Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мангейм.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
31.07.2019
Размер:
54.27 Кб
Скачать

8

Тема. Социология знания К. Мангейма

  1. Социология знания: исходные принципы и положения.

  2. Работа «Идеология и утопия».

  3. Вклад Мангейма в социологию.

1. Социология знания: исходные принципы и положения.

Карл Мангейм (1893—1947)

Первые 26 лет своей жизни он провел в Венгрии, где в 1917 г. в Будапештском университете защитил диссертацию по философии, посвященную структурному анализу теории познания. В 1919 г. после поражения Венгерской революции Мангейм переселился в Германию. Там он становится докторантом Альфреда Вебера и приступает к разработке проблем социологии культуры. Работает в университетах Гейдельберга и Франкфурта. В 1933 г. эмигрировал в Англию. Первый, «немецкий» период его жизни является наиболее продуктивным в творческом плане. В эти годы он занимается проблемами интерпретации духовной жизни. Основная работа этого периода – «Идеология и утопия» (1929). В «английский» период он разрабатывает теорию массового тоталитарного общества, занимается проблемами социального планирования. Главная работа этого периода – «Диагноз нашего времени» (1941 – 1942).

Взгляды Мангейма формировались под влиянием мыслителей самых разных направлений: Зиммеля, Лукача (марксизм), А. Вебера, неокантианства представителей Марбургской школы, особенно Риккерта и Виндельбанда, феноменологии Гуссерля, Шелера, М. Вебера. Такая восприимчивость Мангейма к различным направлениям мысли, ко многим доктринам и перспективам объясняется многочисленные противоречия в его работах. В течение всей жизни он стремился объединить различные направления и синтезировать их по-новому. Сам он говорил об этом: «Я хочу сломать старую эпистемологию, но еще не преуспел в этом полностью».

Карл Мангейм внес большой вклад в развитие социологии знания. Социология знания изучает взаимоотношения между мышлением и обществом и относится к социальному познанию. Особое внимание он обращал на изучение структур мышления и их взаимосвязи с социальными структурами. Он сконцентрировал внимание на том, что мышление есть деятельность, которая должна быть связана с социальной деятельностью, образуя структурную систему.

Мангейм различал два подхода к объектам культуры и интеллектуальным явлениям. Первый заключается в том, что они могут быть поняты изнутри таким образом, чтобы их имманентные значения открылись исследователю. Второй подход – то изучение их извне, как отражение социального процесса, в который неизбежно включен каждый индивид. В таком аспекте познание понимается как экзистенциально определенное.

Мангейм обобщил положение Маркса о зависимости системы идей от классовой обусловленности их сторонников. Мангейм считал, что все идеи, даже истины относительны и, соответственно, подвержены влиянию социальной или исторической ситуации, из которой они возникают. Уже сам факт связи каждого мыслителя с конкретной группой в обществе определяет его интеллектуальный кругозор. Люди не рассматривают мировые события с абстрактных позиций, не делают этого исключительно как отдельно взятые личности. Напротив, они действуют, объединяясь или противостоя друг другу в разных организованных группах, и пока они так поступают, они и мыслят одинаково или различно.

Мангейм определяет социологию знания как теорию социальной или экзистенциальной обусловленности мышления. Согласно его точке зрения, все познание и все идеи локализованы, хотя и в разной степени, внутри социальной структуры или исторического процесса. Идеи имеют корни в различных отрезках исторического времени и социальной структуры, поэтому мышление неизбежно является перспективным. Перспектива обозначает способ, при помощи которого индивид видит объект, и как он истолковывает его.

Понятие об экзистенциальном определении познания является краеугольным камнем в доктрине Мангейма. Мангейм не дает точного определения типов взаимосвязи между социальной структурой и познанием. Он считает, что термин «экзистенциальное определение» не включает в себя причинную последовательность, и подчеркивает, что только эмпирическое исследование раскроет точную сущность отношений в конкретных случаях.

Он использует разные переменные для указания на связь между мышлением и социальной структурой. В качестве таковых у него выступают то социальные силы, то интересы субъекта, то статус группы.

  1. Работа «Идеология и утопия» (1929).

В своей работе он анализирует две формы мышления – утопию и идеологию.

На каждой стадии исторического бытия существуют представления, трансцендентные по отношению к бытию. Трансцендентные бытию представления можно разделить на две группы: 1) адекватные бытию – они встречаются крайне редко; 2) неадекватные, представленные идеологией и утопией. Идеология – представления, которые никогда не достигают в действительности своей полной реализации, но объективно они способствуют поддержанию существующего порядка. Утопиям же, в отличие от идеологии своим противодействием удается преобразовать существующую действительность, приблизив ее к своим представлениям.

Различить идеологию и утопию в каждом конкретном случае невероятно сложно. Для приверженцев существующего порядка некие взгляды, направленные на его преобразование будут выступать утопией, а для оппозиционных сил – идеологией. Что было утопией сегодня, может стать действительностью завтра. Дополнительная сложность в различении идеологии и утопии связана с тем, что в ходе истории элементы идеологического и утопического не противостоят друг другу в чистом виде. Утопии поднимающихся слоев часто пронизаны элементами идеологии.

Применительно к прошлому достоверным критерием является реализация. Если идеи, которые, как оказалось впоследствии, лишь маскировали общественный порядок, значит это были идеологии; те же идеи, которые получили в последующем общественном порядке свою адекватную реализацию, были относительными утопиями.

Мангейм ставит задачу проанализировать историческую смену форм утопического и идеологического сознания в эпоху Нового времени. Он отмечает, что в рамках исторического процесса наблюдается: 1) последовательная смена утопий, различающихся как по форме, так и по содержанию; 2) сосуществование различных последовательно появлявшихся друг за другом форм утопией; 3) их борьба.

Сравнение он осуществляет по двум параметрам: 1) социальным носителям представлений, 2) постановке проблемы исторического времени внутри той или иной формы мышления, т.е. соотношение прошлого, настоящего и будущего.

Мангейм говорит о четырех формах утопий.

Первая из ниххилиастическая утопия.

Хилиазм (греч. тысяча) иначе милленаризм – религиозно-мистическое учение о тысячелетнем земном царствовании Христа, которое должно наступить перед концом мира. Он был характерен для раннего христианства, для многих еретических учений в средние века, а затем актуализируется в Новое время, становится выражением интересов угнетенных слоев: крестьян, подмастерьев, люмпен-пролетариата, фанатических проповедников и пр.

Хилиастическое сознание – это, прежде всего, духовное переживание будущего состояния общества, которое создает эффект абсолютного присутствия. Хилиазм противостоит существующей действительности и сочетается с революционными взрывами, одухотворяет их. Для него ценность революции не в том, что она является неизбежным средством для достижения рационально поставленной цели, а в том, что она является единственным принципом непосредственного присутствия в мире.

В хилиазме нет различения прошлого, настоящего и будущего. Он не ведает и не признает ни пути, ни развития, для него существуют лишь приливы и отливы времени. Он все же он качественно дифференцирует время, различая эпохи, полные внутреннего смысла, и эпохи, лишенные смысла.