Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вилюнас.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
56.16 Кб
Скачать

Мотивация и эмоции.

Вывод о том, в какой форме мотивация отражается в психическом: здесь повторим в тезисах основные их выводы.

  1. Субъективное отражение потребностей должно осуществляться особыми психическими явлениями, принципиально отличными от тех, которые отражают объективные свойства деятельности. Для того чтобы психический образ, как поле потенциальных действий, мог служить основой для построения и регуляции деятельности, он необходимо, должен, быть «оснащен» специальными, механизмом, который, нарушал, бы равновесие между одинаково, возможными, действиями и направлял бы индивида к выбору и предпочтению некоторых их них.

  2. Функцию выделения в образе субъекта выполняют многочисленные разновидности пристрастного, эмоционального переживания. Сфера эмоциональных переживаний, - есть совокупность всевозможных пристрастных, аффективных отношений. Рубинштейн: «…трехчленное деление психических явлений на интеллектуальные, эмоциональные и волевые не может быть удержано. Основным является двухчленное деление психических процессов на интеллектуальные и аффективные.…Эти последние… в свою очередь уже вторично подразделяются на 1. Стремления, влечения, желания и 2. Эмоции, чувства».

  3. Тезис об эмоциональной репрезентации потребностей в психике хорошо согласуется с положением эмоций в структуре психического, обобщенно передаваемой такой их характеристикой, как предметность.

Явное подтверждение тезис об отражении эмоциональными переживаниями потребностной значимости предметов получает со стороны представлений о функциональных характеристиках эмоций. Эмоции оценивают и отражают нечто значимое для индивида.

Способность эмоций служит:1 подкрепления, поведения (Анохин, Симонов), 2. способность запоминания (Блонский), 3. Образовывать «аффективные комплексы» (Лурия, Леонтьев. Юнг) с приспособительной точки зрения наиболее определяется в том случае, если то, что закрепляется, имеет прямое отношение к удовлетворению потребностей.

  1. Методология, не признавала самостоятельного регулятивного значения субъективных явлений, что повлекло исключение эмоциональных переживаний из цепи причин, детерминирующих поведение. В результате поведение стало связываться с процессами и механизмами мотивации непосредственно, без постановки вопроса об их отражении в психике.

В современной психологии такого рода исключения являются разные варианты так называемой «мотивационной» теории эмоций, отстаивающей фундаментальное единство эмоциональных и мотивационных процессов.

По словам Арнолд, «отношение между эмоциями и мотивацией, изображаемое в теоретической литературе, остается совершенно неясным. Хотя снова и снова утверждается, что эмоции мотивируют, едва ли кто-либо смог выступить и недвусмысленно объяснить, как именно это происходит».

Рубинштейн утверждает, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации (потребностей).

  1. Доктрина гедонизма этическая, а не психологическая. Гедонизм утверждает другое - человек живет не потребностями, а для того, чтобы испытывать удовольствие и чтобы стремиться к этому наиболее легким и прямым путем.

Мотивационная теория эмоций не ведет к признанию позиций гедонизма еще и потому, что эмоции несводимы к переживанию удовольствия – неудовольствия и, следовательно, их регулятивное влияние несводимо к побуждению субъекта преследовать удовольствие или избавляться от неудовольствия.

  1. Отдельные разновидности эмоциональных явлений различаются характером своего участия в презентации процессов мотивации.

Отчетливо два разных отношения эмоций к потребностям обозначает Додонов: - «заложенные в нас природой и обществом программы жизнедеятельности», а эмоции – «психические феномены, своеобразно «обслуживающие» наши потребности».

Согласно Э. Клапареду, первой эмоциональной реакцией индивида на жизненно важное воздействие является умеренное и полезное переживание, которое ы случае возникновения дополнительных затруднений, препятствующих адекватному приспособлению, усиливается и перерастает под влияние афферентации от органических изменений в более интенсивную эмоцию.

  1. В обсуждаемом различении эмоциональных явлений по тому, как они выражают потребности, важно подчеркнуть зависимость эмоций, направленных на условия деятельности, от эмоциональных отношений к самим потребностно значимым предметам.

На ряду с системой специфических механизмов мотивации, направляющих активность субъекта на жизненно важные цели, существует еще система более универсальных механизмов, назначение которых заключается в помощи субъекту при достижении этих целей или, как это формулирует Леонтьев во «внутренней регуляции деятельности»

  1. Следует отметить одно возможное возражение в отношении обсуждаемой точки зрения. Речь идет о том, аргументы в пользу часто извлекаются из области человеческих переживаний, тогда как выводы из них распространяются и на дочеловеческую психику.

В порядке защиты данного заключения отметим, что не существует доказательств тому, что животные эмоций не переживают. Отказом признать существование простых эмоций у животных мы лишаемся, возможности объяснения, откуда они появились у людей.

  1. Процессы мотивации на уровне субъективного образа презентируют эмоциональными переживаниями, направленными на потребностно значимые предметы и воздействия и открывающими эту значимость субъекту.

Переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающие в образе среды, непосредственно отвечающие им предметы. Являясь непосредственным субъективным коррелятором потребности, эти переживания предшествуют соответствующей деятельности побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность. Они в значительной степени определяют и направленность других эмоций; будем называть их ведущие эмоциональные переживания.

Ко второй группе относятся ситуативные (производные) эмоциональные явления, порождаемые универсальными механизмами мотивации и направленные на обстоятельства, так или иначе, опосредующие удовлетворение потребности. Они возникают уже при наличии ведущей эмоции в процессе деятельности. (Внутренней или внешней).

Ведущие переживания открывают субъекту значимость самого предмета потребности, то производными эта же функция выполняется по отношению к тому, что, будучи с этим предметом объективно связанным, обуславливает отношение к нему субъекта. Таким образом, предметы производный эмоций, обладают лишь ситуативной, условной жизненной значимостью.