Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Охота на царя (моё).doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
103.94 Кб
Скачать

5 Покушение) 5 февраля 1880 года был произведён взрыв в Зимнем дворце.

«Несчастные» же, не особо обескураженные неудачей железнодорожной эпопеи, через некоторое время приступили к разработке операции нового покушения. В этот раз было предложено достать зверя в его же логове, показав этим, что для народовольцев нет никаких преград. Исполнительный комитет принял решение взорвать покои императора в Зимнем дворце. Через знакомых Софья Перовская узнала, что в Зимнем дворце проводится ремонт подвалов, в число которых входил и винный погреб, который располагался прямо под царской столовой и являлся очень удобным место для бомбы. Релизацию плана поручили новому народовольцу, крестьянину Степану Халтурину. Устроившись во дворец, «столяр» днём облицовывал стены винного погреба, а ночью ходил к своим коллегам, которые передавали ему мешки с динамитом. Взрывчатка умело маскировалась среди строительных материалов. Один раз Халтурину поручили провести мелкие ремонтные работы в кабинете императора. Обстоятельства сложились так, что ему удалось остаться один на один с Александром II. Среди инструментов столяра находился тяжелый молоток с острым концом. Вроде бы идеальный шанс просто, одним ударом сделать то, к чему так страстно стремились народовольцы... Однако Халтурин просто не смог нанести этот роковой удар. Возможно причину можно искать в словах хорошо знавшей Халтурина народоволки Ольги Любатович: «Кто подумал бы, что тот же человек, встретив однажды один на один Александра II в его кабинете…не решиться убить его сзади просто бывшим в руках молотком?... Считая Александра II величайшим преступником против народа, Халтурин невольно чувствовал обаяние его доброго, обходительного обращения с рабочими».

В феврале 1880 года Перовская получила информацию о том, что на 5 число во дворце назначен торжественный ужин, на котором будет присутствовать царь и все члены императорской семьи. Взрыв был назначен на 6:20 вечера, когда, предположительно, Александр должен был уже быть в столовой. Но планам заговорщиков не было суждено реализоваться: поезд принца Гессенского, члена императорской фамилии, опоздал на полчаса и сдвинул время торжественного ужина. Взрыв застал Александра II неподалёку от комнаты охраны, которая располагалась близ столовой.

Принц Гессенский так описал происшедшее: «Пол поднялся, словно под влиянием землетрясения, газ в галерее погас, наступила совершенная темнота, а в воздухе распространился невыносимый запах пороха или динамита». Ни император, ни один из членов его семьи не пострадал. Итогом очередного покушения стали десять убитых и восемьдесят раненых солдат из охранявшего Александра II Финляндского полка.

После очередного неудавшегося покушения народовольцы взяли, говоря современным языком, тайм-аут, дабы основательно подготовится к очередной попытке. После взрыва в Зимнем Александр II стал редко покидать дворец, регулярно выезжая только на смену караула в Михайловском манеже. Этой пунктуальностью царя и решили воспользоваться народовольцы.

6 и 7 покушения) 1 марта 1881 года — последнее покушение на Александра II, приведшее к его смерти. Возможны были два пути следования царского кортежа: (1.) по набережной Екатериненского канала или (2.) по Невскому проспекту и Малой Садовой. (1.) Первоначально, по инициативе Александра Михайлова, рассматривался вариант минирования Каменного моста, раскинувшегося через Екатериненский канал. (1.) (2 версии)1 Подрывники во главе с Кибальчичем изучили опоры моста, подсчитали необходимое количество взрывчатки. Но, после некоторых колебаний, от взрыва моста отказались, поскольку не было стопроцентной гарантии в успехе. 2 Александр Михайлов предложил очередной вариант – покушение на Каменском мосту. Через него император проезжал по дороге Царское село – Зимний дворец. Руководил этим Андрей Желябов. В составе группы находились: А. Пресняков, М. Грачевский, А. Баранников и рабочий Макар Тетерка. Они уложили под мостом мины. 17 августа 1880 г. все было готово, но, когда император подъезжал, Тетерка опоздал, и взрыв не был произведен. А император перестал выезжать за пределы Петербурга.

Покушения вызвали замешательство в верхних эшелонах власти. Давило и общественное мнение на проведение политических реформ. Но революционный террор действительно заставлял правительство идти на уступки. М.Т. Лорис-Меликов разрабатывал проекты преобразования государственного строя России. Толчком к этому был взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года. В конце 1880 года царю был направлен специальный доклад. Его цель – «завершить великое дело государственных реформ». По проекту монархия не будет ограничена. Будут созданы подготовительные комиссии, в которые будут включены представители земств и городских сословий. Эти комиссии должны будут вырабатывать законопроекты по следующим вопросам: крестьянский, земский, по управлению городов.

Лорис-Меликов проводил «заигрывающую» политику. Он смягчил цензурный гнет, разрешил издание ряда новых органов печати. Он встречался с редакторами печатных изданий, намекал на возможность новых реформ. Но уточнял, что проведению их мешают террористы и прочие радикальные элементы.

Проект преобразования государственного строя Лорис-Меликова был одобрен. 4 марта на заседании Совета Министров должно было, состоятся его обсуждение и утверждение. Но 1 марта в историю вмешалась «Народная воля». Это была 7 попытка покушения на императора.

(2.) Остановились на втором варианте – заложить мину под проезжей частью на Малой Садовой. Если мина по каким-либо причинам не взорвалась бы (Желябов помнил о своем горьком опыте в Александровске!), то четверо народовольцев, находящиеся на улице, должны были бросить в царскую карету бомбы. Ну, а если и после этого Александр II будет еще жив, то Желябов прыгнет в карету и заколет царя кинжалом.

Перовская «заметила, что на повороте от Михайловского театра на Екатерининский канал кучер задерживает лошадей, и карета едет почти шагом». Здесь и решено было нанести удар.

Незамедлительно преступили к реализации идеи в жизнь. Двое членов «Народной воли» Анна Якимова и Юрий Богданович – сняли полуподвальное помещение на Малой Садовой, открыв сырную лавку. Из подвала Желябов с товарищами в течение нескольких недель прорывают туннель под проезжую часть улицы. Все готово для закладки мины, над которой не покладая рук, трудился гений химических наук Кибальчич.

С самого начала организационных работ над покушением у террористов возникли непредвиденные проблемы. Началось все с того, что «сырная лавка», совершенно не посещаемая покупателями, вызвала подозрения дворника соседского дома, который дал знать в полицию. И хотя проверяющие ничего не нашли (правда, не особо и старались искать!), сам факт того, что магазин находится под подозрением, вызывал беспокойство за срыв всей операции. Далее последовало несколько тяжелых ударов по руководящему звену «Народной воли». В ноябре 1880 года полиция арестовала Александра Михайлова, а за несколько дней до даты запланированного покушения – в конце февраля 1881 года – Андрея Желябова. Именно арест последнего заставил террористов действовать без промедления, назначив день покушения на 1 марта 1881 года.

Сразу после ареста Желябова Государя предупредили о новом покушении, запланированном народовольцами. Ему рекомендовали отказаться от поездок в Манеж и не покидать стен Зимнего дворца. На все предостережения Александр II отвечал, что ему нечего боятся, поскольку твердо знает, что жизнь его находится в руках Божьих, благодаря помощи которого пережил предыдущие пять покушений.

1 марта 1881 года Александр II выехал из Зимнего дворца в Манеж. Его сопровождали семь казаков охраны и трое полицейских во главе с полицмейстером А.Дворжицким, следующие в отдельных санях за царской каретой (не слишком много охраны, как для человека, ожидающего нового покушения!). Поприсутствовав на разводе караулов и откушав чаю у своей кузины, царь отправился обратно в Зимний через Екатериненский канал.

Такой поворот событий полностью рушил все планы заговорщиков. Мина на Садовой становилась совершенно бесполезной горкой динамита. И в этой ситуации Софья Перовская, возглавившая организацию после ареста Желябова, в спешном режиме перерабатывает детали операции. Четверо народовольцев – Гриневицкий, Рысаков, Емельянов, Михайлов – занимают позиции вдоль набережной Екатериненского канала и ждут условного сигнала от Перовской, по которому должны кидать бомбы в царскую карету. Таким сигналом должен был стать взмах ее платка.

Царский кортеж выехал на набережную. По словам Емильянова, Тимофей Михайлов должен был бросить первую бомбу, но он не смог, «у него не хватило характера». Вследствие этого номера метальщиков перепутались, и около кареты государя первым оказался Рысаков. Далее события развивались практически мгновенно. Мелькнул сверху вниз платок Перовской – и Рысаков бросил свою бомбу в сторону царской кареты. Раздался оглушительный взрыв. Проехав еще некоторое расстояние, царская карета остановилась. Император не пострадал. Однако вместо того, чтобы покинуть место покушения, Александр II пожелал увидеть преступника. Он подошел к схваченному Рысакову…. В этот момент незамеченный охраной Гриневицкий кидает в ноги царю вторую бомбу. Взрывная волна отбросила Александра II на землю, из раздробленных ног хлестала кровь. Из последних сил он прошептал: «Отвезите меня во дворец… Там я хочу умереть…».

Но, исходя из некоторых источников, последнее покушение можно разделить на 2 отдельных. Так как первая попытка подрыва была неудачной, и злоумышленникам пришлось прибегать к запасному плану, который оказался удачным со стороны террористов.

1 марта 1881 года в 15часов 35 минут с флагштока Зимнего дворца был спущен императорский штандарт, оповестив население Санкт-Петербурга о смерти императора Александра II. Дальнейшая судьба заговорщиков сложилась печально. Гриневицкий скончался от взрыва своей же бомбы в тюремном госпитале почти одновременно со своей жертвой. Пытавшаяся уйти в бега Софья Перовская была поймана полицией и 3 апреля 1881 года повешена вместе с Желябовым, Кибальчичем, Михайловым, Рысаковым на Семеновском плацу.

В то же время, исполнительный комитет «Народной воли» спустя несколько дней после 1 марта опубликовал письмо, в котором, наряду с констатацией «приведения в исполнение приговора» царю, содержался «ультиматум» новому царю, Александру III: «Если политика правительства не изменится, революция будет неизбежна. Правительство должно выражать народную волю, а оно является узурпаторской шайкой». Аналогичное заявление, ставшее известным публике, сделал и арестованный лидер «Народной воли» А. И. Желябов во время допроса 2 марта. Несмотря на арест и казнь всех лидеров «Народной воли», террористические акты продолжались и в первые 2-3 года царствования Александра III.

Вывод: на царя, Александра II, «охотились» в течении 15 лет. Погиб в тот день, когда был намерен одобрить конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова.

Надежда народовольцев на подрыв основ монархии убийством царя не оправдалась. Не произошло никаких народных восстаний, ибо простому народу чужды были идей «Народной воли», от них отшатнулось и большинство ранее симпатизирующей интеллигенции. Вошедший на престол сын царя Александр III полностью отказался от всех либеральных начинаний отца, вернув поезд Российской империи в колею полного самодержавия.

Гибель «Освободителя», убитого народовольцами от имени «освобождённых», казалась многим символичным завершением его царствования, приведшем, с точки зрения консервативной части общества, к разгулу «нигилизма»; особое негодование вызывала примиренческая политика графа Лорис-Меликова, который рассматривался как марионетка в руках княгини Юрьевской. Политические деятели правого крыла (в их числе Константин Победоносцев, Евгений Феоктистов и Константин Леонтьев) с большей или меньшей прямотой даже говорили, что император погиб «вовремя»: процарствуй он ещё год или два, катастрофа России (крушение самодержавия) стала бы неизбежностью.

Таким образом, император и великий самодержец Александр II, правивший 25 лет, был мертв. Цареубийство 1 марта стало ключевым моментом в истории терроризма в России. Это был величайший успех и величайшая неудача. Техническая удача была, несомненно - царь мертв. Цареубийство доказало, что хорошо организованная группа может достичь поставленной цели. Вся мощь великой империи оказалась бессильной перед «злой волей» этих людей. Важнейший итог убийства императора – десакрализация власти. Путь «людей 1 марта» по сути, был более рациональным и гуманным, чем революция. То есть - или тысячи жертв, или точно нанесенный удар по виновникам народных страданий.

Император, даровавший свободу крестьянам, император, который решился пойти по пути реформ, был убит. Было совершено семь покушений. И в итоге седьмое оказалось удачным. Рысаков и Гриневицкий, кинувшие бомбы, завершили период «охоты» на императора.