Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
потебня.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
86.53 Кб
Скачать

Вопрос №1. Потебня о соотношения языка и мышления. Стадии развития языка и мышления

Творческая мысль живописца, ваятеля, музыканта не выразима словом и совершается без него, хотя и предполагает значительную степень развития, которая дается только языком. Глухонемой тоже постоянно мыслит – и притом не только образами, как художник, но и об отвлеченных предметах, – без звукового языка, хотя, по-видимому, никогда не достигает того совершенства умственной деятельности, какое возможно для говорящих (область языка далеко не совпадает с областью мысли, и при этом полагал, что мышление может существовать и без языка).

История человечества знает периоды, когда язык не был связан с мышлением: в середине человеческого развития мысль может быть связана со словом, но вначале она, по-видимому, еще не доросла до него, а на высокой степени отвлеченности покидает его как не удовлетворяющее ее требованиям. В первобытном обществе человек еще не мог пользоваться всеми возможностями языка, а на высокой стадии развития общества язык должен быть очень специализированным, для того чтобы человек имел возможность, используя разнообразные средства языка, передавать в своей речи тонкие смысловые нюансы.

Процесс образования и изменения грамматических категорий как основных категорий мышления. Семантический и синтаксический подходы.

Первичными словами были междометия или слова, близкие к междометиям, в основе которых лежат чувственные образы. Первоначальное слово лишено всяких формальных определений и не является ни существительным, ни прилагательным, ни глаголом. Разложение чувственных образов началось с образования слов, в которых современные нам функции главных частей речи, имен и глаголов, еще смешаны - первообразными причастиями. Первообразное причастие, похожее скорее на имя, чем на глагол, прежде всего выделило из себя имя. Это было существительное, грамматическая категория субстанции. Однако, выработав эту категорию, человеческая мысль не оставляет ее в дальнейшем без всяких изменений. Из существительного, т.е. собственно из имени, выделилась новая грамматическая категория — имя прилагательное. Для превращения существительного в прилагательное требовалось ослабление в нем предметности и параллельное усиление значения признака, качества. Этот процесс наблюдается, например, при следующем ходе мысли: вода—свет, вода—как свет, вода—светла. Обозначая содержание не как самостоятельную сущность, а как признак, заключенный в данной сущности, эта категория приводила к сокращению числа тех случаев, на которые ранее распространялась категория существительного.

Дальнейшая эволюция человеческой мысли и человеческого языка привела к появлению новой категории — глагольности. В языке неизбежно происходит процесс вытеснения категории субстанции категорией процесса, действия, силы, энергии. Наиболее ранняя форма глагола — инфинитив. Появление глагольности неизбежно, так как глагол более отвлечен от конкретности, чем существительное или прилагательное. Он обозначает действие, процесс, т.е. нечто чувственно невоспринимаемое.

В последующем своем развитии глагол должен был превзойти стадию инфинитива, и последний оказывается нередко вынужденным уступить место индикативу, который превосходно выражает все оттенки действия лицом и временем. В некоторых языках инфинитив почти вытеснен индикативом. Он убежден, что к этому идет дело и в других языках.

Дальнейшая история глагола — все большее вытеснение им существительного там, где его мог заменить глагол. Так, постепенно составные сказуемые, представляющие соединение глагола и существительного, отмирают и заменяются простым, чисто глагольным сказуемым.