Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
15-30.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
1.53 Mб
Скачать

[Править]26 февраля (11 марта)

Демонстрация на Невском проспекте

В ночь с 25 на 26 февраля (11 марта) министр внутренних дел Протопопов арестовал сто деятелей левых партий, в том числе пятерых членов Петроградского комитета РСДРП(б) и сестру Ленина А. И. Ульянову-Елизарову. В числе арестованных оказался также меньшевик — «оборонец» (сторонник продолжения войны) Череванин Ф. А., днём ранее впервые во время Февральской революции предложивший организовать Совет по образцу революции 1905 года. Спиридович считает, что истинный размах арестов был сильно преувеличен Протопоповым.

Согласно мемуарам Шляпникова, роль арестованного Петроградского комитета фактически стал играть Выборгский комитет, как самый сильный из большевистских районных комитетов столицы.

Вместе с тем, согласно донесению Охранного отделения[70], также были арестованы два члена Рабочей группы, избегнувшие ареста месяцем ранее. Донесение также отмечало, что среди демонстрантов появились оказывавшие помощь раненым добровольцы-санитары, ведущие себя по отношению к полиции «в высшей степени дерзко»:

Во время беспорядков наблюдалось (как общее явление) крайне вызывающее отношение буйствовавших скопищ к воинским нарядам, в которые толпа в ответ на предложение разойтись бросала каменьями и комьями сколотого с улиц снега. При предварительной стрельбе войсками вверх толпа не только не рассеивалась, но подобные залпы встречала смехом. Лишь по применении стрельбы боевыми патронами в гущу толпы оказывалось возможным рассеивать скопища, участники коих, однако, в большинстве прятались во дворы ближайших домов и по прекращении стрельбы вновь выходили на улицу.

Знаменская площадь во время Февральской революции

26 февраля (11 марта) опубликован подписанный днём ранее царский указ об отсрочке очередной сессии Государственной Думыдо 1 апреля. Видные члены Думы, включая руководителей объединённой оппозиции, приняли решение не подчиняться указу царя и организовали Временный комитет Государственной думы.

В отдельных частях города (районы Невского проспекта, Финляндского вокзала, Выборгской стороны) продолжают скапливаются демонстранты. Не работают трамваи и извозчики. С утра разведены мосты по Неву, однако рабочие демонстранты переходят реку по льду.

На улицы введены войска, но солдаты отказываются стрелять в рабочих. Произошло несколько столкновений с полицией, к вечеру полиция очистила центр города от демонстрантов. Самый кровавый инцидент произошёл на Знаменской площади, где рота лейб-гвардии Волынского полка открыла огонь по демонстрантам, к 1630 погибло 40 человек.

Согласно донесению Охранного отделения, в то же время на углу Итальянской и Садовой улиц обнаружен труп прапорщика лейб-гвардии Павловского полка с обнажённой шашкой в руке, обстоятельства гибели неизвестны.

Генерал Хабалов сообщает, что в 1800 в жандармскую команду брошена граната, ранен один жандарм и лошадь.

В рабочих районах Выборгской стороны проходят погромы полицейских участков.

Вечером же 26-го на частном совещании у премьера Н. Д. Голицына принято решение объявить Петроград на осадном положении. Однако властям даже не удалось расклеить соответствующие объявления, так как революционеры их срывали.

В 1700 царь получил паническую телеграмму от председателя Думы М. В. Родзянко, утверждавшую, что «в столице анархия», и «части войск стреляют друг в друга». Вероятно, телеграмма была связана с произошедшим в этот день бунтом 4-й роты запасного батальона лейб-гвардии Павловского полка; выстрелы были слышны в городе. Ричард Пайпс обращает внимание, что на тот момент содержание телеграммы ещё не соответствовало действительности. Царь отказывается как-либо реагировать, заметив министру императорского двора Фредериксу, что «опять этот толстяк Родзянко пишет мне всякий вздор».

В 2222 императору Николаю II поступила новая телеграмма Родзянко, где он призывал царя составить «правительство, пользующееся доверием всего населения». Копии телеграммы были разосланы М. В. Родзянко командующим фронтами с просьбою поддержать перед царём это обращение председателя Думы.

Одно из последних донесений Охранного отделения приходит от полицейского провокатора Шурканова, внедрённого в РСДРП(б), 26 февраля (11 марта), незадолго до разгрома здания Охранного отделения революционной толпой:

Движение вспыхнуло стихийно, без подготовки, и исключительно на почве продовольственного кризиса. Так как воинские части не препятствовали толпе, а в отдельных случаях даже принимали меры к парализованию начинаний чинов полиции, то массы получили уверенность в своей безнаказанности, и ныне, после двух дней беспрепятственного хождения по улицам, когда революционные круги выдвинули лозунги „долой войну“ и „долой правительство“, — народ уверился в мысли, что началась революция, что успех за массами, что власть бессильна подавить движение в силу того, что воинские части не сегодня-завтра выступят открыто на стороне революционных сил, что начавшееся движение уже не стихнет, а будет без перерыва расти до конечной победы и государственного переворота.[71].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]