Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
28
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
483.33 Кб
Скачать

10.4. "Преступная личность" Ломброзо

Ваши горькие алгоритмы вызывают у меня функцию огорчения.

С. Н. Паркинсон

Следует упомянуть еще об одном своеобразном взгляде на личность, который был предложен итальянским судебным психи­атром и криминалистом Чезаре Ломброзо (1835—1909), основопо­ложником антропологического направления в криминологии и уго­ловном праве. В 1876 г. Ломброзо опубликовал сенсационную книгу "Преступный человек", в которой говорилось о существовании осо­бого типа человека, предрасположенного в силу некоторых атави­стических свойств (заложенных с рождения) к преступной деятель­ности. Ломброзо обследовал в итальянских тюрьмах около 400 зак­люченных, совершивших тяжкие уголовные преступления, и по­чти у половины из них обнаружил физические аномалии — "стигматы", "метки прирожденных преступников". Эти признаки: череп неправильной формы (сужается кверху или в нижней части, при­плюснут с боков), торчащие уши, непропорционально длинные руки (похож на обезьяну), выдающиеся челюсти, сильно разви­тые надбровные дуги и т.д.

Ломброзо выдвинул и развил "конструктивное" предложение: зачем обременять суд рассмотрением доказательств вины подозре­ваемого, достаточно заключения врачей-ломброзианцев, и потен­циальный преступник будет подвергнут профилактическим мерам воздействия — направлен на принудительное лечение, стерилизо­ван или казнен. "Эшафот помогает очищать природу и облагоражи­вает сердце", — изрек этот благодетель человечества. Естествен­но, что одна из концепций Ломброзо — применение репрессий к "преступной личности" независимо от доказанности вины — была взята на вооружение нацизмом. Лишь по расовым, национальным признакам были уничтожены миллионы ни в чем не повинных лю­дей. Наряду с цыганами и евреями, безусловными жертвами кон­центрационных лагерей и газовых камер, мероприятия по "регулированию численности населения" угрожали славянам и другим "неполноценным" народам. Кстати, таких же взглядов об ответ­ственности инакомыслящих без доказательств их вины придерживался и председатель ревтрибунала Я. X. Петерс, один из лучших, испытанных, по отзыву В. И. Ленина, коммунистов: "Не ищите в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против советской власти оружием или словом". Дворянин, купец, офицер, священ­ник — всех к расстрелу!

В начале XX века биологическая школа в социологии исполь­зовала некоторые идеи Томаса Мальтуса (1766—1834) о необходи­мости ограничения роста населения как основного средства борьбы с безработицей и бедностью и Ч. Ломброзо. Это биосоциальные тео­рии преступности, считающие определяющим, помимо врожден­ных, генетических особенностей человека, существенное влияние микросреды на поведение личности.

До сих пор не утихает полемика вокруг евгеники, теории о путях улучшения наследственного здоровья человека (принципы евгеники были впервые сформулированы в 1869 г. Ф. Гальтоном, название происходит от греч. eugenes — породистый). Роль генети­ческих основ в формировании личности и важность улучшения на­следственных качеств человека, его здоровья, развития умствен­ных способностей несомненны, но мысль о наследственной психи­ческой и физиологической неравноценности людей угрожающе со­скальзывает к оправданию расизма и к задаче "выведения новой породы людей".

Но не так все просто в нашей жизни, неоднозначен взгляд и на теорию Ломброзо, есть и нечто разумное в его многолетних исследованиях. Внешность человека может рассказать о многом, встречают все-таки "по одежке", граф Калиостро это хорошо знал и использовал в своих целях. Вот стоит перед вами парень, на ра­боту принять просит: грязный, лохмы давно немытых волос, в ухе серьга, в слюнявом рту жвачка, блудливые глаза бегают, да еще и уши оттопырены: "Я, етта-а, ну, агентом торговым хочу, вот..." Не приняли? А почему? Ведь жалко человека-то... По каким-то вам самому неясным антропологическим признакам? А не ломброзианец ли вы? Действительно, опытному человеку, даже не Шер­локу Холмсу, много скажет самое первое знакомство, самый по­верхностный взгляд: о культуре, образовании, интеллекте.