Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 2 (урок 5)-Пространство и время-итог.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
05.08.2019
Размер:
155.14 Кб
Скачать

Тема 2. Онтология.

Урок 5. Пространство и время

Цель изучения урока 5:

Уметь различать основные подходы к интерпретации сущности времени и пространства

Знать основные линии аргументации таких подходов; содержание образов пространства и времени в них

Приобрести навыки моделирования пространственно-временных универсумов на различных научных и философских основаниях.

«

Аврелий Августин (354-430)

Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю»1, - так в свое время говорил Блаженный Августин, создатель весьма любопытной субъективно-психологической концепции времени. До сотворения мира, по Августину, времени не было (поэтому не имеет смысла вопрос: «Что делал Бог до сотворения мира?», ибо он предполагает временное понятие «до»), Бог существовал (и существует, чем и объясняется его атрибут всеведения) в Вечности, где нет разделения на прошлое, настоящее и будущее. Время возникает вместе с миром и человеком, выступая, главным образом, в качестве необходимого атрибута человеческого восприятия действительности. Прошлого уже нет, будущего еще нет, есть только настоящее, да и то оказывается фактически неуловимым, когда мы пытаемся его зафиксировать, ибо мгновенно скрывается в прошлом. Прошлое существует лишь в нашей памяти, будущее – в наших ожиданиях и надеждах, настоящее – в непосредственном восприятии.

Вопрос о природе времени (и пространства) представляет собой очень важный пункт любой онтологии. Весьма примечательно, что обсуждение таких, казалось бы, очевидных явлений, составляющих плоть и кровь нашей жизни, вызывает огромные сложности и яростные споры «объективистов» и «субъективистов», «абсолютистов» и «релятивистов». Сейчас мы познакомимся с рядом моделей пространства и времени, предложенных выдающимися умами 18 – 20 веков.

Пожалуй, стоит начать с «рабочих» определений пространства как меры протяженности, а времени – как меры длительности. Весьма примечательно, что Кант (о нем речь ниже) относил пространство к внешним созерцаниям (протяженными являются вещи), время – к внутренним (к смене состояний субъекта, ибо длятся процессы «схватывания» этих вещей в сознании). Пространство и время обладают некоторыми общими свойствами – они однородны (в них нет выделенных точек) и в некотором смысле «бесконечны» (любая граница может быть проведена только внутри пространства и времени, им же самим не с чем граничить). Но кое в чем рассматриваемые категории различаются – пространство трехмерно и изотропно (в нем нет выделенных направлений), время же однолинейно и анизотропно (оно течет только «вперед»).

В современной науке бытует теория изначального сингулярного (суперплотного и «свернутого в точку») состояния материи, в котором она находилась «перед» Большим Взрывом. Так вот, в этом состоянии пространство и время уже не существуют в привычном для нас виде, они как бы «квантуются». Поэтому, к примеру, бессмысленно спрашивать: «Что было до Большого Взрыва?», потому что «тогда» еще не было времени. Выяснилось также, что эти «кванты» пространства и времени имеют свой «размер», т.е. служат мерой минимального, уже не делимого отрезка времени (так называемые «планковское время» и «планковская длина»: 10-43 с и 10-33 см).

С

огласно т.н. «субстанциальной» концепции Исаака Ньютона, пространство и время – это самостоятельные сущности, «субстанции», выступающие сами по себе в качестве пустых «арен» (на которых разворачивается мировая история), или «вместилищ» (всех вещей и событий). К такой модели Ньютона привел простой мысленный эксперимент. От удаления той или иной вещи пространственно-временная структура Универсума в целом, как кажется, не изменяется, как не изм

Исаак Ньютон (1643-1727)

еняется, скажем, банка с огурцами, если из нее постепенно извлекать ее содержимое. И так же, как огурцы существуют в банке, так и вещи существуют в пространстве, вмещающем их, но не зависимом от них. Такая модель, включавшая понятия абсолютного пространства и абсолютного времени (которые есть «на самом деле» - с инвариантными свойствами для любого наблюдателя во Вселенной) прекрасно соответствовала духу и букве ньютоновской физики. «Книга природы написана на языке математики» (Галилей), которая предлагает единое и универсально-общезначимое описание всех вещей и событий этой природы. И локализация их в едином универсальном и неизменном пространстве-времени делала это описание возможным.

Г

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

. Лейбниц
попытался преодолеть несколько «метафизический» ньютоновский разрыв между пространством-временем как таковыми (самими по себе) и пространственно-временными образованиями (вещами). Он предложил т.н. «реляционную» (от лат. слова relatio – отношение) модель. Бессмысленно говорить о пространстве и времени, не предполагая рассмотрения и анализа того, измерением или порядком бытия чего они являются, то есть не обращаясь к миру вещей. Пространство и время фактически становятся у Лейбница атрибутом (порядка) существующих вещей. Пространство – это отношение между одновременно существующими вещами (если они действительно разные, то их различие есть, в частности, различие занимаемых ими пространственных мест, т.е. пространственные отношения вытекают из факта сосуществования вещей-субстанций: не было бы того, что занимало бы места, – не было бы и отношения этих мест), время – (аналогично) отношение между последовательными состояниями одной и той же вещи.

Концепции Ньютона и Лейбница роднит в целом объективистский подход к объяснению пространства и времени – они есть либо непосредственная реальность, либо свойство этой реальности. (Кстати, также будет и в диалектическом материализме – пространство и время, как уже упоминалось, являются всеобщими атрибутами материи, универсальными формами существования материальных образований, т.е. они полностью объективны и не зависят от человека).