Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Malkina_piyh_I._Psihologiya_Povedeniya_Jertviy.rtf
Скачиваний:
383
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
2.51 Mб
Скачать

3.1.3. Кражи

В случае кражи поведение жертвы играет сравнительно менее важную роль. Тем не менее кражи представляют собой криминальное явление, показательное с точки зрения виктимологии.

Выделяют следующие виды краж:

1) квартирные;

2) уличные;

3) автотранспорта;

4) на транспорте;

5) карманные;

6) скота в сельской местности;

7) у совместно проживающих лиц в общежитиях, гостиницах, пансионатах, домах отдыха.

В криминологическом плане кражи сходны лишь в том, что заключаются в тайном хищении чужого имущества. В остальном: по способам совершения преступления, по личностным и поведенческим характеристикам преступников и жертв (потерпевших), по ситуативному компоненту криминологического механизма – они заметно различаются (Ривман, 1972; Ривман, Устинов, 2000).

Кражи причиняют материальный ущерб как физическим, так и юридическим лицам. Однако в качестве потерпевших от этих преступлений выступают преимущественно физические лица: их количество в два-три раза превышает количество понесших ущерб юридических лиц.

Возраст, социальный статус, личностные качества потерпевших от краж менее значимы, чем, например, в случае преступлений против жизни или здоровья, но свою роль в возникновении ситуаций этого преступления они играют, поскольку нередко создают условия, способствующие совершению краж, и даже их провоцируют. Наиболее заметно это в механизмах краж квартирных и карманных.

Виктимное поведение в ряде случаев зависит от излишней доверчивости молодых и пожилых лиц, что облегчает совершение краж.

Жертвами квартирных краж, совершаемых преступниками без предварительной подготовки, становятся лица вне зависимости от их материального положения. Вместе с тем социальный статус потерпевших и особенно уровень их состоятельности учитываются преступниками при выборе объектов посягательства.

В механизме краж заметно проявляется отношение «преступник-жертва»: около половины квартирных краж совершается лицами, знающими потерпевших (соседями, родственниками, сослуживцами, иными знакомыми, включая случайных). Очевидно, во многих ситуациях именно этим обстоятельством обусловлено некритичное, неоправданно доверчивое поведение потерпевших. Создание обстановки, способствующей совершению кражи, детерминационно связано также с поведением, типичным для лиц, злоупотребляющих спиртными напитками (среди потерпевших это примерно каждый пятый).

Специфическим в виктимологическом отношении видом краж являются кражи карманные (Тайбаков, 1992).

Возрастные характеристики потерпевших (Тайбаков, 1992) виктимологически проявляются в невнимательности и легкомыслии лиц молодого и среднего возраста, рассеянности и замедленной реакции пожилых лиц. И у тех, и у других притуплено чувство опасности.

Кражам чужого имущества способствуют как факторы, не зависящие от потерпевших, так и связанные с их действием или бездействием. Действительно, практика свидетельствует, что в механизме многих краж личного имущества (включая и события, следующие после преступления) поведение потерпевших – активное, пассивное, некритичное – сыграло свою роль (иногда положительную, а нередко и негативную).

Для ситуаций краж личного имущества, включая такие, где потерпевшие ведут себя с точки зрения здравого смысла положительно, нормально, виктимологические детерминанты проявляются в недостатке предусмотрительности, слабой ориентации в экстремальных ситуациях, доверии к близким людям, а также в беспомощном состоянии, связанном с болезнью, возрастом, определенными физическими недостатками потерпевших. Что касается практической возможности воспрепятствовать преступнику в момент совершения преступления, то ее чаще всего нет в связи с отсутствием потерпевших на месте преступления.

В плане практического предотвращения краж личного имущества не имеют виктимологического значения ситуации, в которых потерпевшие объективно бессильны вмешаться в действия преступников, а с точки зрения технического обеспечения сохранности своего имущества сделали все реально возможное. Нельзя считать беспечным отношение к сохранности своего имущества, если собственник не имеет необходимых средств для этого или расходы на обеспечение сохранности представляются ему чрезмерными. Так, далеко не все собственники имеют возможность установить сигнализацию и ее оплачивать, установить противоугонные устройства, кодовые замки, домофоны, сейфы. Вместе с тем виктимогенным фактором в механизме краж является не только неосторожность и непредусмотрительность, но и инертность, пассивность потерпевших. Установить надежные замки, попросить соседей присматривать за квартирой, дачей всегда возможно при желании и понимании такой необходимости.

В принципе, негативное поведение потерпевших от краж личного имущества, способствующее совершению преступления, можно свести к следующим вариантам:

а) употребление спиртных напитков, и в результате – неспособность противодействовать преступнику и даже осознавать опасность ситуации;

б) неразборчивость в связях, которая в конечном итоге облегчает преступнику доступ к личному имуществу потерпевшего;

в) беспечное отношение к сохранности имущества: привычка оставлять свои вещи без присмотра или на попечение незнакомых лиц; излишняя доверчивость, некритичность – например, наем домработниц без рекомендаций и др.

Одно из условий, способствующих совершению краж личного имущества, это неразборчивое поведение потерпевших, которые устанавливают контакты с лицами, им мало или совершенно незнакомыми, что в конечном итоге облегчает преступнику доступ к личному имуществу. Такое виктимное поведение встречается при беспорядочных сексуальных контактах.

В иных ситуациях, в отличие от активного поведения потерпевшего, важную роль играет активность будущего преступника, который использует пристрастие намечаемой жертвы к спиртному в дополнение к некритичному доверию. Поддавшись соблазну дармовой выпивки, жертва ведет себя пассивно, позволяет преступнику попасть в квартиру и совершить кражу непосредственно после выпивки или позже, используя сведения о жертве и ее имуществе. Жертвами в таких ситуациях, как правило, становятся лица одинокие.

Негативное поведение потерпевших, которые в личностном плане характеризуются положительно, может заключаться в излишней доверчивости и беспечном отношении к сохранности своего имущества. Правда, такое поведение в известной степени объясняется спецификой ситуаций причинения вреда. Это ситуации, в которых преступники – лица, в той или иной мере знакомые жертвам: соседи, временные квартиросъемщики, домработницы, знакомые, которым доверяют присмотр за квартирой, и др.

Типичное виктимогенное поведение жертв – оставлять ключи от квартиры в почтовом ящике, под ковриком, в других условленных местах. Во всех этих ситуациях потерпевшие вносят весомый вклад в совершаемое преступление, и устранение таких ситуаций способно значительно уменьшить количество совершаемых квартирных краж.

Довольно часты ситуации, когда совершение краж личного имущества возможно потому, что вещи оставляют совершенно без присмотра или потерпевшие действуют неосмотрительно в каком-то ином плане.

Существуют так называемые форточные кражи: часто потерпевшие, проживающие на первых этажах, оставляют незакрытыми форточки, а то и окна, создавая благоприятные условия преступникам. Профилактическая работа в расчете на потенциальных потерпевших этой категории – чисто воспитательная: формирование ответственного отношения к сохранности имущества.

Особый случай беспечности, невнимательности потерпевших – ситуации краж из карманов, сумочек. По сути дела, именно в этих ситуациях, в отличие от других краж, преступник-вор встречается со своей жертвой не заочно, а непосредственно. Оценивая свои шансы на успешное совершение кражи, преступник исходит не из того, что оставил ему владелец имущества (запертая или открытая дверь; автомашина с «секреткой» или без нее; вывешенное белье и т. д.), а из возможности непосредственного противодействия со стороны потерпевшего. Если кража «прошла», значит, преступник оказался достаточно прозорливым психологом, а его жертва – неподготовленной для защиты своего имущества в данной конкретной ситуации. И это при условии, что почти исключены положения, когда бы потерпевший объективно не мог противодействовать преступнику или, во всяком случае, заметить его действия.

Существует довольно много криминальных «профессий»: воров, грабителей, мошенников.

У карманных воров, как и у представителей других преступных «профессий», существуют свои методы совершения преступления, знание которых в значительной мере помогает избежать потерь при встрече с вором.

«Карманники», как правило, любят многолюдные места. В общественном транспорте, в аэропорту и на вокзале, в театре и на выставке, в магазине и на рынке имеются идеальные условия для «работы» «карманника». В общественном транспорте пассажиры обычно как бы «уходят в себя», особенно после трудового дня по пути домой. Люди почти не смотрят по сторонам, не обращают внимание на попутчиков, среди которых часто бывают карманные воры. Они знают эту особенность поведения, поэтому не очень опасаются, что их опознают. Наиболее часто в транспорте «карманники» действуют вдвоем или втроем. Естественно, что при совершении кражи они делают вид, что не знают друг друга. Один непосредственно осуществляет кражу, другой тут же получает «улов» и выходит. Таким образом, если жертва обвинит «карманника» в воровстве, то он еще и возмутится – ведь у него в руках уже ничего нет.

Некоторые карманные воры для совершения кражи используют «ширмы» – то, чем можно прикрыть «работу» рук при краже. В качестве «ширмы» может использоваться любой обыденный предмет – свитер, пиджак, плащ, которые переброшены через руку, тонкая непрозрачная пластиковая папка, газета и пр.

Очень распространенный способ совершения кражи с помощью режущих предметов, в качестве которых могут выступать заточенные монеты, кусок лезвия, металлическая палочка в виде обычного брелка и др.

Очень часто для отвлечения жертвы соучастник «карманника» специально ее толкает, может «создать толпу». Человек начинает ругаться с «хамом», а тем временем становится жертвой карманного вора.

Поэтому при толчках (а может, кто и на ногу наступил) рекомендуется обратить внимание сначала на свои вещи, а потом на обидчика.

В магазине или на рынке карманный вор ведет себя немного не так, как обычные покупатели. Он почти не смотрит на товар, а прежде всего обращает внимание на открытые кошельки, сумки, оставленные портфели и т. п. Многие женщины, зная, что рядом может быть вор, держат кошелек в руках (и правильно делают). Но, увидев интересный товар, они просят продавца его показать, и при этом кладут кошелек на прилавок, освобождая руки. Такая ситуация для вора почти идеальна, ведь внимание хозяйки кошелька направлено на товар. Она увлечена, все внимание сконцентрировано на продавце и товаре, а кошелек в этот момент просто «выпадает» из ее поля зрения.

Толпа – идеальное место для «карманника», поскольку прикрытие случайных толчков и непреднамеренных касаний позволяет ему делать свое дело. Вор для начала «прощупывает» свою жертву. Это выглядит как легкое прикосновение к тем местам, где обычно люди держат деньги. После определения «клиента» вор (сам или при помощи соучастников) сталкивается с жертвой. В момент толчка он запускает руку ей в карман, пока само ощущение столкновения притупляет чувствительность жертвы и скрывает действия вора.

Для успешного осуществления кражи карманные воры используют отработанные способы отвлечения внимания жертвы. Количество этих способов столь же велико, как и количество людей, этими методами пользующихся. От небогатого ассортимента, который может представить один человек, до целого комплекса средств, предоставляемых преступной группой. Поэтому если что-то или кто-то вдруг ведет себя необычно, рекомендуется обратить внимание сначала на свои вещи, а потом на это «что-то».

Примерно пять-семь лет назад в нашей стране появились организованные группы воров, которые похищали вещи из салона машины. Их называют «барсеточники». По некоторым наблюдениям, каждая группа «барсеточников» состоит из двух-семи человек и совершает за день до восьми краж. Механизм хищения одинаков – они отвлекают внимание жертвы и осуществляют кражу. В качестве отвлекающего фактора, например, может выступать длинноногая блондинка, которая просит помочь найти дорогу, так как она не местная. Пока водитель любезничает с девушкой, ее сообщник незаметно подкрадывается к машине, мгновенно открывает заднюю дверь и выхватывает сумку, портмоне или другие ценности. Часто при остановке на сигнал светофора из другой машины жертву о чем-то спрашивают, а «барсеточник» в это время незаметно открывает заднюю дверь и «чистит» салон. Эти преступники применяют целый ряд мер для того, чтобы на незначительное время выманить водителя из машины, а затем украсть из нее все, что можно вынести. Например, применяют способ «проколотое колесо»: во время короткого отсутствия водителя к автомобилю подскакивает нанятый «барсеточниками» мальчишка и протыкает шилом заднее правое колесо. Пока водитель лезет в багажник за запасным колесом, производится кража. Или после непродолжительной остановки водитель вдруг слышит сильный грохот и скрежет в одном из задних колес. Пока он распутывает намотанную кем-то проволоку, салон его автомобиля полностью «очищают».

Кроме «барсеточников», подобные кражи осуществляют так называемые «бардачочники». Действуют они следующим образом: в машину на переднее сиденье подсаживается парень, просит подвезти на небольшое расстояние, раскрывает газету и начинает ее очень внимательно изучать. При этом газета разворачивается так, что полностью скрывает от шофера правую часть салона. Правой же рукой вор незаметно открывает «бардачок», ловко изымает его содержимое, просит остановиться, расплачивается и уходит.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]