Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсовая теннис.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
98.3 Кб
Скачать
    1. Значение данного качества в спорте, в частности в настольном теннисе

Чувство ритма, модуляции и темпа, которые приписываются спортсменам в некоторых видах спорта, — это проявление их умения владеть собой. Для Джека Никлоса (1974) ритм означает «плотность удара, вариации скорости в ходе его выполнения», вариации движения крюка клюшки, которые позволяют придать ему максимальную скорость к моменту соприкосновения с мячом. Вот что Никлос рассказывает о своем эмоциональном состоянии в этот момент игры: Ощущение тяжести крюка клюшки на конце рукоятки помогает мне наносить ритмичные удары во время замаха, мне нравится чувствовать, как вес крюка «оттягивает» кисти моих рук и предплечья назад и вверх. Когда клюшка начинает движение вниз, мне нравится ощущение сопротивления крюка. Если я сумел дождаться этих ощущений, значит, почти наверняка удар будет нужной силы. Я оставляю достаточно времени для всех этих ритмически последовательных стадий. Для многих составляющих того, что Никлое называет ритмом, можно найти параллели в высказываниях спортсменов, занимающихся греблей. Гребцы говорят об ощущении весла, ощущении лодки, а также об эффекте взаимодействия весел, лодки и воды. (Любопытно, что у гребца обычно возникает чувство, что он двигает лодку не вместе с другими, а гребет один, что от него одного зависит результат.) В фильме «Гребля: симфония движений» Клив Левингстон рассказывает о явлении, которое у гребцов называется «свингом». Оно заключается в том, что с каждым ударом весел создается впечатление отрыва от воды летящей вперед лодки. Это происходит в ритме повторяющихся рывков. Известно высказывание государственного деятеля Аверелла Гарримана о том, что для него красота гребли заключалась в «ритме слаженно гребущего экипажа».

Автор Юрий Арзуманян полагает, что без чувства ритма в настольном теннисе точно делать нечего. Ведь даже на тренировке, когда вы отрабатываете самое простое упражнение – накат по правой диагонали, ударный ритм можно, например, представить таким образом: стол (отскок на вашей стороне) – ракетка = 1 такт; ракетка – стол (отскок на стороне партнера) = 2 такта. И обратно, в той же последовательности. Что получилось?

Один такт – два такта – один такт – два такта. И т. д.

Такая вот ударная симфония. Конечно, в зависимости от того, как длинно вы играете, полет мяча на ту сторону стола может длиться дольше, ну и звук удара мяча об стол звонкий, а удара ракетки по мячу – глухой. Ритм будет немного другим. Главное же в том, что если сбился с ритма – мяч в сетке или за столом.

Безусловно, небольшие погрешности корректируются на ходу. Допустим, сфальшивил слегка, но и музыканты порой фальшивят. А если сильно заспешил или запоздал, то угол встречи мяча с ракеткой изменился, скорости слегка поменялись – вот и ошибка.

Без умения попадать в ритм и рвать его, не может быть высоких достижений в настольном теннисе.

    1. Методика развития данного качества в разных видах спорта, в частности в настольном теннисе

Одним из видов спорта,  где достижение спортивного результата предполагает их повторное выполнение  упражнения на максимальной скорости с  конечной высокой пространственной точности – попадания на планку,  являются легкоатлетические прыжки с разбега. В этих видах спорта ритмические способности, обучение ритму, способность к стабильной реализации ритмической структуры  носят определяющий характер. Эффективное выполнение  разбега  в прыжках затруднено  в связи с тем, что  резкое отличие структуры финального отталкивания от структуры подготовительных разбеговых отталкиваний  приводит к излишней  концентрации внимания в конце разбега и «индуктивному торможению»,  к акцентированию усилий на толчковую ногу  и аритмии беговых шагов, а также к  увеличению рассеивания параметров в конце разбега(Данько Ю.Н., 1974, Тутевич В.Н.,1969). Вместе с тем, Галичаев М.П.(1983) определил, что большей дисперсии параметров разбега у прыгунов в длину соответствует и большая дисперсия параметров финального отталкивания и результативности прыжка, имеющая тенденцию к снижению при росте  мастерства. Шустовой Е.В. (2004) показано, что способность к мощному финальному отталкиванию связана с уверенным выполнением разбега.

Общепринятые методы обучения спортсмена воспроизведению желаемого ритма (многократные повторения выполнения прыжка, использование устройств внешнего лидирования звуком или светом (Шлемин А.М., 1962, Подарь Г.К., 1969, Рогатин В.И.,1981) не учитывают все  особенности ритмической подготовки, у обучаемого не формируется музыкально-ритмический образ, соответствующий запоминаемому ритму движений. Сформированные  эмпирически, неустойчивые ритмические разбеговые ощущения, подвержены легкому воздействию в условиях соревнований  многочисленных экстрасигнальных раздражителей (погода, шум, возбужденность участника,  влияние зрителей, смена пауз между выполнением попыток  и т.п.). Это снижает надежность выступления спортсмена, увеличивает количество «заступов».

По мнению специалистов,  перенос представлений из музыкальной психологии о природе ритма, формировании ритмического образа, моторной природе ритма  в практику ритмической подготовки прыгунов для надежной и управляемой реализации ритмических двигательных  разбеговых структур. представляется вполне оправданным.   Опираясь на них, можно сделать вывод о том, что для формирования способности к устойчивому воспроизведению во времени  и пространстве двигательного комплекса в различном темпе его выполнения, необходимо  зафиксировать двигательный комплекс в виде импульсов (электрических, звуковых), представляющих последовательность  распределенных во времени двигательных тактов выбранного в качестве эталона двигательного комплекса, являющихся  его ритмическим рисунком.  Ритмический рисунок состоит из количества звуков равного количеству беговых отталкиваний в разбеге, включая само финальное отталкивание. Затем необходимо произвести звукоинтонированную ритмизацию полученного ритмического рисунка.  При формировании звуковысотно-интонированного ритмического рисунка, являющегося в дальнейшем ритмическим образом разбега,   ритмический рисунок разбивается  на группы тактов, отличающихся между собой темпом и силой звука. Это способствует лучшему запоминанию многотактного ритмического рисунка, позволяет тренеру и спортсмену вносить более точные коррективы в выполнение беговых шагов в разбеге,  в т.ч. по темпу в конкретной группе тактов.

Затем обеспечивается возможность формирования у спортсмена музыкально-ритмического образа, разучиваемого ритма  движений:   звукоинтонированный ритмический ряд, предьявляется ему вначале для прослушивания и запоминания на техническом проигрывающем устройстве в разном темпе (в темпе 50%,  75% ,  100% от предельной скорости); затем спортсмен выполняет его многократным повторением простыми и сложными движениями  (нажатием клавиш,  выполнением макродвижений, например, ногами в беге на месте);  обеспечивается также  контроль точности воспроизведения ритмического образа измерением длительности всей последовательности двигательных импульсов и каждого импульса отдельно,    сравнением  их ритма с эталонным.  Причем  повторные воспроизведения должны проводиться сначала с параллельным звуковым голосовым сопровождением самим обучаемым, а далее и без него, за счет проигрывания «внутренним голосом», «про себя». Поскольку должно обеспечиваться активное участие тренера в обучении воспроизведению ритма двигательного комплекса на основе формируемого у спортсмена музыкально-ритмического образа  ритма  двигательного комплекса, тренер также должен пройти обучение и усвоить разучиваемый ритмизированный ритм двигательного комплекса, что позволит ему   говорить с обучаемым на одном (темпо-ритмовом) языке, внося понятные тому коррективы о том, в какой группе тактов-разбеговых отталкиваний необходимо увеличить темп (а значит и скорость), где усилить звуковой акцент (увеличить импульс отталкивания).

Был апробирован  этот метод в группе спортсменов средней квалификации (1разряд) в сравнительном педагогическом эксперименте (Галичаев М.П.,1983). Ставилась задача: сделать звуковой аккомпанемент – музыкально-ритмический образ разбега  внутренним, воспроизводимым самим спортсменом внутри себя, внутренним голосом, так же, как мы воспроизводим внутри себя любимые мелодии.  При этом  было установлено,  что темп, частота двигательных разбеговых импульсов находится в рекомендуемом диапазоне частот для ритмизирования движений (Bolton T.L.,1894, Stetson R.H., 1905) от 1,5 до 8Гц. составляет около 4-5 Гц.    Спортсмены экспериментальной группы обучались воспроизведению  ритма 15 акцентного разбега  (15 беговых шагов, включая финальное отталкивание). Весь ритмический рисунок был разбит на четыре группы тактов: 3 группы по четыре такта и одна группа последняя из трех тактов. Каждому разбеговому отталкиванию был присвоен свой порядковый номер такта, были расставлены по тактам соответственно отталкивания левой (толчковой) и правой ноги. Таким образом,  в 15-ти  тактном разбеге,   разбег начинался в первом такте-отталкивании с левой (толчковой) ноги,  и оканчивался пятнадцатым тактом-финальным отталкиванием, приходящимся тоже на толчковую ногу. Каждая группа тактов  начиналась с отталкивания с толчковой ноги, что активизировало и способствовало подготовке ее к взрывному финальному отталкиванию,  а последняя группа тактов начиналась и заканчивалась отталкиванием толчковой ногой, выполняемым в финальном отталкивании с максимальным «внутренним» звуковым акцентом.

Каждому такту, приходящемуся  на левую  или правую ногу были присвоены звуки разной тональности (отличающие по громкости и тону).  В каждой группе тактов, начиная от первой, увеличивался темп нарастания звуковых акцентов, при этом последний такт-финальное отталкивание  был выделен по громкости (силе звучания) и тональности.  Начинать выполнение разбега, исполнение музыкально-ритмического рисунка лучше с предваряющими подготовительными тактами (предварительным разбегом), беговыми шагами, делая первый звуковой акцент на первом такте-начале музыкально-ритмического рисунка. Спортсмены  разучивали предложенный ритмический рисунок с собственным  голосовым сопровождением, сначала в беге на месте, затем в беге с малой скоростью-темпом воспроизведения ритмического рисунка, с подбегом; далее в разбеге с малой и высокой для спортсмена скоростью. В первых попытках при воспроизведении ритмического рисунка наблюдалось скачкообразное нарастание скорости бега при переходе от одной группы тактов к другой, но в дальнейшем эти различия сглаживались.

Сравнивалась результативность, изменения в рассеивании измеряемых параметров ритма разбега (временных интервалов и их отношений между собой). В результате 2-недельного эксперимента у спортсменов экспериментальной группы  повысилась стабильность воспроизведения разбега, уменьшилось рассеивание параметров его ритма в повторных попытках, улучшилось попадание на планку с 58 % попаданий они выросли до 81%., в контрольной группе с 54% до 61%., на 15см повысился  результат; спортсмены довольно быстро усваивали предлагаемый  вариант ритмизированного ритма разбега.

Установлено, что предложенный метод активного обучения  воспроизведению ритма разбега, значительно сокращает обучение, позволяет управлять ритмом разбега по параметрам: темп, нарастание скорости, распределение силовых акцентов в разбеге.  Как следствие,  повышается уверенность спортсмена в выполнении попытки, стабильность выполнения раз-бега, пространственная точность его выполнения (попадание на планку),  это способствует большей концентрации на выполнение финального отталкивания.

Было заявлено  устройство, реализующее  этот способ «Устройство для тренировки ритма», (Галичаев М.П.,1988).   В дальнейшем  способ форми-рования у спортсмена музыкально-ритмического образа  ритма двигательного комплекса был реализован на базе спортивно-игрового программируемого тренажера «Кузнечик» с подключенным к нему напольным контактным модулем «Диско Спорт» (Галичаев М.П., 1987-1995). Для этого была разработана компьютерная программа «Ритмодвигательные способности», которая позволяет изучать и развивать ритмодвигательные способности, может быть использована как для практических, так и для научно-прикладных  целей двигательной тренировки; предусматривает возможность запоминания ритмических рядов;  присваивать каждому такту ритмического ряда определенную ноту;  выбирать для разучивания или весь ритмический ряд, либо отдельные его части;  предъявить его для прослушивания и запоминания в виде звука и света; воспроизводить ритм с кнопки либо с напольного контактного модуля; имеется возможность выбора различного темпа воспроизведения ритма;  оценивать погрешности  воспроизведения ритма в цифровом виде.

В настольном теннисе, когда речь идет о юных спортсменах, то время, необходимое для достижения нужного уровня физической подготовленности, должно исчисляться годами, а не месяцами и неделями. Путь к достижению этой цели — последовательные или одновременные занятия различными видами физической активности, направленные главным образом на развитие всех двигательных качеств: быстроты, силы, скоростно-силовых, выносливости, гибкости, координационных способностей. При этом необходимо соблюдать определенное соотношение между временем, отводимым для развития соответствующих двигательных качеств, и временем, затраченным на совершенствование техники. Двигательное качество в настольном теннисе может проявиться наиболее эффективно при условии овладения совершенной техникой владения техническими элементами и техникой передвижения. И если нужная пропорция нарушается, то замедляется рост спортивных результатов и даже возможно их снижение.

Успешность овладения техникой в настольном теннисе зависит от развития координации движений и чувства ритма. Для овладения оптимальным ритмом и сложно-координационными действиями необходимо начинать с простых, элементарных движений. Интенсивность таких движений должна быть максимально высокая, но допускающая правильное выполнение заданий. Количество повторений или длительность упражнения выполняется до первых признаков утомления или до первых признаков нарушения координации движений. Для овладения оптимальным ритмом рекомендуется:

- стараться мысленно представлять оптимальный ритм выполнения упражнения с передвижением;

- использовать следующие комплексы упражнений: координационные, подводящие, специальные упражнения на технику, выполняемые под счет; подвижные игры и эстафеты со звуковым или музыкальным сопровождением.

- облегчить условия выполнения упражнения: занятия, направленные на овладение навыками работы рук и ног, можно проводить не на столе, имитация, под счет.

- на начальных этапах обучения спортсмену либо вслух, либо в уме необходимо просчитывать ритм движений;

- Групповые упражнения, прерываемые музыкальными паузами, разрушают монотонность занятий. Упражнения и связки движений при занятиях в группе должны выполняться под музыку. Ее ритм и мелодия неразрывно связывает движения и их эффект в единое целое.

- Хороший эффект дает применение в тренировке различных упражнений связанных со сложной координацией, например жонглирование от пола, от стола, или просто руками 2 или более мячами, игра на столе 2 и более мячами.

Для закрепления усвоенного ритма следует применять движения в целом или его отдельные элементы с той скоростью, в пределах которой сохраняются возможности повторить заданный ритм. Таких заданий может быть 6 —8, выполненных до первых признаков утомления. Показателем совершенного владения техникой является способность выполнять движения с максимальным усилием, сохраняя при этом необходимый ритм движений и биомеханически оправданную форму своих действий.