Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Т.2 МПВО Word.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
280.58 Кб
Скачать

1. Влияние развития средств и способов ведения вооруженной борьбы на возникновение и развитие средств и способов защиты территорий и населения воюющих сторон.

Сравнительно недавно по историческим меркам, когда воюющие стороны еще не имели авиации, вся территория обороняющейся стороны с ее населением, хозяйством, государственным и политическим устройством, представлял собой вожделенную, но почти недостижимую цель для любого полководца. Нарушить прочность тыла – значило лишить фронт всего необходимого для ведения боевых действий, значило – обеспечить победу.

Однако пехота и конница, артиллерия и флот не позволяли наносить ощутимые удары по глубокому тылу противника – главной цели нападения. Вспомним известную команду Наполеона в дни его африканского похода, когда французов атаковала арабская конница: «Ослов и ученых в середину!» (самое значимое для армии наполеона в то время). Имеющимися средствами атакам арабам было не достать обоз в середине редутов. Тогда это был единственно правильный выход из создавшегося положения.

Но вот в 1882 году в Красном Селе в России поднялся в воздух первый в мире самолет А.Ф. Можайского. Этот полет ознаменовал начало новой эры в развитии средств вооруженной борьбы. Новый род войск – авиация стал развиваться с исключительной быстротой.

В 1914-18 гг. в период Первой Мировой войны воюющие стороны впервые применили аэропланы и дирижабли для нанесения ударов с воздуха по тыловым объектам противника. Правда авиационная техника была настолько несовершенной, радиус действия бомбардировщиков настолько мал, а средства ПВО, хотя и примитивные, оказались более эффективными, что поединок выиграли последние. Воздушные налеты на города и другие тыловые объекты серьезного ущерба сторонам не наносили. Тем не менее, в непреодолимой до того времени грани между фронтом и тылом была пробита брешь.

Попытка разрушить экономику и систему государственного управления, деморализовать население воздушными налетами оказалась перспективной. В ходе позиционной войны пехотинцы и артиллеристы чем дольше занимали одну и ту же позицию (местность), тем больше усиливали простые пехотные окопы и крытые окопы для размещения артиллерийской прислуги, укрепляя их всемерно, хотя пока эта конструкция и не защищала от поражения снарядами крупных калибров.

Еще одно важное событие произошло в конце империалистической войны, заставило правительства и генеральные штабы воюющих сторон серьезно задуматься над проблемой обеспечения безопасности тыла. В 1917 году недалеко от бельгийского городка Ипр, в Западной Фландрии, странный туман с легким запахом горчицы вполз в окопы ничего не подозревавших французских солдат. Это был «Горчичный газ», названый впоследствии ипритом.

В ночь с 12 на 13 июля 1917 года под бельгийским городом Ипр с целью сорвать наступление англо-французских войск Германия применила химическое оружие – жидкий отравляющий горчичный газ кожно-нарывного действия, который по месту боев получил название иприт.

При первом его применении поражения различной тяжести получили 2490 человек, из которых 87 скончались. Британские ученые быстро расшифровали его формулу, но наладить производство нового отравляющего вещества удалось лишь в 1918 году, из-за чего использовать иприт в военных целях удалось лишь в сентябре 1918 года (за 2 месяца до перемирия). Иприт обладает отчетливо выраженным местным действием – он поражает глаза и органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы. Всасываясь в кровь, он проявляет и общеядовитое действие как в капельном, так и в парообразном состоянии.

От капель и паров иприта не защищает кожные покровы, обычное летнее и зимнее армейское обмундирование, как и практически любые виды гражданской одежды. Реальной защиты войск от иприта в те годы не было, и применение его на поле боя было эффективным до самого окончания войны. Ни до, ни после этой войны боевые отравляющие вещества не использовались в таких количествах как в 1915 -1918 годах. В течение первой мировой войны химические вещества применялись в огромных количествах: 12 тысяч тонн иприта, которым было поражено около 400 тысяч человек. В настоящее время химоружие запрещено к применению Конвенцией о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года. Согласно ее положениям, она вступила в силу после ее ратификации 65 государствами. Дата вступления в силу - 29 апреля 1997 года. Россия ратифицировала её в ноябре 1997 года.

Самолеты с отравляющими веществами на борту могли принести более тяжелые потери уже и в глубоком тылу. Угроза химической войны по мере совершенствования авиации и боевых ОВ увеличивалась. В этот период поиски эффективных средств противохимической защиты, начатые еще до Первой Мировой войны, давали положительные результаты. Применение английских и особенно русских противогазов Н.Д. Зелинского и Н.Т. Прокофьева свели на нет первый успех немецких газовых атак на фронте.

Таким образом, Первая Мировая война положила начало мерам по организации самозащиты населения и личного состава армии.

На этом развитие средств и способов ведения боевых действий не остановилось.

В 1928 году созванная Международным Комитетом Красного Креста комиссия экспертов по защите гражданского населения на первой сессии в Брюсселе пришла к выводу о невозможности установления каких бы то ни было районов, недоступных для поражения с воздуха, и признала, что опасность такого поражения распространяется на всю территорию принимающих в войне государств.

Время пребывания самолета в воздухе возросло до двух и более суток, высота подъема аэроплана стала 12500 метров, скорость аэроплана истребителя выросла до 250 км/час, а рекордная скорость полета составила около 450 км/час. Грузоподъемность самолетов составила от 500 до 8000 кг груза аэробомб. Даже дирижабли поднимали в воздух до 75 т груза, а пассажирские каюты вмещали до 100 человек десанта. Запасы горючего позволяли им оставаться в воздухе 4-5 суток, покрываемые расстояния равнялись 10 000 км (1/4 часть экватора).

Эти технические достижения изменили и способы ведения войн: совершенно отпала надобность в постройке дальнобойных и дорогостоящих сверхпушек – проще погрузить такой же (или более мощный) снаряд на самолет и доставить его куда следует и там его точно сбросить. Это заставило, в целях защиты искать возможность не углубляться как можно дальше вглубь территории, а стараться уйти как можно глубже под землю.

В качестве боевых снарядов тогда уже авиация применяла бомбы: фугасного действия, осколочные, зажигательные и химические. Опасность поражения с воздуха становилась все реальнее и сильнее. Военная угроза распространялась вместе с переносом боевых действий на весь тыл страны. Взрывчатые вещества для бомб поставляла химия, химия же стала опасной своими веществами, непосредственно отравляющими организм человека. Две тонны ОВ в виде бомбы могли отравить земную поверхность на площади 140 000 м. кв., при условии уничтожения на этой территории всего живого. Пораженная поверхность оставалась непроходимой в течение 5-10 и более дней. Основное воздействие ОВ производят на живые организмы, а различные вещи, предметы, сооружения – остаются целыми. Кроме того, психологическое действие применения боевых ОВ и авиации – достаточно разительно.

К 1939 году мощь ВВС государств - потенциальных агрессоров составляла:

Испании – 400 ед. (без резерва) – у республиканцев;

- 750 ед. (без резерва) – у мятежников;

Франции – 2450 ед. и 2550 ед. резерва;

Германии – 2800 ед. и 3200 ед. резерва;

Англии – 1750 ед. и 4200 ед. резерва;

России – 6300 ед. и 2700 ед. резерва.

Таким образом, военная доктрина о характере ведения войны, разработанная генералом Дуэ, предусматривающая внезапный воздушно-штурмовой удар с последующим проведением наземной операции, еще в начале ХХ столетия, подтвердилась.

Милитаристы получили колоссальное средство достижения военных целей – не дожидаясь прибытия на фронт неприятельских войск, поразить тотчас, вслед за объявлением войны объект агрессии, его жизненные центры и воздействовать с воздуха на неподготовленные войска, находящиеся в пути: на железных дорогах, на узловых станциях, в портах на погрузке. Тем самым психологически подавить волю народа, правительства и войск государства-противника к победе; не дать ему развернуть того аппарата управления и обеспечения, без которого невозможно действие многочисленных войск. И, после этого, как результат, предъявить ультиматум.

В связи с вышесказанным, понятно становится стремление государств к развитию систем противовоздушной обороны – систем защиты населения и тыла страны.