Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_na_voprosy_po_natsionalnoy_politike.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
72.39 Кб
Скачать

4. Национальная политика осуществляется на следующих уровнях:

-общегосударственный – формируются базовые аспекты

-региональный – происходит корректировка целей и задач национальной политики, а также их реализация

-местный- исполнение предписаний федерального и регионального уровня.

Национальная политика должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные отношения.

При национальной политики используется дифференцированный подход в основе которого лежит учет конкретного установленного региона или национально территориальной единицы.

Принципы:

Принцип стабильности территориальных границ

Учет самобытности и взаимосвязей по экономич. Культурного , политического взаимодействия народов.

Принцип оказания помощи малочисленным народам

Принцип формирования этики межнациональных отношений

Принцип равноправия

5. Территория Российской империи в XIX в. продолжала расти. Основные территориальные приобретения первой половины XIX в. — Восточная Грузия (1801), Финляндия (1809). Во второй половине столетия Россия утвердилась на Северном Кавказе, в Казахстане, Средней Азии (Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства, Закаспийская область). На Дальнем Востоке Россия получила от Китая Амурскую область (договор 1858 г.) и Уссурийский край (договор 1860г.), от Японии — остров Сахалин (договор 1875 г.).

Российская империя была многонациональной и многоконфессиональной державой. Ее исторической и этнической основой являлся русский народ. Рос-сия, согласно «Основным законам империи», была православной монархией, в которой Русская православная церковь занимала ведущие позиции. Показательно, что в документе, удостоверяющем личность человека, указывалась не его национальность, а вероисповедание.

Крупнейшими наряду с русскими этносами были во второй половине XIX в. украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др.; миллионы последователей имели православие, ислам, католицизм, протестантизм, буддизм, иудаизм.

Успешная национальная политика являлась непременным условием стабильности и единства страны. Дать ее характеристику чрезвычайно сложно, приходится говорить, что она не была целостной и имела существенные особенности по регионам. Кроме того, относительно либеральная национальная политика Александра I и Александра II существенно отличалась от национальной политики взявшего курс на русификацию Александра III или довольно жесткой линии Николая I

Максимальной автономией в развитии национальной культуры, языка, обычаев пользовалась Финляндия; в Средней Азии на русском языке велось лишь официальное делопроизводство, во всем остальном местное население придерживалось национальных традиций, обрядов, верований, языка. Либеральной в цечом была национальная политика в Прибалтике. На смену насильственной христианизации народов Поволжья, Закавказья, Алтая, Якутии и др., проводившейся в 30-егг. XIX в., в 60—70-е гг. пришла относительно гибкая политика: приобщая эти народы к русской культуре, центральная власть вместе с тем вносила существенную лепту в формирование национальной интеллигенции, развитие письменности и языка, создание системы образования.

На Украине и в Белоруссии национальная политика имела более жесткий характер. Принимались распоряжения, запрещавшие печатать на украинском и белорусском языках учебную литературу, гонениям подвергались представители национальной интеллигенции, нередко обвинявшейся в сепаратизме и национальном эгоизме.

Похожей была ситуация в Польше, где русификация признавалась одной из целей национальной политики. Восстание 1830—1831 гг., вызванное, в частности, невыполнением норм конституции, дарованной Александром I в 1815г., проходило под лозунгами отделения от России. Оно было подавлено. Конституцию заменили Органическим статутом, лишившим Польшу автономии. Последние ее следы исчезли после подавления восстания 1863 г. Русификаторская политика не решала проблемы, а лишь обостряла ее, унижая и оскорбляя чувства польского населения.

Что касается положения евреев, то в 20—40-е гг. власти пытались решить еврейский вопрос путем христианизации иудеев, запретом традиционных для их образа жизни обычаев. После некоторых послаблений 60—70-х гг. (разрешение для отдельных категорий жить вне так называемой черты оседлости и др.; меры против них были в 80—90-е гг вновь ужесточены (в частности, действовали запреты на занятие государственных должностей, ограничивалась свобода передвижения: жить разрешалось лишь в тех местностях, которые входили в черту оседлости). Впрочем, национальная политика Александра III в целом была нацелена на принудительную русификацию национальных окраин (исключением была недавно присоединенная Средняя Азия).

России в XIX в. приходилось решать сложные национальные проблемы, преодолевать острые противоречия между центром и окраинами, народами, ее населявшими. Но в целом страна жила в условиях межнационального мира.

6. XIX век (вторая половина): Формально российское законодательство не знало правовых ограничений по национальному признаку. В законах были ограничены евреи (в некоторых правах, независимо от вероисповедания), с 1864 года поляки-католики. На уровне подзаконных актов – ограничения для татар-мусульман. Правовые ограничения действовали в зависимости от конфессионального признака и степени владения русским языком. Так как конфессиональный признак часто распространялся на национальности, то ограничения имели национальный характер. Однако «инородец» мог, не переходя в православие пользоваться всеми правами государственной службы и сословными привилегиями, если проявлял лояльность властям.

Официальных документов, формировавших национальную политику, не существовало, эта политика формулировалась всегда в отношении конкретных конфессий и народов на определенном этапе.

В качестве основного пути достижения единства империи было избрано постепенное внедрение единственного государственного языка на всех уровнях управления и суда, а так же в школе.

При Николае I (1825-1855) наметилась тенденция к «русификации» и «православизации» малочисленных народов и к наступлению на самобытность крупных. Еще больше она проявилась в царствование Александра II (1855-1881), что было связано с:

Польское восстание 1863-1864

Реакция мусульманских народов внутренней России и Закавказья на Крымскую войну

Русская экспансия в Среднюю Азию

Основные ограничения прав поляков-католиков в Юго-Западном Северо-Западном краях (где поляки в основном были помещиками, а белорусы и украинцы – крестьянами). Полякам запрещалось покупать и арендовать земли в 9 западных губерниях. Избираемое дворянство заменили на назначаемое правительство. Поляки-католики не могли впредь назначаться на более чем 50% мест в управлении. Запрещалось преподавание и даже употребление польского и литовского языков в школе. Были ликвидированы почти все католические монастыри. В 1865 году была поставлена задача «скорейшего и полного» обрусения края. С 1866 года был взят курс на вытеснение поляков с государственных постов благонадежными русскими. Все административное делопроизводство – только на русском языке.

С 1867 года разрешено обучать крещенных татар («инородцев») на родном языке. В 1874 году передача конфессиональных мусульманских школ в ведомство Министерства народного просвещения (сошло на нет из-за опасений недовольства).

Aлександр III – усиление националистических тенденций во внутренней политике. Связано с общей идеологией царствования и психологическим настроем императора, с ускорением капиталистического развития России + сопротивление ряда окраин ассимиляторской политике.

80-е: вытеснение с государственных должностей представителей местных народностей в Закавказье (Армения, Грузия). Русификаторская политика в Прибалтике. Преподавание там русского языка началось еще при Н I в средней школе, а с введением общей воинской повинности – в начальной. С 1885 – делопроизводство на русском, 1887 – все учебные заведения в ведомости Министерства просвещения. 1887-1893 – обязательное преподавание русского языка в средней школе

1897-1899 – законы о передаче церковно-приходских школ Армении в ведомость Министерства просвещения. За сопротивление католикоса – с 1903 года – закон о передаче церковного имущества в казну.

Финляндия: проблема согласования имперского и местного законодательства. 1891 – закон об урегулировании несоответствий имперского и местного законодательств российской стороной. Русификация Финляндии: первый министр-секретарь нефинского происхождения – Плеве, русский язык в делопроизводстве. Финские стрелковые батальоны расформированы, распространение на Финляндию российского закона об общей воинской повинности ? волна терроризма, убийство Бобрикова (1904) – генерал-губернатора Финляндии.

Начало 80-х: еврейские погромы на юге России – ожесточение политики в отношении выбора евреями места проживания. 1882 – восстановление черты оседлости, евреям-ремесленникам и купцам 1ой гильдии запрещено поселяться в Москве, процентная норма для поступления в институты.

1880-1890е – ограничения для мусульман. В первую очередь в отношении преподавания.

Подавление национальных движений в XIX веке способствовало их радикализации в начале XX. Нацтональный вопрос становится дестабилизирующим фактором в Российской империи.

Общие требования национальных движений: уравнение народностей в правах, обучение на родном языке, свобода вероисповедания. Важный фактор – земельный:

Защита от русской колонизации (Казахстан, Средняя Азия, Закавказье, якуты, буряты)

Борьба против помещиков (Прибалтика, Грузия)

Территориальная автономия (Польша, Финляндия)

7. Создание принципиально нового типа многонационального государства — Советского Союза, стало важной вехой не только в российской, но и во всей мировой истории. Но шло время, и становилось ясно, что создание в 1922 г. Союза ССР всех национальных проблем в советском государстве не решило. Не удалось их преодолеть и с принятием Конституции 1924 года.

Остро стоял "тюркский" вопрос. Ещё в период дискуссии о путях образования СССР национализм резко проявился среди руководства некоторых "мусульманских" республик. Так, видный деятель наркомнаца Султан-Галиев требовал поднять до уровня союзных (т. е. имеющих право выхода из Союза) ряд российских автономий. Речь шла, прежде всего, о Туркестанской АССР, включавшей в себя территории Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. В последующем он выдвигал планы создания на территории России четырёх республик, носящих наднациональный, по сути, пантюркистский характер: федерации Урало-Волжских республик, Общекавказской федерации, Казахской республики и, так называемой Туранской республики, состоящей из четырёх Средней Азии. В 1923 г. специальное совещание ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик, подвергшее позицию Султан-Галиева критике. Но и после этого, в конце нэповского периода ряд работников Татарской и Крымской АССР были уличены в связях с пантюркистским движением и Турцией.

Постоянно напряжённой в плане сохранения союзного государства обстановка была на Украине. Здесь в 20-е гг. действовали т. н. "укаписты" — члены Украинской Коммунистической Партии, некоторых других мелкобуржуазных и националистических организаций. Не всё гладко было и в политике, проводимой официальными властями советской Украины. Массовые перегибы были связаны с так называемой "украинизацией". У её истоков стояли такие украинские деятели, как прозаик и поэт Микола Хвылевой, Михаил Волобуев, член ЦК КП(б)У Александр Шумский. В основе их идеологии лежала историческая концепция М. С. Грушевского, деятеля буржуазной Украинской Рады. Бежавший в Австрию историк вернулся в СССР, в 1924 г. он был избран членом Академии Украины, а в 1929 г. — Академии наук СССР. Его стержневая идея состояла в этническом и историческом противопоставлении украинцев и русских.

Начало практической политики "украинизации" приходится на 1925 год. Сигналом к её форсированию послужило несколько статей Хвылевого. Ссылаясь на решения XII съезда РКП(б), он настаивал на "коренизации" государственного аппарата, что по сути, означало массовый исход тысяч грамотных, квалифицированных специалистов, для которых родным языком был русский. Не ограничиваясь этим, Хвылевой подчёркивал, что "коренизация" невозможна без украинизации городов вообще. Он утверждал, что этому мешает лишь "русский мещанин, у которого в печёнках сидит эта украинизация (...), который "со скрежетом зубовным" изучает этот "собачий язык"? который кричит в Москву: "Спасайте!" И это при том, что 90% городского населения Украины в тот период были русскими. На них держалась вся система здравоохранения, образования, городское хозяйство культура и наука, наконец — промышленность.

Планы поднимающего голову украинского национализма шли ещё дальше. Они метили в самое сердце русско-украинского единства — в общую культуру двух единокровных славянских народов. Умело мимикрируя под тогдашнюю политическую среду и умело жонглируя марксисткой лексикой, он упорно пропагандировал свои идеи. "Не надо смешивать наш политический союз с Россией с литературой, — кликушествовал он, — Поляки никогда не дали бы Мицкевича, если бы не перестали ориентироваться на русское искусство. Дело в том, что русская литература веками тяготеет над нами, как господин положения, который приучил нашу психику к рабскому подражанию... Идеи пролетариата нам известны и без московского искусства. Даёшь собственный ум! Прочь от Москвы!"

1917—1918 — признание права наций на полное самоопределение вплоть до отделения. Признание государственной независимости Финляндии, Польши, Украины, Турецкой Армении и т. д. Создание первых национальных автономий в составе РСФСР. Народный комиссариат по делам национальностей (нарком И. В. Сталин). Декларация прав народов России.

1920—1921 — создание в результате победы в гражданской войне национальных Советских республик.

1922 — Образование СССР. Ликвидация Народного комиссариата по делам национальностей.

1924—1925 — национально-государственное размежевание в Средней Азии. Повышение статуса некоторых национально-территориальных образований: автономная республика в составе РСФСР → национальная советская республика.

1920—30-е — развитие форм национальной автономии. Культурная революция. Период «коренизации» и «языкового строительства».

1936 — принятие новой Конституции СССР. Ст. 121 Конституции указывает, что право граждан на образование обеспечивается, в частности, «обучением в школах на родном языке». Завершение «переходного периода от капитализма к социализму».

1938 — административное введение кириллицы вместо латинского шрифта, который до этого использовался тюркскими народами СССР.

1939—1940 — принят курс на русификацию образовательных учреждений.[1]

1937—1944 — депортация народов.

1955 — снятие спецпереселенцев с учёта.

1958 — родители получили право выбирать язык обучения для своих детей (и многие предпочли русский).

1964, 1972 — Указы о восстановлении прав депортированных народов.

1977 — принятие Конституции СССР. Построение «развитого социалистического общества». Создание «новой исторической общности людей — советского народа».

1990 — закон «О языках народов СССР»[2]

1991 — Декларация прав и свобод человека и гражданина (РСФСР), Закон РСФСР о реабилитации репрессированных народов, закон «О языках народов Российской Федерации».

8. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются — органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развитии национальных языков и культур.

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:

— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

— сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации:

— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

— содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

— запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]