Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
биографии амер.эк.Рыбалко Ольги.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
1.59 Mб
Скачать

Основные произведения:

  • «Свободные деньги» (Free Money, 2004);

  • «Как сбалансировать бюджет» (How to Balance the Budget, 2004).

  1. Мюррей Ротбард (англ. Murray Rothbard), 2 марта 1926 — 7 января 1995, американский экономист, представитель австрийской школы в экономической науке, один из последователей традиции Людвига фон Мизеса, выступал за свободу предпринимательства и невмешательство государства в экономическую деятельность. Представитель либерализма и сторонник построения т.н. анархо-капитализма — общества без государства в его современном виде как органа принуждения.

Мюррей Ротбард (англ. Murray Rothbard; 2 марта 1926, Бронкс, Нью-Йорк, США - 7 января 1995, Нью-Йорк, США) - американский экономист, представитель австрийской школы в экономической науке, один из последователей традиции Людвига фон Мизеса.

Выступал за свободу предпринимательства и невмешательство государства в экономическую деятельность. Представитель либертарианства и сторонник построения анархического общества на основе свободного рынка. Ввёл в употребление термин «анархо-капитализм». «Третий по величине» (если можно так выразиться) экономист неоавстрийской школы после Мизеса и Хайека. Причем самый радикальный.

Родился в семье Давида и Раи Ротбард. Окончил Колумбийский университет в Нью-Йорке: бакалавр математики (1945) и бакалавр экономики (1946). В 1956 г. защитил в Колумбийском университете докторскую диссертацию по теме «Toward a Reconstruction of Utility and Welfare Economics». Спокойная жизнь американского профессора - правда, не такая длинная, как у его предшественников. Имел, говоря по-нашему, дипломы с отличием. Бакалаврский по математике и магистерский по экономике. С середины 1960-х до середины 1980-х гг. преподавал в Бруклинском политехническом институте, с 1986 г. и до смерти являлся профессором университета штата Невада (Лас-Вегас). Ротбард подчеркивает отсутствие стимулов к эффективному труду у руководства госпредприятий. «Руководители таких предприятий овладевают мастерством не производителей, а политиков - как лебезить перед вышестоящими, как демагогией завоевывать популярность, как с наибольшей эффективностью использовать рычаги политического и административного давления».  Заодно разоблачается и «миф об общественной собственности». «Государственная собственность означает просто-напросто, что владельцем собственности является аппарат государственного управления. Использованием этой собственности распоряжаются руководители аппарата, которые и являются собственниками. «Обществу» или «публике» в этой собственности не принадлежит ничего».

Ротбард выступает и принципиально против учета деятельности государства в качестве положительного вклада в национальный доход. "…Положительный вклад государства в национальный продукт равен нулю, а его деятельность служит истощению производительных возможностей общества и их использованию для непроизводительного потребления». 

Предлагается им и необходимая корректировка в статистику национальных счетов. Из показателя «чистый национальный доход» прежде всего следует вычесть «доход, получаемый от государства», т.е. жалованье государственных чиновников». Напомним, что сегодня во всем мире вклад государства принято оценивать как раз по величине последнего.

Если ты такой умный, почему считаешь для государства?

Творчество Ротбарда поражает как своим объемом, так и разнообразием поднимаемых тем. Его биограф Дэвид Гордон пишет, что человек, исследующий работы Ротбарда без предварительного знания о нем, сочтет, что их написали пять или шесть человек с одним и тем же именем. Его перу принадлежат книги по экономической теории, политической философии, экономической и политической истории, истории дипломатии, а также сотни статей по вопросам современной политики и культуры.

Поэтому остается выбрать что-то одно. Остановимся на его суждениях о роли экономиста и экономической науки. «Что может делать экономист на совершенно свободном рынке?» - спрашивает себя Ротбард. И сам дает ответ. «Он может объяснять работу рыночной экономики… но это почти все, что он может делать». Ротбард считает это объяснение жизненно важной задачей, так как малограмотные граждане склонны воспринимать рыночную экономику как полный хаос. "…В свободном обществе экономист исполняет чисто образовательную роль». 

Как и все представители неоавстрийской школы, Ротбард скептически относится к математическим моделям в экономике и особенно к их использованию в качестве инструмента прогнозирования. «Претензии эконометриков и других специалистов по математическим моделям на то, что они в состоянии точно предсказать ход будущих экономических событий, всегда будут натыкаться на простой, но обескураживающий вопрос: «Если вы можете так точно все предсказывать, то почему вы не делаете этого на фондовом рынке, где точный прогноз может буквально озолотить?"»

В свободной рыночной экономике экономист «не может предсказывать будущий потребительский спрос и величину издержек с такой же точностью, как бизнесмен. А если бы он смог это делать, то тогда сам был бы бизнесменом». Однако совсем по-другому складывается ситуация, когда речь заходит о последствиях действий государства. Здесь отсутствует неопределенность (как, например, в вопросе о том, будет ли повышение спроса на масло?), намерение государство известно, и экономист должен быть в состоянии показать его последствия. 

«Экономист - это всего лишь эксперт, объясняющий последствия различных действий». «Экономист намного полезнее в качестве политэконома, чем как технолог или консультант по вопросам бизнеса».

Однако экономист полезен как политэконом, если он не является государственным экспертом (процветание которого «определяется его умением попасть в фавор к политически влиятельным лицам») и если он придерживается «этического нейтралитета». «Экономист, призывающий к политике выравнивания состояний и оправдывающий свою позицию тем, что «люди хотят большего равенства», в строгом смысле слова уже не является экономистом».

Книги

  • Власть и рынок: Государство и экономика (Power and Market. Government and the Economy).

  1. Герберт Саймон (англ. Herbert A. Simon, 15 июня 1916, Милуоки — 9 февраля 2001, Питтсбург) — выдающийся американский ученый немецкого происхождения в области социальных, политических и экономических наук.

Он оказал заметное влияние на развитие теории организации, менеджмента и управленческих решений. Г. Саймон состоял членом Национальной академии наук США. Он долгое время работал профессором вычислительных наук и психологии в университете Карнеги — Меллона в Питсбурге.

Основные усилия Г. Саймона были направлены на фундаментальные исследования организационного поведения и процессов принятия решений. По праву считается одним из создателей современной теории управленческих решений (теория ограниченной рациональности). Основные результаты, полученные им в этой области, изложены в таких книгах, как «Организации» (совместно с Джеймсом Марчем), вышедшей в 1958 году, а также «Административное поведение» и «Новая наука управленческих решений» (1960).

Значительный теоретический вклад Г. Саймона в науку управления получил достойное признание в 1978 году, когда ему была присуждена Нобелевская премия по экономике.

американский ученый, изучавший принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности и получивший фундаментальные результаты во многих точных и гуманитарных науках – от математики и экономики, где его вклад был в 1978 оценен Нобелевской премией, до психологии и искусственного интеллекта. Родился Саймон 15 июня 1916 в Милуоки (шт. Висконсин) в семье инженера-электрика. С 1933 по 1936 учился в Чикагском университете, специализировался по политологии, однако изучал также экономику, логику, физику и биофизику; в числе его непосредственных учителей были Р.Карнап и Г.Лассуэлл. В последующие несколько лет занимался исследованием деятельности муниципальных властей, в 1939–1942 руководил исследовательской группой в Калифорнийском университете в Беркли. В 1943 получил в Чикагском университете докторскую степень по политологии. По завершении исследовательского гранта в Беркли вернулся в Приозерье, где работал в Иллинойсском технологическом институте и регулярно участвовал в семинарах «инкубатора» нобелевских лауреатов – Комиссии Коулса по экономическим исследованиям, которая базировалась в то время в Чикагском университете.

В 1947 вышла из печати первая из ставших классическими книг Саймона – Административное поведение (Administrative Behavior, 4-е изд. 1997). Помимо исследования принципов функционирования организаций в ней были намечены контуры концепции «ограниченной рациональности» (bounded rationality), которая через три десятилетия и принесла Саймону Нобелевскую премию. Идея «ограниченной рациональности» принадлежит не экономической, а социально-психологической и даже антропологической области и заключается в том, что при поиске и принятии решения человек во многих, а в определенных условиях и в большинстве случаев не стремится к наилучшему решению, а ограничивается первым же, пусть и не оптимальным удовлетворительным решением.

В конце 1940 – начале 1950-х годов Саймон участвовал в создании Управления по экономическому сотрудничеству, координировавшего план Маршалла (в дальнейшем это управление трансформируется в международную Организацию экономического сотрудничества и развития), а также занимался экономическим обоснованием развития атомной энергетики и исследованиями в области метематической экономики.

В 1949 Саймон стал профессором Технологического института Карнеги в Питтсбурге, где участвовал в создании Школы промышленного управления. В институте Карнеги (с 1967 – университет Карнеги – Меллона) прошла вся его дальнейшая научная жизнь; вместе с А.Ньюэллом ученый сыграл большую роль в превращении этого поначалу малоизвестного учебного заведения в престижный университет и один из ведущих американских и мировых центров компьютерной науки, непосредственно участвовав в создании в нем Школы информатики и отделения психологии.

Сохраняя приверженность к внесению точных методов в социальные науки, Саймон на рубеже 1940–1950-х годов пришел к выводу о целесообразности исследования процессов поиска и принятия решений путем их компьютерного моделирования. В 1952 познакомился в корпорации РЭНД с А.Ньюэллом. Вначале они, основываясь на идеях А.Тьюринга и К.Шеннона, заинтересовались созданием программы для игры в шахматы, а несколько позже задались целью смоделировать способность человека к доказательству логико-метематических теорем. Эта задача, к которой подключился системный программист из РЭНДа Дж. («Клифф») Шоу, быстро получила решение. Модель «Логик-теоретик» была создана в декабре 1955 (Ньюэлл к тому времени перебрался в Питтсбург, оставаясь при этом сотрудником РЭНД), летом 1956 она была реализована в виде компьютерной программы, а 11 сентября 1956 о модели было сообщено на симпозиуме по теории информации в Массачусетском технологическом институте. В дальнейшем Саймон и Ньюэлл с участием Шоу разработали ряд других программ, моделирующих такие типы человеческой деятельности, считавшиеся заведомо интеллектуальными. Возвращались они и к созданию шахматной программы, но основным продуктом стал «Универсальный решатель задач» (General Problem Solver), в котором были воплощена общая модель решения проблем. В 1972, когда искусственный интеллект был признанной дисциплиной, результаты этого периода были обобщены в книге Ньюэлла и Саймона Решение проблем человеком (Human Problem Solving).