Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Образцы анализа12 (1).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
140.8 Кб
Скачать

3. У костра.

a) Описание костра и пространства, освещённого костром («костер горел… освещая далеко кругом вспаханную землю»). Скрытая оппозиция «пустыня – пашня». (Свет костра преображает пространство.)

b) Портретная зарисовка женщин. (Параллелизм: босая мать на полу, скоблящая самовар – «забитая» Лукерья на земле, моющая котел и ложки.)

c) Замечание о том, что поблизости, у реки, слышны голоса работников. (Продолжается переосмысление пространства: там, где мерещилась «пустыня», обнаруживаются река, пашня, работники.)

d) Диалог (странное приветствие Ивана – «вот и зима вернулась» - и мимолетный испуг поначалу не узнавшей его Василисы).

e) Краткие сведения о женщинах. Углубление портретного описания.

f) Возникающая у героя ассоциация с апостолом Петром в ночь отречения. Упоминание «12-ти Евангелий», читавшихся накануне в Церкви.

g) Вставная «новелла» (рассказ в рассказе): пересказ Иваном истории отречения Петра (с «лирическими» акцентами на ощущениях и переживаниях апостола и на его человеческой немощи)

h) Описание реакции женщин на услышанное (глубокое потрясение). Мимоходом – образ возвращающегося с водопоя работника верхом на коне, в дрожащем свете костра.

4. Путь от вдовьего костра.

a) Прежний мрачно-пустынный пейзаж, прежняя пространственная расстановка (удалённость костра), прежнее ощущение холода и «вернувшейся зимы». Композиция как бы описывает «кольцо». Но…

b) …Внутреннее состояние героя – иное: Иван в озадаченности: что означают неожиданные слёзы и потрясенное смущение его слушательниц?

c) Троекратное мысленное возвращение героя к реакции вдов с постепенным и всё более глубоким осознанием этих слёз как верного знака живой, могучей связи между далёким прошлым и настоящим («Пётр ей близок»).

d) Радость.

e) Мысли студента о священной «цепи» времён (попутно - пейзаж с паромом, рекой, горой, «холодной багровой зарёй» и «родной деревней» вдали) и о торжестве Правды и Красоты «в человеческой жизни и вообще на земле».

f) Юношеское воодушевление, мечтательный восторг, почти эйфория.

…Так, фиксируя все имеющиеся композиционные единицы (компоненты), мы всматриваемся в их взаимное соотношение; ищем повторы, параллели, переклички, контрасты, антитезы и прочие структурные связи.

Например, отмечаем философствование героя в начале рассказа и его философствование в конце (композиционный повтор). Тема первого и второго размышлений одна и та же – смысл истории, связь времён (тематический/мотивный повтор). Однако направленность этих размышлений, их эмоциональная окраска диаметрально противоположны (контраст, антитеза).

Или, например, отмечаем «спиральную» и маятникоподобную цикличность душевных состояний героя: смутная тоска – веселье – острая тоска – глубинная (духовная) радость – душевно-телесный восторг, эйфорическая беззаботность. И т.д.

Нельзя также пройти мимо того, что троекратно повторенное «если Василиса/старуха заплакала» композиционно как бы «рифмуется» с троекратным отречением апостола Петра. Причём между двумя этими элементами возникает своеобразная сюжетно-смысловая антитеза: каждое Петрово «я не знаю Его» (о Христе) как бы покрывается и искупается «плачем Василисы». Этот плач – нечто противоположное страшным словам Петра и может быть истолкован, наоборот, как «я знаю Его» (и Петра, и Христа). Это как бы троекратный акт примирения грешного ученика и отвергнутого им Учителя, восстановление исходного равновесия и единства, подобно эпизоду из Евангелия, где воскресший Спаситель трижды спрашивает отрекшегося перед этим Петра: «Любишь ли ты Меня?» и трижды повелевает: «Паси агнцев моих».

Другие значимые композиционные факты: троекратное «зима вернулась», троекратное «ему казалось» и т.д.

В случае необходимости (и при желании) можно попробовать каждый уровень композиции описать отдельно. Или каждый уровень разбить на подуровни и т.д.

Так, в композиции образов иногда разграничивают а) композицию пространства, б) временнУю композицию, в) композицию цветовых, звуковых и пр. образов.

Композиция пространства в тексте – это взаимное расположение и соотношение образов, обозначающих место действия, пространственный мир произведения. Этот «мир» может быть просторным и тесным, распахнутым и замкнутым, предметно наполненным и относительно пустынным, так или иначе окрашенным (вещественно либо эмоционально) или бесцветным, неподвижным или изменчивым; герой может быть статичен по отношению к пространству, а может перемещаться в нём.

ВременнАя композиция – это расположение образов, связанных со временем.

== Композиция пространства в рассказе «Студент» может быть описана примерно следующим образом:

Герой покидает дом (родное, обжитое пространство) и уходит далеко – в лес, окружённый болотами (далекое, чужое пространство). Потом движется обратно. Путь (динамика, движение) лежит через безбрежное, холодное и мглистое пространство, пронизанное ветрами. Оно огромно, распахнуто, пустынно и враждебно. Костёр вдов – сначала далеко (маленькая светящаяся точка во мгле), затем даётся крупным планом (близко), и в его свете становится видна вокруг «вспаханная земля». Оказывается, поблизости река. Благодаря этому восприятие пространства меняется (оно уже не есть пустыня). Остановка движения. В кульминационный момент рассказа действующие лица сосредочены у костра, как в световом круге посреди безбрежной тьмы. Затем снова путь, снова мгла и светящаяся точка далеко позади. Затем река, подъём в гору (ввысь) и вид с горы (вниз) на «родную деревню» (снова дом, исходная точка) и на «багровую зарю» (далеко и высоко, над землёй). И т.д.

== Композиция времени в «Студенте»:

Сначала описывается то, что было сегодня (охота). Затем то, что происходит сейчас (идёт по тропинке домой). Затем сообщается о том, что было сегодня недавно (утром, дома, когда студент уходил на охоту). Затем герой размышляет о том, что было очень давно («при Рюрике» и т. д.), затем – о том, что будет в далёком будущем («пройдёт ещё тысяча лет» и т. д.), и о том, что есть всегда. Таким образом временной «фокус» повествования переносится из плана временного в план вечного.

После этого рассказ вновь переносится в здесь и сейчас (у костра). Потом, в момент пересказа евангельской истории, одновременно активизируются «давно» и «сейчас» и как бы устремляются навстречу друг другу. В финале рассказа давно и сейчас на миг сливаются, вместе образуя торжествующее «всегда». Мы снова переносимся в план вечного. И уже в самых последних фразах рассказа мы опять незаметно (вместе с героем) возвращаемся в здесь и сейчас («ему было только 22 года»).

== Композиция повествовательных приёмов в «Студенте»:

Эмоционально окрашенный пейзаж. - Презентация героя. – Психологическая зарисовка (картина внутреннего состояния героя). - Снова эмоционально окрашенный пейзаж (повтор). – Краткая зарисовка обстановки, царящей дома. – Внутренний монолог (мысли) героя. - Образ пространства в свете костра. - Портретное описание вдов. - Диалог. - Вставная новелла, или «текст в тексте» (пересказ героем евангельского эпизода). - Портретное описание, запечатлевающее реакцию женщин на услышанное. - Картина внутреннего состояния героя после встречи, описание его философских размышлений (внутренний монолог) и т.п.

Аналогичным образом можно попытаться смоделировать и все прочие аспекты композиции. Каждая из этих операций в той или иной степени приблизительна, условна и не является самоцелью. Однако такая систематизация почти всегда позволяет выявить интересные особенности структурного плана (любопытные соотношения и связи внутри текста) и тем самым постичь внутреннюю «архитектуру» произведения, без чего невозможно постижение его основной мысли, художественной идеи.

Анализ композиции, таким образом, - необходимая предпосылка интерпретации произведения.