Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Статьи р Зеева Мешкова.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
41.1 Кб
Скачать

Святость земли израиля

Две святости есть у Земли Израиля: одна – ее собственная, связанная с тем, что Б-жественное Присутствие постоянно пребывает на ней, а другая – связанаая с пребыванием на ней еврейского народа. Последняя является причиной того, что на весь народ и на отдельных евреев распространяется целый ряд заповедей, связанных с проживанием на территории Святой Земли. Святость, связанная с пребыванием Б-жественного Присутствия, проявляется в том, что в Торе Вс-вышний называет Израиль «Моя земля», «удел Б-га». Мудрецы Торы говорят: «Любима Земля Израиля, потому что ее избрал Б-г. И вот, когда творил Он мир, роздал все земли правителям разных народов, а землю Израиля взял Себе... И выбрал Себе народ Израиля. Сказал Вс-вышний: «Придет Израиль, который стал Моим уделом, и поселятся на Земле Израиля, которая стала Моим уделом». (Танхума, Бемидбар 17). Эта святость была до завоевания Земли сыновьями Израиля и останется навечно. Она не исчезает, даже если Земля Израиля оказывается в чужих руках, Храм стоит в руинах, а народ Израиля находится в изгнании. Мудрецы Талмуда много спорили о том, сохраняется ли святость земли во времена изгнания, но их спор относится только к той святости, которая возникает с пребыванием народа Израиля на Земле Израиля: сохраняется ли она, когда заповеди физически не исполняются. Но святость, связанная с пребыванием Шхины, вне всякого сомнения остается постоянно. Она никогда не изменится. (Талмудическая энциклопедия)

«И буду пребывать среди них…»

Автор: Рав Зеев Мешков

«И возьмут мне приношение от всякого человека, у которого сердце пожелает дать…И сделают Мне святилище. И буду пребывать среди них…» (Шмот 25).

Мы совершили исход из Египта, чтобы прийти в святую землю и построить Храм. Мы вернулись из вавилонского изгнания, чтобы построить Храм. Бог собрал нас из последнего изгнания и привел в эту Землю ради того, чтобы мы построили Храм, и сделали так, чтобы Бог пребывал среди нас. Цель кажется далекой, несбыточной, и остается неосознанной большинством народа. Но от этого она не перестает быть целью. Сказали мудрецы Талмуда: «Вечность – это Йрушалаим, а духовный свет – это Храм» (Брахот 58а). Вечность – цель. Цель названа вечностью, потому что она была определена еще до сотворения мира, и никогда не изменяется. Она заключается в построении Йерушалаима, и возведение в его центре Храма, излучающего особый свет, который рождается там, где небо соединяется с землей. Вечность в каждом мгновении – каждое мгновение весь мир движется к главной цели – к возведению Храма в Йерушалаиме. Ради этого еврейский народ преодолевал все трудности завоевания и освоения Земли. Эта цель освящает любой праведный труд в Земле Израиля.

Бен Гурион мечтал оставить Йерушалаим арабам. Святой город мешал ему.

И о нем и ему подобных писал поэт:

«Все дружно кричат: - Без Иерусалима! Без Иерусалима! Богоборец воскликнул: - Да кому эта рухлядь святая нужна! И торговец сказал: - Это просто скала, ничего не дает нам она! А писатель добавил: - Этот город считают своею святынею все племена!»

(Ури Цви Гринберг)

Но путь истории, как бы он ни был извилист, обязательно подведет нас к моменту, когда Небо и Земля соединятся между собой, потому что евреи хотят этого в глубине души. Сыновья Израиля стремятся к святости, хотя не всегда осознают это.

Поэты похожи на пророков и лучше всех чувствуют тенденции будущего. И поэт сказал, что молодые люди, сражаясь за Землю, за свободу народа, боролись, может быть, не осознавая того сами, за духовную высоту сыновей Израиля и, в конечном итоге, за Храм, за свет, за исправление мира:

«Вот сын твой, женщина! И на спине его стоит Иерусалим: царский город из крови и бездн,

из рассеченных жертв союза с Богом.

На маленькой спине его - ведь он всего лишь человек – стоит Иерусалим,

огромный и тяжелый, горящий изнутри... С ним на спине он поднимается к вершине, на Гору Царскую, и голос раздается: "Восходи!"

Он слышит голос тот, но ты не слышишь. (Ури Цви Гринберг)

Другой поэт охарактеризовал всю свою жизнь, как строительство Храма:

«Я не играю драм,

Я долго шёл, устал,

А здесь и не до фраз

Я строю Богу Храм,

Который дважды встал

И встанет в третий раз.

На том обрыве, там,

Где только плач немой,

Где только прах у ног,

Я обещаю вам:

Сюда, к себе домой

Ещё вернётся Бог.

Как это всё ни взвесь,

В итоге – девять грамм...

Но в рёве непогод

Я – каменщик. И здесь

Я строю Третий Храм,

Который не падёт.

Отсюда наяву

Я вижу кровь свою

В мерцающей заре.

Но верю: я живу,

Покуда я стою

На Храмовой горе».

(Александр Алон)

Храм настолько важен для всего мира, что он относится к семи аспектам, которые приготовил Всевышний еще до сотворения мира (Псахим 54а).

«Отсутствие Храма – величайший недостаток. Недостаток духовности в народе, низкий моральный уровень людей – все это результат отсутствия Храма. Когда стоял Храм, он сам по себе был инструментом воспитания. Народ Израиля постоянно учился быть народом Бога» (Рав Моше Цуриэль). Из этого можно заключить, что само строительство Храма должно объединить народ, возвысить его духовно и морально, и сделать народом, достойным того, чтобы в его среде пребывал Бог. И, в конечном итоге, бесполезно обсуждать, нужен ли Храм или нет, строить его сегодня или подождать – он строится каждое мгновение, каждой еврейской жизнью.