Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Горохова Елизавета.Научная работа.docx
Скачиваний:
41
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
3.02 Mб
Скачать

2.3 Основание монастыря

Постепенно  к  дому Тучковой стали стекаться женщины, в основном вдовы погибших на полях сражений, желавшие уединения и молитв. На 1830-е годы приходится начало строительства комплекса монастырских зданий: возводятся стены, небольшая колокольня, каменные келейные корпуса с трапезной и с теплой церковью во имя святого праведного Филарета Милостивого, небесного покровителя митрополита Московского Филарета. В 1833 г. Доходы с капитала от продажи имения, генеральскую пенсию, то есть все свое состояние Тучкова отдавала в казну пустыни.  Спустя  три года Маргарита Михайловна2 приняла  малое пострижение и стала  инокиней Меланией. И вот, в начале 1838 года община была преобразована  в Спасо-Бородинский общежительный монастырь. 23 июля 1839 г. Владыка Филарет сам освятил храм и монастырь. «Моя жизнь не принадлежит мне. Я чувствую, что мной руководит кто-то свыше», – признавалась митрополиту Филарету Маргарита Михайловна. Инокиня Мария (Е.Н. Шахова) в 1865 г. написала и издала свое сочинение “Памятные записки о жизни игумении Марии, основательницы Спасо-Бородинского общежительного монастыря, в мире Маргариты Михайловны Тучковой (урожденной Нарышкиной)”, где было опубликовано несколько писем Тучковой, в том числе о ее пострижении и поставлении в игумении. В 1838 г. состоялось “малое пострижение”, и она вернулась в общину сестер под именем инокини Мелании. Е.Н. Шахова пишет:

«1840 г., 28 июня, Маргарита Михайловна Тучкова, в рясофоре Мелания, приняла пострижение в мантию и наречена Марией. Обряд пострижения происходил в Троице-Сергиевой лавре... и исполнен самим... Филаретом, митрополитом Московским, а на другой день, 29 числа, на литургии совершилось посвящение ее в сан игуменьи и, как видно из нижеследующего краткого письма новопосвященной к своим бородинским сестрам, - по древнему чину посвящения - в дьякониссы...»3

А вот, что писала сама Маргарита Михайловна Тучкова. За несколько дней до пострижения она сообщала: “Приближается время моего пострижения: место избрано в лавре, для избежания многолюдства”.

«Все совершилось. Владыка отец мой снял власы с головы моей. Пострижение было 28, во время всенощной, на день святых Апостолов. - Собор был освещен, как следует в день ____________________________________________________________________________________________________________________

1-см. приложение 26

2-см. приложение 27

3-http://archive.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=755&art_id=3996

праздничный. Митрополит сам служил... Три раза я была распростерта на земли крестообразно, во все время лежа, до окончания (тропаря. - Авт.) “Объятия Отча”, повторяемого при каждом крестообразном долулегании... Владыка был тронут до слез, которые останавливали его речи. - В соборе, у раки святого угодника, при множестве святых поклонников, и прочих... Я не могу описать моего душевного состояния! Особенно, когда после окончания владыка взял меня за руку и привел к святому преподобному Сергию, которому отеческим словом препоручил меня!!! После целования святых мощей я пала в ноги отцу-владыке... и осталась на всю ночь в соборе, в том одеянии, как постриглась, даже на босу ногу, как была. На другой день меня посвятили в игумении, и посвящали, как во дьякона: повели, повелите... и: аксиос, аксиос! Подавала блюдо для омовения, с полотенцем на плече... Обыкновенно: посох дали... и все тут. - Паси овцы Моя!.. О! Боже! Мне ли пасти?»1

Почти 20 лет мать Мария была настоятельницей  монастыря, дни и ночи проводя в трудах и заботах. Она построила ещё один храм и собрала великолепный хор, послушать который приезжали даже из столицы. Игуменье  Марии принадлежит инициатива проведения ежегодных Бородинских торжеств2 и круглосуточного поминовения  русских воинов, которое совершалось в монастыре.  До последних  дней жизни игуменья Мария жила в  доме напротив усыпальницы мужа и  сына. Словно предчувствуя кончину, незадолго  до смерти, она сожгла письма мужа к  ней, не желая, чтобы их читали чужие  люди. Умерла игуменья Мария 29 апреля 1852 года. Похоронили ее в склепе выстроенного храма, рядом с сыном и совсем недалеко от места гибели любимого мужа. 

Много раньше, летом 1837 года будущий наследник  престола Александр Николаевич со своим  окружением посетил Маргариту Тучкову и был потрясен вечной скорбью вдовы о погибших на Бородинском поле. После их посещения в 1839 году в честь 25-летия победы над Наполеоном на Бородинском поле был поставлен памятник погибшим за Россию3. На памятнике  - следующая надпись: "Отступили  с честью, чтобы вернее победить". Когда торжественно открывали памятник, Николай I поблагодарил вдову генерала Тучкова и представил ее иностранным представителям: "Это почтенная вдова, которая опередила меня и воздвигла памятник неподражаемый", - и показал на Спасо-Бородинский монастырь. 

_____________________________________________________________________________ 1-письмо М.Тучковой сестрам Спасо-Бородинского монастыря. Е.В. Семенищева. Дом-музей игумении Марии. Стр.19 2-см. приложение28 3-см. приложение29

Заключение

Игуменья Мария, некогда Маргарита Тучкова, пережила мужа на 40 лет. Она оставила по себе не только потрясающую историю любви и самоотверженности, не только храм и монастырь. Она открыла сёстрам секрет особого нарышкинского хлеба, которым было принято поминать усопших. Сейчас этот хлеб называют бородинским.

Матушка Мария отличалась высокой духовностью и милосердием. Ее похоронили в фамильной усыпальнице Тучковых в 1852 году. Но еще очень долго жители окрестных сел и деревень хранили память и передавали добрые воспоминания о настоятельнице Спасо-Бородинского монастыря, которую называли матерью не по духовному сану, а из душевной благодарности.

Она не была святой, не совершала чудес, не исцеляла больных и даже не была внесена в церковные анналы как праведница и страстотерпица. Но на самом деле Маргарита Тучкова ею была — точно так же, как и тысячи других русских женщин, которые потеряли близких и остались верными их памяти до конца. Она, как и эти женщины, лишь несла свой крест — как умела — и, наверное, до своего смертного часа не ведала сомнений на избранном пути — как и ее муж в свой смертный час, на этом же самом месте, у Семеновских флешей, 26 августа 1812 года.

В Военной галерее Зимнего дворца висят портреты генералов - героев войны 1812 года, выполненные английским художником Д. Доу вместе с русскими художниками В. Поляковым и В. Голике.

Портрет Александра Алексеевича Тучкова им пришлось копировать по рисунку А. Г. Варнека, но он признан одним из лучших портретов галереи.

Однако самый лучший памятник Александру Тучкову воздвигла его вдова своей бессмертной и вечной любовью. Храм, выстроенный ею, до сих пор стоит на Бородинском поле.

Вспоминая о Тучковой, думаешь: разве это не подвиг большой душевной красоты и самоотверженности? Бескорыстная, неутомимая деятельность Тучковой по сохранению памяти не осталась бесследной. Слава монастыря послужила толчком для сооружения ныне существующих памятников, поставленных благодарной Россией 100 лет спустя  после битвы. К слову сказать, все эти памятники возводились на народные пожертвования.

Я считаю, что данная работа полностью доказывает гипотезу о том, что жизненный подвиг игумении Марии сродни подвигу тех, кто «положил душу свою за други своя». Монастырь является символом неисчерпаемого доброго начала, редчайшего личного мужества и силы духа русских женщин, сломить которые благодаря Православию не могли абсолютно никакие удары судьбы.