Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
24-28.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
102.91 Кб
Скачать

26. Опыт региональной политики Китая

Для Китая с его огромной территорией, как и для других крупных стран, характерна сильная дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития. Четко выражены динамично развивающийся центр и отсталая периферия. Центр — это приморский регион Китая с такими узлами роста, как Пекинский столичный район, Шанхайский район с Пудуном и Южный Китай со специальным административным районом Сянган, специальными экономическими зонами Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу и городом Гуанчжоу. Периферию формируют обширные малоосвоенные провинции и автономные районы северо-западной и юго-западной частей страны. Это районы, позже включенные в состав Китая, преимущественно с неханьским населением, слабо связанные с наиболее развитой в экономическом отношении частью страны.

Разнородность китайского экономического пространства, чересполосица хозяйственно-культурных типов осложняют проблему сохранения территориального единства страны. Многонациональное население китайских окраин обладает абсолютно иной ментальностью по сравнению с населением приморья, где традиционные устои подверглись существенной эрозии под воздействием привнесенного западного влияния. Тибетцы и монголы, уйгуры и хуэй исповедуют соответственно ламаизм и ислам, преобладающая их часть — сельские жители, обладающие низкой миграционной подвижностью, медленно адаптирующиеся к инновациям. Во внутренних регионах Китая встречаются островки абсолютной бедности, где годовой доход не превышает 200 долл. на человека. В центральных и западных провинциях КНР сосредоточено 90% всех бедных уездов и 80% бедного населения.

Экономические реформы, которые проводятся в Китае с конца 70-х годов, создали условия для беспрецедентного роста китайской экономики: ВНП в течение последних 10 лет растет на 8—9% в год.

В годы реформ в КНР приморские регионы усилили свои преимущества. Наименее развитые провинции и автономные районы западной части КНР не смогли этого сделать. В них ограниченный спрос из-за низких доходов населения не стимулирует предложение и, следовательно, расширение производства. В Китае была принята концепция поэтапной региональной политики. На первом этапе, как считало руководство КНР, вполне закономерно, что одни регионы становятся зажиточными раньше других. А так как именно восточные провинции могут модернизироваться быстрее, именно они в этот период должны получить приоритеты и стать локомотивами развития. Попытки же подтянуть к их уровню внутренние районы привели бы к неоправданному расходованию средств, поскольку не дали бы никакого реального результата. На последующих этапах постепенно все большее внимание должно уделять внутренним районам. По существу, первый этап можно считать законченным, и ныне стоит трудная задача перехода к следующему этапу.

Одна из главных причин, обусловивших дальнейшее отставание внутренних районов в годы реформ, — недостаточные капиталовложения. Подавляющая часть капиталовложений в эти годы направлялась в те регионы, которые в условиях рыночной экономики обладали более благоприятным инвестиционным климатом и выраженными сравнительными преимуществами, поскольку именно там они работают с максимальной отдачей.

Отставание в развитии негосударственных форм собственности во внутренних районах также увеличило отрыв приморских провинций от внутренних. Если на предприятия негосударственной формы собственности приморских провинций приходится свыше 70% валовой промышленной продукции, то в центральных и западных провинциях соответствующая доля лишь немногим более 50%. Частный капитал очень осторожно идет в слабо трансформированные рынком провинции западной части КНР с менее привлекательным предпринимательским климатом.

Важнейшую роль в экономическом развитии в годы реформ сыграл внешнеэкономический фактор. По сути, в приморских районах была осуществлена экспортоориентированная модель экономического развития. Этим районам были предоставлены льготы в налогообложении предприятий, производящих экспортную продукцию, даны широкие полномочия в ведении внешнеэкономической деятельности. В приморских районах были созданы специальные экономические зоны*. В результате этой политики восточные провинции значительно обогнали внутренние провинции как по абсолютному объему экспортируемой продукции, так и по среднегодовым темпам роста экспорта. Так, например, провинция Гуандун обеспечивает около 40% объема экспорта, а столь крупная по территории провинция, как Цинхай, — менее 0,1%, Тибетский же автономный район — лишь шесть тысячных процента.

Экономика центральных и западных районов по сравнению с восточными гораздо меньше ориентирована на экспорт. В отличие от России, где основу экспорта составляют сырьевые и топливные товары, производство которых сосредоточено в глубинных районах, КНР выходит на мировой рынок с продуктами прежде всего трудоемкой легкой промышленности и бытовой электроники, производимыми в первую очередь в приморье.

Низкая плотность населения в западных и некоторых центральных районах обусловливает не только дефицит рабочей силы, но и отсутствие условий для развития контактов, а значит — рыночных отношений. В годы культурной революции эта проблема решалась путем насильственного переселения сюда ханьцев из восточных районов, высылкой грамотной молодежи. Сейчас миграционные процессы характеризуются оттоком из внутренних районов в приморские, где зарплата заметно выше. Однако благодаря более высоким темпам естественного прироста населения в неханьских регионах (на них не распространяется политика ограничения рождаемости и даже наоборот — поощряются многодетные семьи), а также созданию новых рабочих мест и, следовательно, закреплению здесь местного населения, его плотность имеет тенденцию к росту.

Задача формирования более совершенной территориальной структуры хозяйства тесно связана со строительством новых дорог. В частности, важную роль призвано сыграть строительство новых железных дорог, связывающих богатые минеральными ресурсами северные районы, а также территорию, прилегающую к Бохайскому заливу и р. Хуанхэ. Интересны также планы строительства второй Евро-азиатской железной дороги из китайского порта Ляньюньган через Лоян, Сиань, Ланьчжоу, далее — через среднеазиатские государства (Алма-Ата) с выходом на Европу. Реализация проекта возрождения Великого Шелкового пути может привести к экономическому подъему регионов, которые он будет пересекать.

Способствовать преодолению оторванности периферийных районов от развитых восточных регионов, возможно, будет и строительство газопроводов из России в Китай. Китай хочет получать в течение 25 лет по 30 млрд м3 газа из России ежегодно. Имеется несколько проектов поставки газа: первый предполагает сооружение газопровода с Большехетского месторождения газа в Западной Сибири (южнее Уренгоя) с запасами 3 трлн м3, длина которого составит 6500 км, второй — газопровода от Ковыткинского месторождения в Иркутской обл. с запасами 1,5 трлн т через Россию, Монголию и Китай длиной 3070 км и третий — подключение ковыткинской магистрали к газопроводу из Якутии. Трассы этих газопроводов пройдут по территории наименее развитых районов КНР.

Экономическая освоенность территории внутренних районов может возрасти также благодаря вовлечению в хозяйственный оборот новых природных ресурсов. Так, например, в Синьцзяне идет активный процесс освоения целинных земель. В Синьцзяне, Тибете, Цинхае проводится разведка месторождений полезных ископаемых.

Грандиозный проект века — освоение гидроресурсов р. Янцзы и строительство гидроузла Санься** (провинция Хубэй) — будет дополнительным стимулом развития внутренних районов.

Руководство КНР делает большие усилия по изменению специализации регионов западной и центральной частей страны, внедряя более глубокую переработку добываемого там сырья. Для этого строятся новые предприятия обрабатывающей и перерабатывающей промышленности. В Синьцзян, в частности, переносятся хлопчатобумажные фабрики из приморских районов.

Решить проблему подъема отсталых территорий может помочь перераспределение трудовых ресурсов в пользу предприятий негосударственного сектора, в первую очередь предприятий поселково-волостной промышленности.

С 1994 г. в ходе налоговой реформы осуществляется четкое разграничение между местными и центральными налогами. Государство имеет возможность более гибко распределять дотации из государственного бюджета между провинциями, тем самым регулируя региональное развитие.

Пока еще недостаточно реализуются такие преимущества внутренних районов, как их благоприятное экономико-географическое положение по отношению к России и другим странам СНГ, возможности осуществления транзита через них. Создание зон сотрудничества по всему периметру государственных границ КНР, аналогичных таким, как Благовещенск—Хэйхэ, Забайкальск—Маньчжоули, приведет к усилению внешнеэкономических связей, развитию приграничной торговли, повышению доходов населения. Челночный бизнес в условиях девальвации рубля и снижения жизненного уровня российского населения может вновь активизироваться, несмотря на возникшие трудности, поскольку товары широкого потребления из КНР существенно дешевле, чем из большинства других стран.

Опыт Китая в проведении региональной политики можно оценить как положительный. Несмотря на этнические проблемы и довольно напряженную обстановку в Тибете, Внутренней Монголии, Синьцзяне, удается сохранять территориальную целостность страны. Как это ни удивительно, именно более консервативные отсталые территории играют роль стабилизатора во всем процессе экономического реформирования. Слабо подверженные рыночной трансформации, они служат тормозом на пути реформ в периоды их успешного осуществления. Но зато в условиях возникновения особых трудностей, кризисов они в гораздо меньшей степени подвержены их проявлениям, поскольку рыночные структуры там еще не сформировались. Население не испытывает общего разочарования результатами реформ, и таким образом сохраняются предпосылки для их дальнейшего осуществления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]