Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отеч пс.rtf
Скачиваний:
7
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
323.19 Кб
Скачать

Основные направления отечественной психологии

XIX-XX вв.

Основы отечественной научной психологии также закладывались в конце XIX - начале ХХ в.

Прежде всего отметим естественно-научное на­правление, имеющее давние, идущие от Михаила Васильевича Ломоносова традиции, воплотившиеся в рассматриваемый период в работах В.М. Бехтерева, создателя направления, называемого рефлексология.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 - 1927 гг.), не­вропатолог, психолог, психиатр, создал первую в Рос­сии экспериментально-психологическую лабораторию (1885 г.) и Психоневрологический институт (1908 г.), в котором осуществлялись комплексные исследования человека.

В дальнейшем, традиции комплексного подхода были развиты замечательным отечественным психоло­гом Б.Г. Ананьевым (см. ниже). Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологичес­кие принципы, изучая рефлексы, протекающие с уча­стием головного мозга. В отечественной науке такой подход связан с именем Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905 гг.).

В отношении русской психологии, в основном сле­довавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлек­сология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого со­знания». Вместе с тем, в системе рефлексологии пси­хика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов: по­лучалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную».

Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе Ивана Петровича Павлова (1849­-1936 гг.), оказавшей серьезное влияние и на отече­ственную и на зарубежную психологию - мы уже упоминали выше ее значение для бихевиоризма (см. Гл. 11: «Бихевиоризм).

Другая традиция отечественной научной психоло­гии восходит к идеям В. Вундта. Яркой фигурой здесь явился Георгий Иванович Челпанов (1862 - 1936 гг.) -­ основатель Института психологии и Москве (1912 г.). Экспериментальный метод - притом что Челпанов активно его пропагандировал, - оставался для него, тем не менее второстепенным по отношению к самонаблюдению.

Научное противостояние различных направлений в психологии в послереволюционные годы было отяго­щено и новой идеологической ситуацией. связанной с политической перестройкой общества и переориента­цией науки на философию марксизма.

Здесь необходимо небольшое отступление. В послед­ние годы критика марксизма приобрела «тотальный» характер, а его сторонники представляются своего рода непременными злодеями или конъюнктурщиками. Для такого суждения есть несомненные причины, однако огульная критика всегда содержит опасность слепоты как по отношению к самой философии марксизма, так и по отношению к людям, ее принявшим.

Марксизм оказал серьезное влияние не только на отечественную - как сегодня модно говорить – «Иде­ологизированную» - психологию, но и на зарубежную, прежде всего, в силу заложенного в нем гуманисти­ческого потенциала. Именно этот аспект (но не про­грамма перестройки общества) определил, например, позицию А. Адлера (защита «маленького человека») или Э. Фромма (проблема отчуждения человека в обществе). Марксизм позволил во многих отношениях, увидеть человека не как «робинзона», но деятеля, включенного в социальный мир, творящего его и творимого им.

В отечественной науке ситуация намного сложнее.

И в психологии действовали - наряду с другими - многочисленные идеологи от науки, по сути, паразити­ровавшие на идеях Карла Маркса (1818 - 1883 гг.). Но были и те, кто пришел к марксизму, независимо от политической ситуации и до ее возникновения (напри­мер, П.П. Блонский - см. ниже) и развивавшие марк­сизм часто в противостоянии его официальным толко­ваниям - именно развивавшие, а не догматически следовавшие ему. Именно с этими именами связаны основные достижения советской психологии.

Первым отечественным психологом, провозгласив­шим перестройку психологии на базе марксизма, как программу развития науки, был Константин Никола­евич Корнилов (1879 - 1957 гг.). Как теоретик психоло­гии он пытался снять противоречие между объектив­ной психологией и субъективной психологией; эта попытка воплотилась в развивавшейся им концепции, названной реактология. Во многих отношениях она была сходной с уже известным нам бихевиоризмом.

Собственно, реактология рассматривала психоло­гию, как науку о поведении. Психика трактовалась через понятие «реакция», означавшее ответ целого организма (а не отдельных органов) на внешние воз­действия. По сути, понятие «реакция» было аналогично понятию «рефлекс», но более широким по содержанию, предполагавшим и психологические характеристики (на высших уровнях развития живых организмов).

Реактология просуществовала до начала 30-х гг. ХХ в., когда явственно обозначилась ее недостаточ­ность для обсуждения, с точки зрения марксизма, ряда важнейших психологических проблем, прежде всего, проблемы сознания.

Бихевиористских принципов придерживался в тот период, и выдающийся психолог и педагог Павел Петрович Блонский (1884-1941 гг.), также трактовав­ший психологию как науку о поведении живых существ (но обозначавший принципиальные особенности соци­ального поведения).

Рефлексологию, реактологию, взгляды раннего Блонского в литературе иногда называют «русский бихевиоризм». Эти направления сыграли выдающую­ся роль в становлении объективных методов в психо­логии и представлялись очень привлекательными, с точки зрения возможности материалистического объяс­нения психических явлений. Как теории, они не полу­чили существенного развития в отечественной науке (хотя развивались определенные принципы и положе­ния), уступив место иным подходам, о которых речь пойдет ниже.