Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Для страницы.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
10.08.2019
Размер:
166.91 Кб
Скачать

От бреста — до москвы и сталинграда

 

В.К.Коновалов

Рассказ о Героях-евреях я начну не с первых дней войны, как обещано заголовком, а с последних, и не с еврея, а с молдаванина А. Маринеско: его подводная лодка С-13 потопила в Балтийском море фашистский транспорт «Вильгельм Гуслов», на котором находились 5,5 тысяч солдат и офицеров. По этому случаю в Германии был объявлен национальный траур. Но прошло всего два с половиной месяца, и 17 апреля в Данцигской бухте подлодка Л-3, которой командовал капитан 3-го ранга Владимир (Вульф Калманович) Коновалов, потопила транспорт «Гойя», на котором эвакуировались фашистские части, блокированные нашими войсками на полуострове Хела близ Гдыни. На дно залива ушло 7 тысяч гитлеровских солдат и офицеров. Это был своеобразный рекорд всей Второй мировой войны.

Но и сама лодка чудом избежала гибели — исключительно благодаря смелости и мастерству командира. Когда Коновалов обнаружил транспорт, тот на полной скорости уходил на запад. Командир принял решение преследовать его в надводном положении — это был смертельный риск. Затем — срочное погружение, обход сторожевого эскорта, выход на позицию и — точный, победный залп. Сторожевые корабли стали преследовать лодку, и опять, благодаря мастерству и опыту Коновалова, удалось оторваться от погони. Несмотря на то, что война фактически завершилась, лодка Коновалова сумела вскоре потопить у побережья Польши еще один транспорт противника — «Роберт Мюллер». Это был пятнадцатый корабль, пущенный на дно отважным капитаном. После войны Герой-командир продолжал службу на флоте, стал контр-адмиралом. Эстафету продолжили два его сына — Марк и Евгений, оба стали командирами подводных лодок, подводником служит и его внук.

 

Меньше повезло другому подводнику, командиру «малютки» Израилю Фисановичу. В августе 1941-го он первым среди советских подводников проник в военно-морскую базу в Петсамо и прямо в фиорде потопил крупный транспортный корабль. Отлежавшись сутки, он потопил еще один транспорт, после чего пришлось возвращаться домой: «малютка» несла на себе лишь две торпеды. Всего за 1941 год, когда немцы господствовали и на воде, и в воздухе, «малютка» Фисановича потопила 8 вражеских кораблей! В январе 42-го, после очередного удачного торпедирования транспорта, ее стали преследовать сторожевые корабли и самолеты: десять часов продолжалась погоня, на «малютку» сбросили 326 глубинных бомб, но Фисанович сумел привести ее целой и невредимой на базу. 3 апреля 1942 года вышел Указ о присвоении капитан-лейтенанту Израилю Фисановичу звания Героя, его «малютка» была награждена орденом Красного Знамени и стала гвардейской.

К концу 43-го на счету Фисановича было уже 13 потопленных кораблей, а сам он командовал дивизионом подводных лодок. Его направили в Англию, где он принял новую подводную лодку. Но лучше бы он плавал на родной «малютке». На обратном пути в северной Атлантике фашистским самолетам удалось потопить «англичанку».

Израиль Фисанович навечно был зачислен в списки моряков Северного флота, а также коллектива харьковского завода «Серп и Молот», где он работал слесарем, пока не поступил в Высшее военно-морское училище.

 

М.Н.Плоткин

В начале войны звание Героев присваивали очень скупо, хотя именно благодаря героизму отступающих красноармейцев и удалось спасти страну от неминуемой катастрофы. Чтобы получить Героя, надо было совершить нечто сверхординарное. Как Михаил Плоткин, бывший участник финской войны, совершивший 36 боевых вылетов, успешно бомбивший порты и корабли, за что и был награжден орденом Ленина.

С немцами Плоткин впервые скрестил оружие 30 июня 41-го. Он участвовал в мощном налете на танковые колоны противника в районе Даугавпилса, когда наши летчики уничтожили несколько десятков танков и почти 200 автомашин. За этот бой Михаил был награжден орденом Красного Знамени, и его включили в число двадцати экипажей, которые стали готовить для вылетов на Берлин. В ночь на 8 августа дальний бомбардировщик Плоткина участвовал в первом авиационном ударе по столице Тысячелетнего рейха, в следующую ночь — во втором. В последующую неделю экипаж Плоткина еще дважды участвовал в бомбардировке Берлина.

Каждый полет на Берлин был связан со смертельным риском, летчиков эскадрильи, которая стремительно таяла с каждым днем, называли «смертниками».