Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты по риторике.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
670.72 Кб
Скачать

5 Билет. Риторический идеал античности (Сократ, Платон, Аристотель).

С софистами трудно спорить: они первые профессиональные мастера спора-борьбы (agon). Но в спор с ними вступает С о к р а т . Возводя пестроту и текучесть жизни, относительность ее проявлений в абсолют, софисты были побеждены сократовскими поисками смысла, его подходом к жизни как к проблеме, его страстным желанием «понять и оценить жизнь».

Итак, р и т о р и ч е с к и й и д е а л Сократа (Платона), в основном сходный с идеалом Аристотеля, можно определить как:

1) д и а л о г и ч е с к и й : каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли — вот цель речевого общения и деятельности говорящего;

2) г а р м о н и з и р у ю щ и й : главная цель разговора, спора, монолога — не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного с о г л а с и я между ними по поводу смысла, цели и результатов общения; кроме того, и сама речь понимается Сократом как гармоничное «существо», все части которого образуют соразмерное целое;

3) с м ы с л о в о й — цель разговора между людьми, цель речи — поиски и обнаружение смысла, истины, которая не есть какой-то фантом, призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи (обсуждения) и может быть обнаружена. Основные «инструменты» нахождения истины у Сократа — его знаменитая и р о н и я , о которой мы говорили в разделе, посвященном риторическим тропам, и «м а й е в т и к а» — «искусство повивальной бабки», т. е. характерное для диалектического метода Сократа умение так строить диалог, чтобы чередование вопросов и ответов привело в результате беседы к рождению желанного младенца — истины. Классический период греческой риторики завершается деятельностью Д е м о с ф е н а и А р и с т о т е л я , давших высочайшие образцы практического и теоретического красноречия, обобщивших достижения ораторского искусства периода его расцвета, вызванного демократией и политической независимостью Эллады. Восемь дошедших до нас речей Демосфена, так называемых «Филиппик» (речи против Филиппа Македонского), дают представление о риторическом идеале великого оратора — речи динамичной, логически безупречной и столь же безукоризненной и строгой по форме. Именно этот идеал теоретически осмыслен в знаменитой «Риторике» Аристотеля, наиболее известном и значительном риторическом трактате.

6 Билет. Риторический идеал античности (римская традиция – Цицерон, Квинтилиан).

Ораторский гений Цицерона придал этому имени нарицательный, смысл. «Труднее сказать короче, чем Цезарь, и пространнее, чем Цицерон», — говорили римляне. До нашего времени дошли письма Цицерона, его политические, философские и риторические трактаты — около шести десятков полных текстов его речей. Речи Цицерона сочетают смысловую насыщенность и логичность доказательства с изысканными и многочисленными «цветами красноречия» (риторическими тропами и фигурами). Римский ритор К в и н т и л и а н , для которого Цицерон был высочайшим идеалом, замечает: «Красота речи содействует успеху; те, кто охотно слушают, лучше понимают и легче верят. Недаром Цицерон писал Бруту, что нет красноречия, если нет восхищения слушателей, и Аристотель недаром учил их восхищать». Именно Цицерон — объект восхищения и подражания для европейской риторики, особенно для национальной риторики во Франции. Существует мнение, что римская риторическая традиция вообще оказалась по отношению к европейскому красноречию более влиятельной, чем греческая. Известнейший риторический трактат Цицерона — «Об ораторе» — написан в виде диалога между риторами. Беседа эта имела место в 91 г. до н. э. и была посвящена воспитанию оратора, целям и основным категориям риторики. История римской риторики представлена в трактате «Брут», рассуждения о стиле и ритме— в трактате «Оратор». Цицерон— и теоретик, и практик. Знаменитый римский лирик и поэт, современник Цицерона, назвал его «optimus omnius patronus» — «отменнейший всеобщий адвокат».

В эпоху Возрождения возник настоящий культ Цицерона: «Петрарка, а за ним гуманисты избрали Цицерона своим вождем, патроном и кумиром. Статус Цицерона столь высок, что блаженный Иероним во сне слышит упрек Христа: «Ты цицеронианин, а не христианин».

Для Цицерона риторика даже выше философии («...Самый заурядный оратор, даже и не очень образованный, но обладающий опытом в речах, побьет философов этим своим нехитрым опытом и не даст себя обижать и презирать»), и даже выше поэзии: поэзия в сравнении с риторикой, как говорит Цицерон, более легковесный вид словесного искусства. Риторический идеал Цицерона — идеал философа-стоика: все страсти подавить, безобразное в мире игнорировать, наслаждаться красотой не только и не столько истины, сколько формы (речи). Никаких «резких движений»: лучше размеренное, плавное течение в меру украшенного слова. Именно поэтому п е р и о д — ритмизированная, гармонизированная фраза — стал предметом пристального внимания Цицерона как теоретика риторики и излюбленной риторической фигурой Цицерона-практика, Цицерона-оратора. На одной странице текста Цицероновой речи можно найти по 4—5 периодов — длинных, искусно построенных (см., например, текст его речи в защиту поэта Архия): для Цицерона гармония в речи, в слове — это результат подавления аффектов, торжество ритма, принципиального игнорирования всяких крайностей и темных сторон жизни.