Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вагнер - Произведение искусства будущего.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
588.29 Кб
Скачать

Рихард Вагнер

I. Человек и искусство

1. Природа, человек, и искусство

Искусство так же соотносится с человеком, как человек соотносится с природой.

Когда природа развилась до такого состояния, которое заключало в себе условия для существования человека, сам собой появился человек. Когда жизнь человека создала условия для возникновения художественного произведения, оно возникло само собой.

Природа порождает и творит непроизвольно и непред­намеренно, подчиняясь лишь необходимости; та же необхо­димость является порождающей и творящей силой в жизни человека: все непроизвольное и непреднамеренное вытекает из естественной потребности, лишь в ней — основа жизни.

Необходимость в природе человек познает из взаимо­связи явлений; до тех пор пока он не видит этой взаимосвязи, ему повсюду мнится произвол.

С момента, когда человек ощутил свое отличие от при­роды и тем самым начал развиваться как человек, перейдя от бессознательности естественного животного существова­ния к сознательной жизни, когда он тем самым противопо-. ставил себя природе и когда чувство зависимости от нее дало толчок развитию его мышления — с этого момента появилось заблуждение как первое проявление сознания. Шо заблуждение — отец познания, и история развития познания из заблуждения есть история рода человеческого от мифов глубокой древности и до наших дней. Человек начал заблуждаться в тот момент, когда пред­положил, что причина явлений природы не заключена в са­мой природе, давая тем самым чувственным явлениям сверхчувственное, человечески произвольное объяснение, когда он счел бесконечную взаимосвязь бессознательных и непреднамеренных действий преднамеренным проявлением конечных, не связанных между собой волеизъявлений. В преодолении этого заблуждения заключается познание, которое и есть постижение необходимости явлений, причиной которых представлялся произвол.

Благодаря этому постижению природа осознает себя в человеке, который смог постичь природу, лишь научившись отделять себя от нее, воспринимать ее в качестве объекта, но это отделение исчезает вновь там, где человек начинает воспринимать сущность природы как собственную сущ­ность, где он во всем существующем и живущем — в соб­ственной жизни не в меньшей степени, чем в жизни при­роды, — видит проявление единой необходимости, познавая, таким образом, не только взаимосвязь явлений природы, но и свою связь с ней.

Если природа приходит к самопознанию в человеке бла­годаря связи с ним — выражением чего и является челове­ческая жизнь как образ и подобие природы, то человече­ская жизнь в свою очередь приходит к постижению самой себя в науке, для которой она становится предметом опыта; проявлением же добытых наукой знаний, изображением постигнутой наукой жизни, отражением ее необходимостии истины является искусство *.

* Искусство вообще, и искусство будущего в особенности.

Человек не станет тем, чем он может и должен быть, пока его жизнь не будет верным зеркалом природы, созна­тельным следованием единственно истинной необходимости, внутренней естественной необходимости, а не подчинением внешней силе, силе воображаемой, поэтому не необходи­мой, а произвольной. Тогда человек впервые действительно станет человеком. До сих же пор он живет по правилам, которые диктуют ему религия, национальные предрассуд­ки или государство. Искусство также не станет тем, чем оно может и должно быть до тех пор, пока оно не-будет, не сможет быть верным и сознательным отражением дей­ствительного человека и действительной жизни человека, соответствующей естественной необходимости, до тех пор, пока своим существованием оно обязано заблуждениям, извращениям и противоестественным искажениям нашей современной жизни.

Истинный человек не появится, если его жизнью будут управлять произвольные законы государства, а не сама человеческая природа; истинного же искусства не будет, если она будет подчиняться деспотическим капризам моды, а не законам природы. Подобно тому как человек стано­вится свободным, лишь осознав свою связь с природой, так и искусство становится свободным, лишь перестав сты­диться своей связи с жизнью. Лишь в радостном осозна­нии своей связи с природой человек преодолевает свою зависимость от нее; искусство же преодолевает свою зависимость от жизни лишь во взаимосвязи с жизнью под­линно свободных людей.