Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сражения под Ляояном и на р. Шахе в воспоминани...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
1.66 Mб
Скачать

§3 Итоги

«Сравнивая действия наших войск под Ляояном и на восточном фронте против армии Куроки, невольно изумляешься, — говорит полковник Черемисов в своем очерке войны, — разнице в их поведении: здесь необычайная стойкость и порядок в частях, находчивость и распорядительность начальников, там — растерянность и хаос. Между тем это были не только войска одной и той же армии, но одних и тех же корпусов, дивизий и частью даже полков, так как состав той и другой группы был смешанный. Разницу эту можно объяснить себе только твердостью высшего управления войсками в Ляояне и ясной постановкой задач подчиненным начальникам, в чем как бы ощущался недостаток в восточной группе, где наши намерения были несколько неустойчивы. Действительно, войска в Ляояне с самого начала получили категорическое приказание командующего армией обороняться до последнего человека, и это указание осталось руководящим и неизменным на все время трехдневных боев. В то же время против армии Куроки мы задались энергичным наступательным планом, но стали приводить его в исполнение с колебаниями и излишней осторожностью, опасаясь смелых маневров со стороны противника, наступательный порыв очень скоро сменился стремлением к обороне, а затем и к отступлению»22.

Вот что пишет английский генерал Гамильтон, состоящий при штабе Куроки, по поводу отступления русских войск: «Всякие планы, — говорит он, — должны быть основаны на принципе поражения противника. Мудрое правительство может простить неудачу генералу, потерпевшему поражение вследствие широты своих планов. Но генерал, ожидающий событий, старающийся обезопасить себя на всяком пункте, предпочитает лучше упустить благоприятный случай, чем взять на себя ответственность, которой можно избежать, такой генерал хорош только с точки зрения врага»23.

Положение русских войск под Ляояном, как, оказалось, было далеко не безнадежным. Японские армии при­шли в большое расстройство и потеряли импульс к дальнейшим атакам. Японское командование считало свое положение весьма тяжелым. И «когда русские отступили, — записывал Гамильтон, — все были от души рады этому».

Отступление совершалось беспрепятственно: уставшие японцы не предприняли немедленного преследования. Преждевременное отступление русских явилось для японцев неожиданным. Потери русской армии в сражении под Ляояном составили 15548 человек. Из них убито 80 офицеров и 1927 низших чинов. Без вести пропало 10 офицеров и 1238 низших чинов. Число раненных и контуженых – 12093. Японцы потеряли от 17 до 24 тысяч. По другим данным русские потеряли 18 тысяч, японцы 231/2 тысячи.

Ляоянское поражение русских складывается, во-первых, из превосходства японского базирования и наступления по скрещивающимся направлениям «над гнусным сосредоточением» русских у Ляояна с одной артерией снабжения и отступления. Вместо куропаткинско-наполеоновской системы сбора войск воедино следовало организовать самостоятельные группы. XVII корпус должен был бы представлять не загиб фронта севернее Тайцзыхэ, лицом на восток, а уступ, лицом к югу, с сообщениями на копи Янтай — Мукден. Более смелая оперативная мысль могла бы расширить базирование еще далее к востоку, на фушунскую ветку, направила бы отступление Восточного отряда не к Ляояну, а к Фушуну, и тем совершенно бы изменила губительные оперативные предпосылки Ляоянского сражения. Упорная борьба около Ляояна была связана, с огромным риском.

Вторым существенным слагаемым неудачи русских является крайне пассивное использование одержанных оборонительных успехов; русские войска кричали «ура» после отбитых японских атак, но из окопов вперед не шли. Эта пассивность являлась естественным следствием русской ударной тактики. Современный бой является состязанием в огне, и так как русская тактика умела использовать огонь только при обороне, а тактическое наступление русских вырождалось в штыковой бросок, то войска, естественно, отказывались от навязываемого им уставами неразумного наступления и тяготели к усвоенной ими разумной обороне. Увлечение движением вперед, ударом, натиском массы, становящееся в резкое противоречие с условиями боевой действительности, после нескольких экзекуций в бою толкает войска на путь пассивности. Чрезмерная активность в тактическом воспитании войск переходит в действительном бою в свою противоположность.

Японцы выиграли сражение, однако их потери были больше, а возможности мобилизации меньше, чем у России. Русские войска отступили грамотно и не оставили противнику ни одного трофея. Неприятель овладел важным стратегическим пунктом. В целом нежданная победа существенно повысила мораль японских войск, в то же время моральное состояние русской армии значительно ухудшилось после очередного отступления.

Несмотря на очевидный успех, противник не совсем был доволен победой. Маршал Ояма так ответил на итог боя: «Русские отступили очень искусно». Такая оценка победы объясняется не выполнением главной цели. Японский генеральный Штаб поставил задачу разбить армию русских.

Английский офицер Гамильтон также подтверждает грамотное отступление: «Я должен также признать, что русские отступали прекрасно. Они не бежали слишком поспешно. Не было никакого беспорядка; через каждую милю или две они останавливались, вновь устраивались и продолжали отступление эшелонами, переходя от одной позиции к другой.

Таким образом, противоборствующие стороны в результате боев под Ляояном имели следующие результаты: японская армия, имея своей целью недопущение русских войск к соединению с войсками Порт-Артура и его деблокаде, эту цель выполнила. Но, с другой стороны, далеко идущий план по окружению группировки А.Н. Куропаткина и, таким образом, отсечению его от баз снабжения из метрополии не удался. Силы японцев в результате боев были истощены материально, хотя моральный дух был высок. Оттяжка во времени позволила японцам наладить поставки сил и средств, перешив железную дорогу до Дальнего, по-новому сгруппировать силы и просто дать войскам отдых. Но вместе с тем победоносное окружение и ликвидация русских войск сменилась кровопролитным вытеснением их с Ляодунского полуострова в Манчжурию.

Русские войска, несмотря на тактическое поражение под Ляояном, отошли в порядке на новые позиции в районе Мукдена, имея достаточно прочные коммуникации с Россией, что позволило А.Н. Куропаткину так же пополнять войска и готовиться к следующим боям. Между тем, поражение при Ляояне имело крайне негативные последствия для общеполитических и стратегических событий. Во-первых, армия Ноги активизировала действия под Порт-Артуром, не опасаясь за свои тылы. Во-вторых, военно-политический авторитет России и её армии в частности был подорван, тем самым осложнив возможность урегулирования обстановки в пока ещё выгодной для России ситуации. Таким образом, был необходим успех, хотя бы локальный, которого можно было достичь только наступательными действиями, что, в конце концов, и привело к «Шахейскому сидению»

Сражение на реке Шахе.