Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
15-30.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
1.53 Mб
Скачать

[Править]26 февраля (11 марта)

26 февраля (11 марта) взбунтовалась 4-я рота запасного батальона лейб-гвардии Павловского полка, участвовавшего в разгонах рабочих демонстраций. Солдаты открыли огонь по полиции и по собственным офицерам. В тот же день мятеж подавлен силами Преображенского полка, однако 21 солдат дезертировали с оружием в руках.

Согласно донесению министра внутренних дел Протопопова дворцовому коменданту Воейкову, 4-я рота самовольно попыталась расправиться с участвовавшей в разгонах учебной командой своего полка и, встретив по дороге полицейский патруль, открыла по нему огонь. Один полицейский убит, несколько ранены. Затем, вернувшись в казармы, 4-я рота ранила командира батальона.

Если верить мемуарам Шляпникова, солдаты 4-й роты первоначально самовольно покинули расположение своего полка без оружия, и были загнаны обратно в казармы своими офицерами с помощью шашек; вооружились они уже после этого.

Комендант Петропавловской крепости отказался принимать всю роту, состав которой был сильно раздут (1100 человек), заявив, что для такого количества арестантов у него нет места. Арестованы только 19 зачинщиков.

Военный министр Беляев предлагал отдать виновных в мятеже под трибунал, и казнить, однако генерал Хабалов не решился на столь жёсткие меры, ограничившись только арестом. Ричард Пайпс называет это «фатальным слабоволием», и обращает внимание, что большевики во главе с наркомвоенмором Троцким Л. Д. в подобных обстоятельствах не останавливались перед расстрелами. Также исследователь отмечает, что глава французского правительства Луи Тьер во время Парижской коммуны смог пресечь брожение в войсках, решительно отведя их из бурлящего Парижа в Версаль, где управляемость ими была восстановлена.

[Править]27 февраля (12 марта). Вооружённое восстание

Фактически начавший Февральскую революцию унтер-офицер Кирпичников Т. И.

27 февраля (12 марта) в Петрограде началось вооружённое восстание. Первой подняла мятеж учебная команда запасного батальонаВолынского полка в числе 600 человек во главе со старшим фельдфебелем Т. И. Кирпичниковым. Солдаты и раньше не желали стрелять в демонстрантов, но в этом случае начальник команды штабс-капитан И. С. Лашкевич был убит, а сама команда присоединилась к рабочим. По образцу бастующих рабочих, восставшие солдаты начали «снимать» соседние части, вынуждая их также присоединиться к восстанию. К мятежному Волынскому полку присоединились запасные батальоны Литовского и Преображенского полков вместе с 6-м сапёрным батальоном. Часть офицеров этих полков разбежалась, часть были убиты. В Преображенском полку убит начальник нестроевых подразделений полковник Богданов.

Восставшие солдаты запасных батальонов Волынского, Литовского и Преображенского полков разгромили встретившиеся у них на пути казармы жандармских рот, избивали и убивали полицейских в форме.

К вечеру 27 февраля на сторону революции перешло около 67 тыс. солдат Петроградского гарнизона, на 1 (14) марта восстал практически весь гарнизон поголовно. Около 1300 восставшие рабочие и солдаты захватили Арсенал. Оружие бесконтрольно распределялось среди демонстрантов.

Как и во время Французской революции нападениям подверглись тюрьмы, из которых толпа освобождала заключённых. В частности,27 февраля (12 марта) революционные солдаты освободили арестованную Рабочую группу Центрального Военно-промышленного комитета.

Около 1400 также было сожжено здание Окружного суда (Шпалерная, 23). Толпа блокировала пожарных, пытавшихся потушить здание.

Сгоревшее здание Окружного суда

Около 1500были захвачены городские тюрьмы «Кресты», Литовский замок, следственная тюрьма — Дом предварительного заключения (ДПЗ «Шпалерка») на Шпалерной улице, 25, — выпущены все заключённые, в том числе уголовники. Тюрьмы «Литовский замок» (у пересечения реки Мойка и Крюкова канала) и «Шпалерка» были сожжены полностью.

Согласно мемуарам Шляпникова, восставшие захватили артиллерийские орудия из мастерских Орудийного завода. Напротив завода убит генерал Матусов.

По городу начались погромы полицейских участков, убийства полицейских и офицеров, грабежи и мародёрства. Толпа сожгла дом министра императорского двора Фредерикса Б. В., как «немецкий». На самом деле Фредерикс действительно имел иностранное происхождение, но не немецкое, а шведское.

Вечером разгромлено Петроградское охранное отделение. По данным Ричарда Пайпса, особое рвение при этом проявили тайные осведомители.

Политические заключённые присоединились к восставшим и возглавили колонну демонстрантов под красными флагами. Восставшие солдаты и рабочие заняли важнейшие пункты города, правительственные здания и арестовывали министров.

Сопротивление революционным солдатам попыталась организовать 4-я рота Московского полка, с пулемётами блокировавшая Литейный мост, однако уже к 1200 после перестрелок она была подавлена.

Приблизительно к 1400 тысячи солдат пришли к Таврическому дворцу, в котором продолжала заседать мятежная Государственная Дума под председательством октябриста М. Родзянко. Дума оказалась в двусмысленной ситуации: с одной стороны, она получила указ царя о собственном роспуске, и опасалась подхода к Петрограду предполагаемой «карательной экспедиции». С другой же стороны, она оказалась осаждена толпой революционных солдат и рабочих, пришедших к Думе, как к основному на тот момент центру оппозиции. В результате Дума решила, формально подчинившись указу о роспуске, вместе с тем продолжить собираться под видом «частных совещаний». Под предлогом организации восстановления порядка в городе Дума примерно в 1700 образовала Временный комитет Государственной думы из 13 человек. В ночь на 28 февраля (13 марта) Временный комитет объявил, что берёт власть в свои руки.

Один из немногих офицеров, активно выступивших в поддержку царя во время Февральской революции, полковник (с ноября 1918 — генерал-майор) Кутепов А. П.. Сформировал отряд численностью около 1 тыс. чел.[35]для подавления восстания, однако в силу огромного численного превосходства революционного Петроградского гарнизона потерпел поражение. Во время Гражданской войны полковник Кутепов, по некоторым источникам, лично приказал расстрелять подпрапорщика (в феврале 1917 — старший фельдфебель)Кирпичникова Т. И., который фактически и начал Февральскую революцию.

Генерал Хабалов попытался организовать сопротивление революционерам, сформировав под командованием энергичного полковника Кутепова сводный отряд численностью до 1 тыс. чел., однако, ввиду огромного численного превосходства революционных солдат, отряд был блокирован в районе Кирочной и Спасской улиц, и рассеялся среди толпы.

В тот же день 27 февраля (12 марта) около 1600 члены царского правительства собрались на своё последнее заседание вМариинском дворце. На заседании было решено было направить Николаю II в Могилёв телеграмму, где указывалось, что Совет министров не может справиться с создавшимся в стране положением, предлагает себя распустить и назначить председателем лицо, пользующееся общим доверием — составить «ответственное министерство». Кроме того, правительство отправило в отставку министра внутренних дел Протопопова А. Д., как вызывавшего особое раздражение оппозиции. На практике это привело только к ещё большему параличу царского правительства, во время массового восстания в столице оказавшегося вообще без министра внутренних дел.

Тем временем вооруженное восстание уже начало распространяться за пределы Петрограда. 27 февраля (12 марта) взбунтовался Первый пулеметный запасной полк в Ораниенбауме, и, убив 12 своих офицеров, самовольно выдвинулся в Петроград через Мартышкино, Петергоф и Стрельну, присоединив к себе по дороге ряд частей.

В Ставке окончательно осознали всю серьёзность событий в столице вечером около 1900, после получения донесений из Петрограда. Царь получил сведения из двух параллельных источников: одно от генерала Хабалова через начальника штаба Верховного Главнокомандующего генерала Алексеева, другое от военного министра генерала Беляева через дворцового коменданта Воейкова. Кроме того, в 1400 получено донесение премьер-министра князя Голицына, сообщавшее, что правительство собирается уйти в отставку, уступив место ответственному министерству во главе с князем Львовым или Родзянко. Кроме того, князь Голицын рекомендовал ввести военное положение, и назначить ответственным за безопасность популярного генерала с боевым опытом.

В тот же день 27 февраля (12 марта) в столицу прибыл великий князь Михаил Александрович. На совещании председатель Госдумы Родзянко начал убеждать великого князя принять на себя диктаторские полномочия в пределах Петрограда, отправить правительство в отставку, и просить царя о даровании ответственного министерства. Великий князь этого предложения не принял. Около 2000 к давлению подключился также премьер-министр царского правительства князь Голицын; великий князь согласился отправить царю просьбу «для немедленного успокоения принявшего крупные размеры движения — необходимо уволить весь совет министров и поручить образование нового министерства князю Львову, как лицу пользующемуся уважением в широких кругах».

Вскоре был получен ответ от Николая II, что все перемены в составе правительства он откладывает до своего возвращения в Царское Село. Вместе с тем он принял предложение князя Голицына о назначении генерала с диктаторскими полномочиями. По совету генерала Дубенского на эту роль был отобран генерал Иванов, имевший боевой опыт и также опыт службы в жандармерии.

Также царь сообщил, что он выслал с фронта «карательную экспедицию» в составе четырёх пехотных и четырёх кавалерийских полков во главе с генералом Ивановым. Вскоре после этого в Мариинский дворец ворвалась революционная толпа.

Около 2300 революционеры арестовали председателя Госсовета Щегловитова.

Командующий предполагаемой «карательной экспедицией» генерал Иванов в это время отбыл из Ставки в Могилёве, забрав с собой Батальон георгиевских кавалеров; общий состав его сил первоначально предполагался следующим:

Государь Император повелел генерал-адъютанта Иванова назначить Главнокомандующим Петроградским Военным округом; в его распоряжение, возможно скорее, отправить от войск Северного фронта в Петроград два кавалерийских полка по возможности из находящейся в резерве 15-й кавалерийской дивизии, два пехотных полка из самых прочных и надежных, одну пулеметную команду Кольта для Георгиевского батальона, который едет из Ставки. Нужно назначить прочных генералов, так как, по-видимому, генерал Хабалов растерялся, и в распоряжение генерала Иванова нужно дать надежных, распорядительных и смелых помощников. […] Такой же силы отряд последует с Западного фронта, о чём иду говорить с генералом Квецинским.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]