Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
муаммар каддафи.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
151.04 Кб
Скачать

[Править] Общественный аспект «Третьей Всемирной Теории»

Третья часть — «Общественный аспект Третьей Всемирной Теории» (вышла 1 июня 1979) — касается многих сторон жизни, в том числе положения женщин, системы образования, слияния языков мира, спорта. Именно в этой части представлено глобальное видение правильного сосуществования. Основополагающие принципы сводятся к тому, что каждый народ должен иметь свою религию, а большую значимость имеет непрерывная общественная цепочка «семья — племя — нация — мир» («от малого к великому»).

Согласно «Зелёной Книге», «если национальный дух оказывается сильнее религиозного духа, то борьба между различными нациями, до этого объединёнными одной религией, усиливается, и каждая из этих наций добивается независимости, возвращаясь к свойственной ей общественной структуре»; «племя — это та же семья, но увеличившаяся вследствие роста потомства, то есть племя — это большая семья. Нация — это племя, но племя, разросшееся в результате увеличения потомства, то есть нация — это большое племя. Мир — это нация, но нация, разделившаяся на множество наций в результате роста населения, то есть мир — это большая нация».[9]

«Племя — это естественная социальная защита человека, обеспечивающая его социальные потребности». В Ливии, в соответствии с принятыми социальными традициями, племя коллективно обеспечивает выкуп своих членов, сообща платит за них штраф, совместно мстит за них, коллективно их защищает. Особое место в Зелёной Книге отведено женщине, её физическому строению и социальной роли в обществе:

  • Во-первых, «женщина — человек, равно как и мужчина».

  • Во-вторых, женщина — особь женского пола, а мужчина — особь мужского пола. В силу этого женщина «имеет регулярное заболевание в виде ежемесячных кровотечений, если же этого не происходит, значит, у неё наступила беременность».

  • В-третьих, тенденция лишить женщину её естественной роли матери и заменить её как мать яслями кладет начало отказу от гуманного, человеческого общества и превращению его в биологическое общество, живущее искусственной жизнью (вследствие этого в Ливии отсутствуют детские сады, а женщина, родив ребенка, уже никогда не выходит на работу).

  • В-четвёртых, мужские особи в мире растений и животных по природе своей сильные и грубые, тогда как женские и в мире растений, и в мире животных, и в мире людей по природе своей красивые и нежные.

Исходя из этого, М. Каддафи делает вывод, что «человеческие права равны для всех — мужчин и женщин, однако обязанности далеко не равны».

Упоминает в своём труде М. Каддафи и о чёрной расе: «править миром будут чёрные». По его мнению, данное событие неминуемо вследствие демографических и социальных закономерностей. Вот почему, в последние десятилетия Ливия ассоциирует себя всё больше не с арабским миром, а с Африканским континентом, пытаясь занять в нём лидирующие позиции.

Языковая проблема также поднята в третьей части «Зеленой книги»: «Люди будут отсталыми, пока не смогут объясняться на одном языке». Однако вопрос этот будет решён лишь когда процесс слияния языков пройдёт ряд стадий, на что уйдёт жизнь не одного поколения при условии, что со временем эти поколения утратят фактор наследственности: «чувственные восприятия, вкус и темперамент дедов и отцов».

Но особенно оригинален взгляд «Зелёной книги» на спорт и зрелища:

  • «спорт может быть только индивидуальным, подобно молитве»;

  • «массовый спорт — это социальная потребность людей, поэтому недопустимо как со спортивной и демократической точек зрения передоверять занятия спортом другим лицам»;

  • «коллективный спорт — дело масс»;

  • «трибуны стадионов существуют лишь для того, чтобы закрыть массам доступ на спортивные поля»;

  • «бокс и разные виды борьбы свидетельствуют, что человечество ещё не окончательно избавилось от пережитков варварства».

Такой подход к спорту привёл к тому, что большинство стадионов страны открываются в Ливии лишь во время проведения военных парадов, а любые виды борьбы находятся под строжайшим запретом.[8]

Не находя в так называемом «исламском социализме» конкретных рецептов преобразования общества, М. Каддафи постоянно вносил поправки в свою теорию. Если до «Зелёной книги» ислам считался одним из идейных источников официальной идеологии, то в вышедшей летом 1979 года третьей части этой книги «истинность» Третьей Всемирной теории уже не измерялась постулатами ислама. Напротив, «истинность» самих исламских положений стала оцениваться с точки зрения их соответствия самой этой теории. Движущей силой истории объявлялась национальная и общественная борьба. Вместе с тем, уточнял М. Каддафи, «если бы мы ограничились только поддержкой мусульман, то показали бы пример фанатизма и эгоизма: истинный ислам — тот, который выступает в защиту слабых, даже если они не мусульмане».[10]

В последующих пояснениях и комментариях к «Зелёной книге» многие её положения подвергались значительной корректировке. Эта книга являлась как бы основополагающим катехизисом официальной идеологии в Ливийской Джамахирии.