Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1_Pravovoe_polozhenie_krestyan_nakanune_Avtoso....docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
114.25 Кб
Скачать

31 Земельное и колхозное право в период гражд войны

В годы гражданской войны советское земельное и колхозное право развивало принципы первых декретов о земле. Положение ВЦИК «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», опубликованное 14 февраля 1919 г., на основе установленной Декретом о земле национализации земли вводило понятие «единый государственный земельный фонд». Статья 4 Положения устанавливала, что в основу землеустройства должно быть положено создание единого производственного хозяйства, снабжающего Советскую Республику наибольшим количеством хозяйственных благ при наименьшей затрате народного труда. Таким хозяйством считалось только коллективное хозяйство, поэтому основной упор в законодательстве первой половины гражданской войны делался на развитие коллективного землепользования. На съезде земельных отделов комитетов бедноты и коммун в декабре 1918 г. В.И. Ленин говорил о необходимости перехода к коллективной обработке полей. Статья 3 Положения о социалистическом землеустройстве определяет единоличное хозяйство как временное и отживающее, основную роль в уничтожении эксплуатации должны были сыграть коллективные формы обработки земли. В соответствии с этим устанавливался льготный порядок землеустройства социалистических форм хозяйств. В первую очередь землю получили совхозы и коммуны, во вторую – артели и товарищества по совместной обработке земли, в последнюю очередь – единоличники.

Из всех форм коллективных хозяйств закон выделяет сельскохозяйственную коммуну, наиболее распространенную в предыдущий период. Однако теперь серьезное внимание уделяется и другим формам – артелям, товариществам и др. Положение не дает исчерпывающего перечня форм колхозов, полагаясь на революционное творчество крестьян.

Развертывание движения за кооперирование крестьянства сопровождалось принятием новых нормативных актов, регулирующих кооперацию крестьян. Если в первые годы советской власти уставы колхозов разрабатывались самими крестьянами и публиковались в печати для всеобщего сведения, то в годы гражданской войны Наркомзем принял Нормальный устав сельскохозяйственной коммуны, в котором обобщался первый опыт колхозного строительства. Устав определял цели создания коллективных хозяйств, размер вступительных взносов, степень обобществления имущества, а также порядок распределения доходов. Надо отметить, что при распределении доходов в коммуне за основу бралось не качество и количество труда, а установленная для каждой отдельной местности потребительская норма. Все, что оставалось сверх того, изымалось в пользу государства. Уравниловка в оплате труда и отсутствие средств для укрепления материальной базы коммун вели к экономической слабости коллективных крестьянских хозяйств. Они не могли стать экономической опорой Советского государства.

В 1919 г. состоялся VI съезд Коммунистической партии, который провозгласил курс на прочный союз с середняком. Опора на середняка была важна не только с политической точки зрения. В земельном законодательстве больше внимания стало уделяться единоличным хозяйствам. Особое место в связи с этим приобрела проблема переделов земли. Исходя из того, что при частых переделах земли пользователи мало заботятся о росте ее производительности, государство пошло на ограничение переделов земли. Наметился переход к принципу устойчивости землепользования. Особенно ясно это выражено в Декрете СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О переделах земли» и в Декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 27 мая 1920 г. «Об увеличении размеров землепользования в трудовых хозяйствах».

№32 Семейное право в период НЭПа

Семейное право. ВЦИК в ноябре 1926 г. утвердил Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. Остановимся кратко на том новом, что внес этот Кодекс по сравнению с Кодексом 1918 г. Был узаконен фак¬тический брак. Устанавливались условия для признания фактического брака: совместное проживание, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в переписке и других документах. Устанавливался единый ми¬нимальный возраст вступающих в брак - 18 лет, т.е. был повышен брачный возраст для женщин с 16 до 18 лет. В 1928 г. по постанов¬лению ВЦИК и СНК было предоставлено местным исполкомам в ис¬ключительных случаях снижать брачный возраст женщины, но не более чем на один год. Признавалось совместным (общим) имущество супру¬гов, нажитое в браке. Вступающие в брак имели право оставить добрач¬ные фамилии. Кодекс дал право суду выносить решения об отбирании детей у родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Под¬робно регламентировались права и обязанности опекунов и попечите¬лей. Опека устанавливалась над несовершеннолетними до 14 лет и над слабоумными и душевнобольными. Кодекс устанавливал возможность усыновления несовершеннолетних. Подобные кодексы были приняты в других союзных республиках с использованием опыта РСФСР.

№33 Понятие преступления и состав в УК 1922г

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. состоял из вве¬дения и двух частей: Общей и Особенной. Каждая часть делилась на главы, а последние - на статьи. Всего было 227 статей. Кодекс исходил из классовых позиций. Задачей УК являлась правовая защита государст¬ва трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов пу¬тем применения к нарушителям наказания или других мер социальной зашиты. Действие УК распространялось на все преступления, совер¬шенные в пределах РСФСР как ее гражданами, так и иностранцами, не пользовавшимися правом экстерриториальности. Действие УК распро¬странялось на граждан РСФСР и в том случае, если они совершили преступление за пределами республики, а также на пребывавших в РСФСР иностранцев, совершивших вне РСФСР преступление против основ государственного строя и военной мощи РСФСР. Преступлением признавалось всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунизму период вре¬мени. Можно было наказывать за то, чего нет в кодексе( материальный подход) т.е. судья мог использовать принцип аналогии закона. К уголовной ответственности привле¬кались лица с 14 лет. К несовершеннолетним (от 14 до 16 лет) могли быть применены меры педагогического воздействия. УК определя¬лась высшая мера наказания, применялся расстрел. Обязательным усло¬вием применения наказания являлось виновное отношение преступника к содеянному, т.е. наличие умысла или неосторожности В УК го¬ворилось, что контрреволюционным признавалось всякое действие, на¬правленное на свержение завоеваний пролетарской революцией власти путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п. в УК следовали главы о преступлениях против по¬рядка управления, должностные преступления, хозяйственные, против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, имущественные пре¬ступления и воинские. Особая глава III была посвящена нарушениям правил отделения церкви от государства. В кодексе также нашла место теория преступной среды – уголовному наказанию подлежат не только люди совершившие преступление, но и люди замеченные в связи с этими людьми. Кодекс построен по принципу классовости – степень наказания завесила от мотива, класса и т.д. + осуждались люди, боровшиеся с рев. Движением ещё до революции ( обратная сила закона) , там про необходимую оборону можно рассказать.

№34 Меры соц. Защиты и основания их применения по УК 1922

Виды наказаний по УК: изгнание за пределы РСФСР на срок или бессрочно, лишение свободы, принудительные работы, условное осуждение, конфискация имущества, полная или частичная, штрафы, увольнение от должности, общественное порицание. Замещающие наказания и последствия из них: помещение в умственно-отсталых и больных в спец. учреждения, принудительное лечение запрещение занимать ту или иную должность, ссылка. Наказания и др. меры социальной защиты применятся с целью: общего предупреждения преступлений, как со стороны правонарушителя, так со стороны других неустойчивых элементов. Приспособление нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия., лишения возможности преступника возможности совершать дальнейшие преступления.

№35 Субъекты гражданских правоотношений по ГК 1922.

Советское гражданское право узаконило широкое вмешательство государства в гражданско-правовые отношения, существенно ограничило свободу частной собственности. ГК РСФСР 1922 г. делит субъекты гражданских правоотношений на физические и юридические лица. Это деление не явилось чем-то новым в гражданском праве, интерес представляет объем прав и обязанностей, закрепляемых государством за участниками гражданских правоотношений.

Решающая роль при определении гражданской правоспособности «физических лиц» принадлежала ст. 1 и 4 ГК, в которых был сформулирован классовый подход советского государства. С точки зрения нужд хозяйственной политики 20-х годов основной задачей ГК считалось регулирование деятельности «частников». В Кодексе закреплена равная для всех граждан правоспособность, на объем которой не оказывало влияние ограничение гражданина в политических правах. Последнее было возможно только по приговору суда.

Однако гражданская правоспособность по ГК РСФСР 1922 г. была ограничена, она касалась лишь имущественных прав. Личные неимущественные права не охранялись законом.

Имущественная правоспособность была ограничена теми пределами, которые соответствовали интересам социалистического государства.

ГК РСФСР 1922 г. по сравнению с советским законодательством предшествующего периода более четко определяет круг юридических лиц, которые делились:

а) государственные (госпредприятия, тресты, синдикаты, местные Советы, торговые организации);

б) частные (акционерные общества, товарищества);

в) смешанные;

г) общественные (кооперативно-колхозные предприятия, органы партийных, профсоюзных организаций).

Юридические и физические лица занимали в Кодексе примерно равное место, но со временем роль юридических лиц значительно возросла.

Гражданский кодекс состоял из общей части, вещного, обязательственного, наследственного права.

Раздел, посвященный вещному праву, занимал в Кодексе немного места. Многие авторы 20-х годов называли недостатки данного раздела, в котором не было даже объяснено, что такое вещное право.

Кодекс выделял три вида прав на вещи: право собственности, право застройки и право налога. Это деление несколько отличается от классического деления вещных прав на право владения, право собственности и прав на чужие вещи. Советский Гражданский кодекс как бы вывел владение «за скобки»: его существование подразумевалось, но о нем не говорилось. Право собственности явилось центральным институтом вещного права в ГК. Разработчикам кодекса пришлось установить то, чего не было ни в каком буржуазном кодексе: собственность государственную, кооперативную и частную. Если по отношению к государственной собственности не было никаких ограничений, то уже к кооперативам некоторые ограничения использовались. Что же касается частной собственности, то она допускалась только в тех пределах, в каких это регламентировали отдельные законы.

Из сказанного ясно, что перед разработчиками нового ГК ставилась задача практически невыполнимая: требовался нормативный акт, в котором сочетались бы достижения новейшей цивилистики и нормы советского гражданского права, действующие на момент выработки проекта.

№36 Вещное право по ГК 1922г.

Различается собственность: государственная, кооперативная, частная. Предметом частной собственности может быть: демуниципализированное строение, предприятие торговое, промышленное. орудия и средства производства, деньги, ценные бумаги, предметы домашнего обихода, вещи личного потребления. У собственника право владеть, пользоваться, и распоряжаться. Существовало понятие общей собственности. Бесхозяйственное имущество переходит в собственность государства.

Договоры имущественного найма – если арендатор – студент, военнослужащий ил и госслужащий тот договор можно было расторгнуть только по инициативе этих 3х, и арендная плата для этих лиц не могла повышаться больше той сумм, указанной в договоре. Так же возмещение имущественного вреда зависит от статуса возмещателя.

№37 Наследственное право по ГК 1922.

Переход после окончания гражданской войны к новой экономической политике, направленной прежде всего на создание экономического фундамента дальнейшего развития страны, предусматривал использование рыночных товарно-денежных отношений, допущение в оборот различных форм собственности (в том числе частнокапиталистической). В этих условиях потребовали изменения и нормы о наследовании, главным образом в части снятия установленных в период военного коммунизма запретов наследования частной собственности как меры, стимулировавшей "допущенное законом частное накопление имущества"*(15), которое, в свою очередь, находясь в экономическом обороте, способствовало развитию производительных сил страны.

Гражданский кодекс 1922 г. установил наследование имущества, какова бы ни была его природа, в пределах 10 000 золотых рублей. Превышение указанного предела допускалось только в случаях, когда в наследственное имущество входили права, вытекавшие из заключенных частными лицами с государством арендных, концессионных и других договоров. Максимум наследования, установленный в целях ограничения накопления крупной частнокапиталистической собственности, сохранялся до тех пор, пока частнокапиталистические элементы участвовали в экономическом обороте наряду с государственной и коллективной формами собственности. С развитием социалистической индустриализации страны, когда частнокапиталистические элементы постепенно вытеснялись из экономического оборота, а вопрос "кто кого" был уже предрешен в пользу государственной собственности, максимум наследования был в 1926 г. отменен. В то же время целям предотвращения концентрации частными лицами крупной собственности в одних руках служила вплоть до 1943 г. прогрессивная шкала налогообложения наследства, предусматривавшая изъятие в качестве налога до 60% стоимости наследства, если она превышала 200 000 руб., и до 90% стоимости наследства, превышавшей 500 000 руб. При этом наследственное имущество стоимостью до 1000 руб. вообще освобождалось от налогообложения.

Наследниками по закону и по завещанию являлись прямые нисходящие родственники (дети, внуки и правнуки) и переживший супруг умершего, а также нетрудоспособные и неимущие лица, фактически находившиеся на полном иждивении умершего не менее одного года до его смерти (ст. 418 ГК 1922 г.). Из числа наследников, таким образом, были исключены родственники по боковой и восходящей линиям. В 1928 г. в число наследников были включены усыновленные и их нисходящие родственники. Кодекс не предусматривал наследования по праву представления и не устанавливал очередности призвания к наследованию, поэтому при наследовании по закону наследственное имущество делилось поровну между всеми наследниками (ст. 420 ГК 1922 г.). Наследники, проживавшие с наследодателем, при наследовании по закону получали сверх законной доли имущество, относящееся к обычной домашней обстановке и обиходу, за исключением предметов роскоши (ст. 421 ГК 1922 г.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]