Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
153.09 Кб
Скачать

Концептуальные системы

  В основу данной страницы положены замечательные идеи В.А. Лефевра ("Конфликтующие структуры", М., "Советское радио, 1973г), которые были использованы для анализа рефлексивных процессов, возникающих в отношениях объект-исследователь. В данной главе делается попытка применить эти идеи для анализа процессов эволюции сложных иерархических систем самой различной природы и, в первую очередь, для анализа сложных интегрированных систем любой природы (технические, социальные, экономические, психические и т.д.).

На странице "О категориях науки" уже упоминалось о том, что символьные формы записи обладают многими замечательными свойствами, которых нет у традиционных форм записи уравнений, ибо символьное мышление  отражает в себе Образ объекта и потому уже изначально является более целостным, чем его "знаковые проекции".

Далее, следует обратить внимание, что используемая  ниже символьная математика основывается на математике взаимодействия двух тел, ибо в случае взаимодействия трех и более тел они сводятся к двум путем перенормировки и использования символьных операторов.

 

 

1. Персонажи. Концепции. Позиции. Роли

            Под персонажем системы в самом общем случае будем понимать внешнего или внутреннего оператора (исследователя) системы. Персонаж - это абстракция, так или иначе происходящая из понятия внутреннего исследователя системы, как пространственно локализованного явления, в качестве исходных единиц которого могут рассматриваться отдельные элементы (или подсистемы). Каждый внутренний персонаж имеет свое уникальное имя, свой “внутренний мир”, который для внешнего исследователя можно вначале отождествить с черным ящиком. Под влиянием внешних воздействий черный ящик дает ответную реакцию, которая является индивидуальной для данного черного ящика. Этот ответ на внешнее воздействие с “позиции” черного ящика - персонажа системы фиксируется внешним исследователем, который проводит акт концептуализации и в результате получает некоторую целостную, с его “точки зрения”, с его «позиции», представление о внутреннем персонаже.

     Один и тот же персонаж по отношению к вышестоящим уровням иерархии может выступать в роли внутреннего исследователя, а по отношению к нижестоящим уровням – в роли внешнего исследователя. Персонажи в процессе своего функционирования являются источниками и потребителями информации. Рассмотрим некоторую сложную иерархическую систему, в которой в качестве одного из составных элементов – персонажей выступает человек. Очевидно, что такой элемент системы наряду со свойствами, общими для всех элементов данного типа, имеет еще свои специфические свойства, свою индивидуальную смысловую окраску. Именно такое единство общего и специфического даёт исчерпывающее представление о свойствах подобных элементов системы. Действительно, человек наряду со свойствами, необходимыми всем персонажам данной системы для обеспечения ее нормального функционирования, кроме характеристик уровня теоретический и практический подготовки на данном рабочем месте, имеет ещё свои собственные особенности, свою точку зрения (позицию) на задачи и цели функционирования системы, на свою роль и место в системе и т. д.

         Совокупность общих и специфических свойств персонажа характеризует его «внутренний мир», его поведение, намерения, взгляды на мир, умозаключения, физические и нравственные ощущения и т. д. Естественно, что совокупность этих общих и специфических свойств влияет на качество функционирования персонажа. Если в системе произойдет отказ одного из элементов типа персонажа, то замена этого персонажа другим может существенно сказаться на качестве функционирования всей системы в целом, т. к. представления персонажей о системе и её состоянии существенно зависит не только от уровня их теоретической и практической подготовки, но и от их личной точки зрения на систему, на выполняемые ею функции, цели и задачи.

         Другая особенность персонажей заключается в том, что они в определенные моменты времени, определяемые особенностями функционирования системы, производят “осознание” текущего состояния системы (самостоятельно или под влиянием управляющих воздействий) и в зависимости от этого вырабатывают свои исполнительные действия. Естественно, что подобные «осознания» системы персонажами осуществляется в соответствии со свойствами, которыми данный персонаж обладает и которые проявляются в процессе его функционирования в виде некоторого набора элементарных “актов”, к которым можно свести все действия персонажей в процессе “осознания” ими своего места и роли в системе.

    Будем говорить, что набор  «актов осознания», с помощью которых данный персонаж «строит» свои отношения с окружающим его миром, составляет концепцию персонажа.

        Таким образом, концепция персонажа - это совокупность общих и специфических свойств, которые концептуализируются (отражаются, осознаются) в наборе некоторых правил идентификации и “актов”, которыми в ходе функционирования пользуется тот или иной персонаж.

            Формально концепция персонажа не содержит базового множества элементов (объектов), а содержит лишь набор некоторых имен отношений {Rx} и свойств {Ax} персонажа, отражающих его «внутренний мир». Эта концепция материализуется лишь тогда, когда появляется базовое множество элементов, между которыми существуют реальные отношения. В тот момент, когда появляется некоторое базовое множество и концепция проявляется как некоторая реальность, мы будем иметь уже не концепцию, а модель персонажа, действующего на некотором плацдарме, задаваемом базовым множеством. Поэтому можно сказать, что концепция персонажа отражает структуру его модели, что каждая конкретная модель персонажа есть одна из возможных реализаций его концепции. Если модель персонажа реализуется на множестве элементов определённой природы, то концепция персонажа представляет собой некоторую абстрактную категорию, с точки зрения которой неважно, из чего состоит несущее множество модели и какова реальная природа этих отношений на этой модели.

        Концепция персонажа несёт в себе важную информацию о самой модели персонажа.       Во-первых, по ней легко установить, сколько отношений в данной модели. Во-вторых, узнать арность этих отношений, т.е. имена отношений характеризуют «валентность” реальных отношений.

            Наличие концепций у персонажей позволяет говорить об одноименных отношениях в разных моделях персонажей. Выше уже отмечалось, что главная особенность концепции состоит в том, что здесь нет никакого базового множества.

        Что же такое реализация концепции? Очевидно, что это уже модель персонажа, в которой есть всё, что и в концепции и, кроме того, появляется базовое множество. Поскольку каждый символ отношения в концепции приобретает реальное содержание, т. е. превращается в отношение на заданном базовом множестве, то при подстановке реальных отношений в ту или иную аксиому концепции она становится либо истинной, либо ложной для этой модели персонажа. Концепция - это в сущности идея, воплощаемая в своих моделях, даже если модель персонажа есть математическая абстракция, всё равно она более «материальный» объект, чем содержащаяся в ней концепция. В модели персонажа есть реальное множество, на котором заданы соответствующие отношения и выполнены требуемые свойства.

        Концепция персонажа, как правило, не является неизменной с течением времени. В результате «общения» с другими персонажами она эволюцирует.  Этот процесс взаимодействия в общем виде можно описать следующим образом. Предположим, что каждый действующий персонаж системы способен в некоторые определённые моменты времени производить акты «осознания» состояния системы со своей точки зрения (с точки зрения своей концепции).

     Тогда в процессе реализации этих актов происходит:

1. Оценка обстановки (состояния системы) и уяснение цели осознания, в результате подобной оценки появляется некоторое базовое множество элементов и действующих персонажей системы. В результате уяснения цели осознания из концепции персонажа выбирается некоторая совокупность имен отношений, аксиом и теорем, которые ставятся в соответствии (связываются) с реальными элементами системы.

2. Оценка замысла (цели функционирования). Используя аксиомы и теоремы, персонаж осуществляет  оценку цели своего функционирования. Эта оценка зеркально отражает его позицию, роль и место в системе.

З. Принятие решения. Здесь имена отношений связываются с аксиоматикой и реальными отношениями на реальном базовом множестве в соответствии с целью своего функционирования. Это означает, что используемые при этом имена отношений, теорем наполняются реальным смыслом и персонаж готов действовать, т. е. получена некоторая частная модель персонажа. Таким образом можно сказать, что решение является реализацией некоторой частной концепции персонажа.

4. Реализация решения. Принятое персонажем решение передаётся затем другому персонажу или элементу системы в форме директивы на управление или в форме доклада об исполнении директивы (решения).

Эти "акты осознания" реализуются строго последовательно и все они взаимно уравновешены.

Это значит, что их взаимоотношения можно отразить рычажными весами (Универсальный закон)

                        

Следует заметить, что во многих случаях принятое решение (директива) доводится до персонажа, для которого оно предназначена не полностью, т. е. доводится только в «части, касающейся» данного персонажа, что в директиве на управление персонаж получает не всю необходимую ему информацию. Поэтому сама директива является некоторой частной концепцией, навязанной персонажу для реализации. И персонаж отражает в ней свою позицию и роль.

Из определения частной концепции следует, что передачу своих «взглядов» персонажи могут осуществлять и на уровне имён отношений. Семантика переданных отношений каждым персонажем может определяться в таких случаях индивидуально. Поэтому вполне естественно, что nepcoнаж, «впитавший» в себя некоторую частную концепцию, может вложить в неё собственный смысл, связав её с некоторым базовым подмножеством, отличающимся от базового подмножества, имеющегося у персонажа, принявшего решение и передавшего его для исполнения.

Естественно, что и модель персонажа, принявшего решение для реализации, будет отличаться от модели, имеющейся у персонажа, принявшего такое решение. В результате такого взаимодействия могут получаться частные модели, искажающие процессы функционирования. Такая ситуация чаще всего появляется там, где недостаточно отработано взаимодействие между персонажами, или в результате недостаточной квалификации того или иного персонажа. В результате проб и ошибок, по мере накопления знаний и опыта, персонажи приобретают общие отношения, эти отношения приобретают сходный смысл, определяются целями функционирования персонажей и всей системы в целом. Это значит, что вначале все подобные системы должны иметь определенную информационную избыточность, такую, которая позволила бы из “шумов” извлекать требуемую информацию, имеющую определенный системный смысл. По мере совершенствования функций персонажей требования к избыточности уменьшаются. В процессе взаимодействия, совершенствования этого взаимодействия, директивы будут содержать всё меньше информации, точнее только самую существенную информацию, т. к. вся другая информация будет избыточной, она имеется уже у персонажей. Поэтому концепции будут уже сходными в качественном и количественном отношениях. В зависимости от того, какова природа базового множества, каковы свойства базовых элементов, какой семантический смысл они несут, модель персонажа в зависимости от этого будет иметь и соответствующую семантику. Так, если базовые элементы будут функциональными, то и модель персонажа также будет иметь, прежде всего, функциональный аспект. Если же базовые элементы - суть информационные объекты, то мы будем иметь чисто информационную модель персонажа. Если же базовые элементы несут в себе только структурную нагрузку, то соответствующий аспект будет содержать и модель персонажа. Однако в любом случае в модели будут существовать отношения субординации и координации, а это значит, что любая модель персонажа всегда будет содержать в себе структурный, иерархический аспект.