Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гегель философия права.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
19.07.2019
Размер:
283.83 Кб
Скачать

Введение

  1. Философия права, как ее понимает и излагает Гегель, – это именно философская, а не юридическая дисциплина, это не "позитивная юриспруденция" (см. Прибавление к Предисловию), а составная "часть философии" (см. §2 "Философии права"). Данное обстоятельство определяет специфику и профиль всей последующей постановки и трактовки Гегелем философско-правовой тематики.

  2. Всякая дефиниция в цивильном праве опасна (лат.). Это положение – первая часть высказывания известного римского юриста Яволена (I-II вв.), которое в полном виде звучит так: "Всякая дефиниция в цивильном праве опасна, ибо мало случаев, когда она не может быть опрокинута". Речь у Яволена непосредственно идет о необходимости осторожного отношения к формулировке общих определений применительно именно к древнейшему цивильному праву, которое уже претерпело много последующих изменений. В VI в. положение Яволена было включено в Дигесты Юстиниана (Д. 50, 17, 202 – кн. 50, титул 17, фрагмент 202). В дальнейшем формула Яволена приобрела более широкое значение (см.: Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956. С. 68-69).

  3. Соответствующие определения, которые имелись в римском праве, носили формально-правовой характер. Так, знаменитый юрист Гай (II в.) в своих "Институциях" (кн. I, гл. 9) замечает: "Основное деление, относящееся к праву лиц, заключается в том, что все люди суть или свободные, или рабы" (Д. 1, 5, 3). Другой выдающийся римский юрист, Ульпиан (II-III вв.), писал: "...по естественному праву все рождаются свободными, и не отмечалось отпущения на свободу, когда рабство было неизвестно; но после того как по праву народов наступило рабство, то за ним последовало благодеяние отпущения из рабства. И хотя мы называемся одним естественным именем "люди", по праву народов возникло три вида (людей): свободные и противоположные – рабы и третий вид – отпущенники, то есть те, кто перестал быть рабами" (см.: Перетерский И. С. Указ. соч. С. 102-103).

  4. Лекции по такой теме ("Факты сознания") были прочитаны И.Г.Фихте в 1810/11 г. в Берлинском университете; в 1817 г. эти лекции были опубликованы.

  5. Критика эта направлена против Фриза (см. также прим. 8 к с. 48).

  6. Термином "позитивное право" (в отличие от "естественного права" ) со времен средневековых юристов обозначается вся совокупность источников так или иначе публично установленного или признанного права (государственного законодательства, церковного права, судебных и административных прецедентов, обычного права). Под "естественным правом" (в отличие от "позитивного права" как права "искусственного", созданного людьми, сознательно и официально принятого, волеустановленного и т.п.) соответственно понимается право, которое независимо от тех или иных властей дано самой "природой" (порождено "природой вещей", неизменной или исторически изменяющейся "природой человека" – физической, духовной, социальной). У Гегеля "естественное право" отождествляется с "философским правом" (см. прим. 7), и, судя по полному названию и содержанию "Философии права", под "естественным правом" он имеет в виду философию естественного права как права разумного по своему понятию. Поэтому "естественное право" для Гегеля идентично "философскому праву", т.е. философски выявляемому и раскрываемому понятию права вообще.

  7. Различая естественное (или философское) право и право позитивное, Гегель вместе с тем стремится избежать их противопоставления и предостерегает против такого подхода, весьма характерного для многих приверженцев естественно-правовых воззрений. Институции – это первая часть кодификации Юстиниана (VI в.), которая состоит из сочинений ("Институций") римских юристов (Гая, Ульпиана, Флорентина и Марциана) и содержит изложение теоретических основ учения о праве. Пандекты (или Дигесты) – вторая (основная) часть кодификации Юстиниана, представляющая собой отрывки из трудов римских юристов, имеющая значение норм действующего права. Кроме того, в Свод Юстиниана входят также Кодекс Юстиниана (сборник императорских конституций) и Новеллы (собрание конституций, изданных после составления Кодекса) (см.: Перетерский И. С. Указ. соч. С. 31-32). Гегелевское уподобление отношения естественного (или философского) права к позитивному праву отношениям институций к пандектам означает, что первое должно относиться ко второму, как учение о праве относится к самому действующему праву.

  8. Шарль Луи Монтескье (1689-1755), юрист, философ, был одним из ранних представителей французского Просвещения. В работе "О духе законов" (1748) он писал: "Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона" (Монтескье Ш. Избр. произв. М., 1955. С. 159). Закон вообще Монтескье определял как человеческий разум, управляющий всеми народами земли, а политические и гражданские законы – как частные случаи приложения и выражения этого разума. Законы должны находиться в тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены, а также соответствовать природе и принципам установленной формы правления. Далее, эти законы "должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату – холодному, жаркому или умеренному, – качествам почвы, ее положению, размерам, образу жизни ее народов – земледельцев, охотников или пастухов, – степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются. Их нужно рассмотреть со всех этих точек зрения. Это именно я и предполагаю сделать в настоящей книге. В ней будут исследованы все эти отношения; совокупность их образует то, что называется Духом законов" (там же, с. 168).

  9. Густав Риттер фон Гуго (1764-1844) – немецкий юрист, родоначальник исторической школы права. Критика его взглядов дана в статье К. Маркса "Философский манифест исторической школы права". Характеризуя метод исторической школы права как некритичную апологию всего исторически данного, позитивного, К. Маркс писал: "Если позитивное должно иметь силу, потому что оно позитивно, то я должен доказать, что позитивное имеет силу вовсе не потому, что оно разумно; и можно ли это доказать с большей очевидностью, чем утверждая, что неразумное позитивно, а позитивное неразумно, что позитивное существует не благодаря разуму, а вопреки разуму? Если бы разум служил мерилом для позитивного, тогда позитивное не служило бы мерилом для разума" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 86). С этим некритическим позитивизмом внутренне связана и характерная для учения Гуго проповедь раболепного отношения ко всем исторически данным порядкам и авторитетам. "Аргументация Гуго, как и его принцип, – отмечает К. Маркс, – позитивна, т.е. некритична. Она не знает никаких различий. Всё, что существует, признаётся им в качестве авторитета, а всякий авторитет берется им как основание... Подчинись тому, что признается положительным в твоем приходе" (там же, с. 87). Упоминаемый и критикуемый Гегелем "Учебник истории римского права" вышел 5-м изданием в Берлине в 1818 г.

  10. Суждения о "Законах XII таблиц" и информация об этом древнеримском правовом памятнике содержатся во многих произведениях Цицерона (в частности, в таких, как "О государстве", "О законах", "Об ораторе"). "Законы XII таблиц" были приняты в середине V в. до н.э. (первые десять таблиц – в 451 г. до н.э., две последние – в 450-449 гт. до н.э.). Текст памятника см.: Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1962. С. 62-72; Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984. С. 43-53.

  11. Фаворин Арелатский (перв. пол. II в.), философ, ритор, был автором энциклопедических сочинений на греческом языке (см.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 587, 609).

  12. Секст Цецилий Африкан – римский юрист II в.

  13. Авл Геллий – римский автор II в.

  14. Цитата из работы Геллия "Аттические ночи": "Ты, ведь, знаешь, что выгодность и благодетельность законов меняется сообразно характеру эпохи и государственных дел, равно как и в зависимости от соображений их пользы в данное время, а также смотря по важности тех пороков, которые они должны исправлять, ибо подобно тому как меняется вид небес и морей, так меняются и обстоятельства времени. Что, кажется, было более благодетельно, чем проект Столониса, что полезнее постановления Вокония, что должно считать более необходимым, чем закон Лициния? И, однако, все они, сообщавшие силу государству, вычеркнуты и преданы забвению" (20, 1, 22).

  15. Цель приводимой правовой фикции (считать дочь сыном) состоит в том, чтобы ввести дочь в круг наследников и признать ее в качестве субъекта права наследования.

  16. Проблемы психологии освещены Гегелем в "Философии духа", в третьей части "Энциклопедии философских наук" (§440-482) (см.: Гегель Г.В.Ф. Философия духа. С. 229-292).

  17. Быт. 2, 23.

  18. См.: Goethe J.W. Poetische Werke. Bd 2. Berlin, 1966. S. 121.

  19. См. также §163-180 "Энциклопедии философских наук" (т. 1, с. 345-365).

  20. См.: Kant I. Metaphysik der Sitten. Einleitung in die Rechtslehre. Leipzig, 1945. S. 35.

  21. См.: Руссо Ж.Ж. Об Общественном договоре // Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969. С. 160-162.