Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
tatarkevich_1_2.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
129.02 Кб
Скачать

VII. Альтернативная дефиниция.

Предметы, которые мы относим к искусству, которые входят в это понятие, обладают различными функциями: они представляют существующие вещи, но также конструируют такие, которых нет. Не только конструируют и представляют внешние вещи, но также выражают внутреннюю жизнь. Не только выражают внутреннюю жизнь художника, но также пробуждают внутреннюю жизнь зрителя. Пробуждая зрителя, они не только предоставляют ему удовольствие, но также волнуют его, поражают его, потрясают его, обогащают, углубляют его жизнь. Все это бесспорные функции искусства; ни одну из них отбросить невозможно.

Но и ни к одной из этих функций искусство нельзя редуцировать. Дефиниция искусства как воспроизведения вещи охватывает только часть искусства, но не все искусство. Это же относится к дефиниции искусства как конструкции, или дефиниции искусства как экспрессии. Ни одна из этих дефиниций не является полной реконструкцией значения, каковое выражение "искусство" имеет в нашем языке; каждая из них называет только один род, входящий в состав искусства, оставляя прочие роды. Поэтому все эти дефиниции неверны.

Следует обратиться к еще более общему положению дел. Действия человека вообще разнообразны – одни выполняются в силу определенных причин, другие с определенной целью – человек танцует потому, что у него есть желание, а строит дом для того, чтобы иметь убежище. Искусство также культивируется как в силу определенных причин (например, из потребности формы), так и с определенными целями. Это один из источников трудностей, связанных с понятием искусства. Более того, искусство рождается по разным причинам и с разными целями. Цели создателя могут отличаться от целей потребителя. Аналогичным образом, произведения могут быть созданы с различными целями, а различные произведения для схожих целей. Начала определения искусства легки, ибо с уверенностью можно сказать, что искусство является человеческим деянием, а не произведением природы. И является сознательным деянием, не рефлексом или делом случая: ведь не будет произведением искусства – если воспользоваться примером Леонардо - узор, полученный в результате броска губки о стену. Отделить искусство от природы не трудно.

Зато отделение искусства от прочих действий человека затруднительно, трудно определить, какие черты присущи только искусству, и не присущи прочим формам культуры. Используя традиционную формулу скажем, что в дефиниции искусства genus не подлежит сомнению, зато трудно определить, какова differentia specifica искусства. Произведения искусства - сонет и здание, украшенный комод и соната так сильно между собой отличаются, что можно усомниться, найдутся ли для них всех общие черты. Поэтому эти черты теоретики ищут уже давно не столько в самих произведениях искусства, сколько в его отношении к действительности, в его интенции или в его воздействии на людей. Все же и эти точки зрения не обнаружили такого свойства, которое бы всегда присутствовало в искусстве и не присутствовало ни в каком другом деянии человека.

С точки зрения интенции искусства: одни его произведения возникли из потребности сохранения действительности, но другие — из потребности формы, прочие же из потребности экспрессии.

С точки зрения воздействия искусства на людей: многие произведения искусства пробуждают своеобразные эстетические переживания, существенной составляющей которых являются чувства пристрастия или восхищения; другие же действуют иначе: они являются источником умиления или сильного удивления, потрясения, а это нечто иное, чем пристрастие и восхищение.

С точки зрения отношения искусства к действительности: значительная его часть воспроизводит конкретную действительность; если не правильно, то по крайней мере свободно; но другая его часть создает абстрактные формы. Одни произведения искусства сохраняют то, что есть, другие конструируют то, чего не было.

С точки зрения ценности искусства многим его произведениям присуще чувство прекрасного; но другим произведениям присуща привлекательность, утонченность, возвышенность или какие-то другие эстетические ценности. А ценностей этих – как в последнее время подчеркивал М.Бердслей (Aesthetic Experience Regained, 1969) – перечислить невозможно.

Вывод: Как бы мы не определяли искусство – все равно, будем ли мы обращаться к его интенциям, его отношению к действительности, его воздействию, его ценностям –мы всегда закончим альтернативой, формулой "или - или".

Определяя искусство через интенцию, мы должны сказать, что его интенцией является либо потребность сохранения действительности, или потребность формирования, или потребность экспрессии. Таким образом, это будет альтернативная дефиниция. Но этого не достаточно. Даже такая альтернативная дефиниция не будет правильной, поскольку не все, что возникло из потребностей действительности, формы или экспрессии мы относим к искусству; мы относим только то, что способно пробудить восхищение, умиление или потрясение. Итак, дефиниция произведения искусства должна считаться не только с интенцией, но и с воздействием.

Аналогичным образом будет обстоять дело, если попробовать дать дефиницию искусства через его воздействие. В этом случае получится альтернативная дефиниция, ибо к произведениям искусства мы относим те, которые или захватывают, или восхищают, или потрясают. Но и это еще не будет верная дефиниция, ибо произведение, которое захватывает, восхищает или потрясает только в той мере мы относим к искусству, в какой оно возникло из потребности формы или потребности экспрессии.

Вывод: Дефиниция искусства должна равно учитывать как его интенции, так и воздействие; но равно как интенция, так и деяние могут быть или такими, или иными. Таким образом, это будет не только альтернативная дефиниция, но вдвойне альтернативная. Она будет иметь более или менее такой вид: искусство является воспроизведением вещей или конструированием форм, или выражением переживаний, если результат этого воспроизведения, конструирования, выражения способен захватить или восхитить, или потрясти.

Дефиниция произведения искусства будет иметь вид, отличающийся лишь немногим: Произведение искусства является воспроизведением вещи или конструкцией форм, или выражением переживаний, однако только таким воспроизведением, такой конструкцией, таким выражением, которое способно захватить, или восхитить, или потрясти.

Так сегодня выглядит отрезок истории долгих и сложных поисков понятия искусства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]