный текст и какова позиция автора.

  1. При первом прослушивании текста проверьте свои предпо­ложения и определите, какие точки зрения существуют по во­просу, поставленному автором текста и какой из них придер­живается автор. Постарайтесь также определить, из сколь­ких частей состоит текст.

  1. При втором прослушивании составьте тезисный план тек­ста.

  1. Напишите сжатое изложение, используя приём обобщённой передачи содержания каждой смысловой части текста.

21. Сжатое изложение. 1. Сначала по заголовку постарайтесь определить, какой проблеме посвящен данный текст и какова позиция автора. Затем прочитайте текст, проверяя свои предположения. Объясните, какие точки зрения существуют по вопросу, поставленному автором текста. Какой из них придерживается автор?

  1. При втором чтении текста выпишите ключевые слова, яв­ляющиеся терминами, и составьте план текста.

  1. Третий раз вдумчиво прочитайте текст, а затем напишите сжатое изложение. Используйте следующие приёмы сокра­щения: исключение (изъять второстепенную информацию), обобщение (передать содержание всех четырёх частей текста в обобщённой форме).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]