Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
D_Millar.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
116.22 Кб
Скачать

ДЖЕЙМС МИЛЛАР,

директор Института европейских, российских и евроазиатских исследований при Университете Джорджа Вашингтона, США

Экономика стран снг: реформация, революция или реставрация?*

В середине 1992 г. Россия, как и другие независимые государства, возникшие на месте бывшего Советского Союза, переживает критиче­ский момент. Происходит смена идеологии — отречение от коммунисти­ческих идей и принципов социалистической командной системы в поль­зу демократии и рыночной экономики, причем темпы продвижения к демократическому устройству во вновь образованных государствах зна­чительно превышают скорость создания рыночных отношений в эконо­мической сфере. Многие наблюдатели как внутри бывшего СССР, так и за его пределами опасаются, что противодействие рыночным рефор­мам в конечном счете подорвет и демократические процессы в обще­стве.

В основу избранного российским руководством курса на экономи­ческие преобразования были положены философия монетаризма и иде­ология свободного рынка, которые активно отстаиваются гарвардским профессором Джеффри Саксом, а также экспертами МВФ и Всемир­ного банка. Очевидна высокая степень идеологизированности данного подхода, так как он не предусматривает постепенного изменения сло­жившихся экономических структур, а требует полного демонтажа со­циалистической экономики, то есть, по сути, настоящей революции.

Большинство западных экономистов, специализировавшихся ранее на изучении советской экономики, склонны поддерживать российских критиков «шоковой терапии». Первых на Западе называют консерва­торами не потому, что они против создания рыночной экономики в Рос­сии и других странах СНГ, а потому, что они, как и их российские коллеги, слишком хорошо представляют особенности российской эко­номики и реальное положение дел. Советологи являются сторонника­ми реформ, предусматривающих постепенные преобразования экономи­ческих институтов, а не их полное уничтожение. Они также принимают в расчет и политические реалии, понимая, что при выработке стратегии реформ экономические рекомендации должны учитывать имеющиеся по­литические ограничения. Напротив, сторонники методов «шоковой тера­пии» основывают свои советы на теоретической модели рыночной эконо­мики, которую они пытаются насадить в России. Именно поэтому они не считают необходимым сохранение или модификацию существующих экономических отношений. Их не устраивают и действующие политиче­ские ограничения. В этом смысле Дж. Сакса, как и экспертов МВФ и Всемирного банка, можно назвать революционерами.

Любая попытка оценить ход реформ в России и других странах — членах СНГ должна включать в себя и анализ различных стратегий пре­образований наряду с изучением эмпирических показателей объемов производства, уровня цен, величины денежной массы и т.д. Большин­ство российских экономистов отказались от марксизма, но теперь по­литикам из СНГ предстоит сделать выбор между обескураживающим множеством западных теорий о том, каким образом лучше всего осу­ществлять переход к рыночной экономике. Экономисты и политики из независимых республик бывшего Советского Союза обнаруживают, что нет единой «буржуазной экономической науки», а есть только буржу­азные экономисты и школы буржуазной экономической науки. Отсут­ствует какая-либо теория или догма, в которую можно было бы поверить с тем же ощущением надежности, что дают естественные науки или рань­ше давал марксизм. Следовательно, лидеры стран — членов СНГ вынуж­дены выбирать зарубежных советников, не зная, какие из них на самом деле предлагают действительно полезные подходы к решению сложней­ших экономических проблем, и принимать советы, которые резко про­тиворечат рекомендациям других экспертов. В этих условиях западные экономисты, излагающие свои взгляды с наибольшей степенью уверен­ности и выступающие за простые и быстрые решения, могут оказаться притягательными для политических лидеров, которым предстоит совер­шить прыжок в незнаемое при наличии угрозы социального взрыва. Опас­ность заключается в том, что они могут просто сменить одну устаревшую и неработающую экономическую догму на другую, то есть прыгнуть из огня да в полымя.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]