Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дорфман Полимодальность Я.DOC
Скачиваний:
4
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
216.58 Кб
Скачать

Метаиндивидуальный подход к я

Психологическая концепция метаиндивидуального мира (Дорфман, 1993, 1997а, 1997б) и философская концепция единства и раздвоенности Я как единства противоположных модальностей «Я» и «не-Я» (Дубровский, 1983) легли в основу разрабатываемого нами метаиндивидуального подхода к Я.

Согласно концепции метаиндивидуального мира, индивидуальность и ее мир (в частности, значимые другие люди) противопоставляют себя друг другу и в то же время полагают себя друг в друге. В результате индивидуальность приобретает двойственность своей качественной определенности. С одной стороны, она выделяется из окружающего ее мира, характеризуется автономностью. В этой связи индивидуальности присущ один ряд качеств (например, автономность, самоидентичность, интернальный локус контроля, поленезависимость). С другой стороны, индивидуальность испытывает на себе влияния значимых для нее людей, и эти влияния формируют у индивидуальности другой ряд качеств (например, зависимость, групповую идентичность, экстернальный локус контроля, полезависимость). Хотя обозначенные выше ряды качеств чаще всего проявляются в разных ситуациях и могут иметь разную степень выраженности, тем не менее одна и та же индивидуальность содержит в себе не один, а именно оба ряда качеств, обозначенных выше.

Конструкт Я можно представить как персонализацию субъективной реальности, направленную на проектирование и отображение (с разной степенью адекватности и полноты) отношений и взаимодействий индивидуальности с ее миром. В этом случае базисная структура Я должна характеризоваться бимодальностью. Базисная структура Я представляет собой единство модальностей «Я» и «не-Я» – так, как ее понимает Дубровский (1983).

Единство и взаимополагание «Я» и «не-Я» выражают фундаментальное отношение в структуре Я. Важнейшим свойством этого отношения является способность «Я» переходить в «не-Я» и, наоборот, «не-Я» переходить в «Я».

Кроме бимодальности Я, Дубровский (1983) выделяет биполярность «актуальное – диспозициональное». Актуальное есть совершающееся «сейчас» сознательное переживание. Но это «сейчас» непрестанно движется, и Я существует непрерывно, не только актуально, но и диспозиционально.

В логике и терминах концепции метаиндивидуального мира можно сказать, что диспозициональность Я выражается в феноменах инобытия, которые в свою очередь распадаются на отношения воплощения («Я» переносит свои содержания в «не-Я» и усваивает его как «мое») и превращения ( «не-Я» расширяется и поглощается предметом, а «Я» – редуцируется, самоотстраняется, самоотчуждается).

Следующий шаг анализа предполагает описание взаимоотношений модальностей «Я» и «не-Я». Для этого мы обозначим самостоятельный статус модальности «не-Я» категорией «Они», а связь модальностей «Я» и «не-Я» – категорией «Лица не-Я». В итоге будем оперировать тремя базисными категориями для описания Я: «Я», «Они» и «Лица не-Я» (см. схему 1). Категории «Я» и «Они» противостоят друг другу, а категория «Лица не-Я», наоборот, связывает «Я» и «Они», причем таким образом, что «Лица не-Я» возникают как результат взаимодействий «Я» и «Они».

В обозначенной выше схеме требует некоторого разъяснения термин «лицо», который является не совсем традиционным для психологии. Мы заимствовали этот термин из лингвистики. В нашем случае понятие «лицо» означает (1) многоликость Я, (2) персонифицированность каждого лица, (3) специфическую феноменологию для каждого лица. В зависимости от модальности (субмодальности), Я может иметь некоторое множество лиц и не иметь лица; отдельное лицо может обладать качеством субъектности и не обладать им; Я может отображать субъект, но этот субъект может не иметь лица. Категории «Я», «Они» и «Лица не-Я» отличаются друг от друга как раз тем, что одни имеют лицо, а другие не имеют; одни имеют лицо и обладают качеством субъектности либо предметности, другие, наоборот, могут обладать качеством субъектности, но не иметь лица.

Специально нужно оговориться также, что в данной схеме не отображается Я-концепция. Последняя содержит отношение «Я» – «Ты» («Я» – «Лица не-Я»), но не предполагает отношения «Ты» – «Они» («Лица не-Я» – «Они»). По этой причине Я-концепция не рассматривается в русле метаиндивидуального подхода, – по меньшей мере, в настоящее время.

Теперь дадим описание категорий «Я», «Лица не-Я», «Они».

Схема 1. Базисные категории Я.

«Я». Имеет лицо, характеризуется самоидентичностью и субъектностью. Как отмечает известный лингвист Бенвенист (1974), в «Я» одновременно выражается лицо и то, что говорится об этом лице; говоря «Я», нельзя не говорить о себе. «Я» есть причина самого себя (о последнем см.: Петровский, 1997), и определяющим его признаком является уникальность.

«Они». В «Они» отображаются другая личность или общности, которым субъект себя противопоставляет. По Бенвенисту (1974), «Он»/«Она» – вопреки их индивидуальной природе – ориентированы не на самих себя, а на «объективную» ситуацию. Это область того, что называют «третьим лицом». Языковая форма, называемая третьим лицом, содержит указание на высказывание о ком-то или о чем-то, но это не соотносится с определенным именно «лицом». «Они» может характеризовать любой субъект или не характеризовать никакой субъект, но «Они» не выступает в качестве собственно лица. «Третье лицо», будучи не-лицом, по существу имеет множественное число. Поэтому данная разновидность «не-Я» обозначается как «Они».

«Лица не-Я». Представляют собой совместные формы ментальных репрезентаций «Я» и «Они». При этом «Лица не-Я» относятся к «Я» как его «Другие Я», но одновременно не относятся к «Я», потому что являются «не-Я». «Лица не-Я» относятся к «Они» как «не-Я», но в то же время не относятся к «Они» в качестве «Других Я». «Лица не-Я» имеют лица, но не обладают качеством субъектности. Таким образом, «Лица не-Я» следует и отличать от «Я», и «Они», и рассматривать в связи с «Я» и «Они» одновременно. «Лица не-Я» имеют формы «Мое» и «Меня».

«Мое» есть фрагмент содержания «Они», взятый в его принадлежности к «Я». Если «Я» обращается с какими-то содержаниями «Они» как относящимися именно к «Я», значит, последние принадлежат не «Они», а «Я»: «Я» владеет данными содержаниями «Они» и управляет ими. На базе этих процессов возникает «Мое» как «лицо не-Я». «Мое» есть ни «Я», ни «Они», а нечто третье. «Мое» есть лицо, поскольку содержания «Они», ставшие принадлежностью «Я», персонифицируются. Но «Мое» не есть «Я», поскольку, во-первых, «Мое» обусловлено «Я», но локализовано в «Они», т.е. в другом фрагменте ментального поля; во-вторых, «Я» характеризуется субъектностью, а «Мое», наоборот, качеством объекта (предмета). «Мое» не есть также «Они», поскольку последние не имеют лица и, более того, противостоят «Я».

В противоположность «Мое» «Меня» есть «Лицо не-Я», связанное с «Я», но находящееся под влиянием «Они». «Меня» локализовано «где-то» в области «Я», но обусловливается и уподобляет себя «Они». «Меня» есть ни «Я», ни «Они», а опять-таки нечто третье. «Меня» есть лицо, поскольку персонифицировано. Но «Меня» не есть «Я», поскольку, во-первых, обусловлено «Они», во-вторых, – в отличие от «Я» – является пассивной и страдающей инстанцией и потому обретает качество предмета, которым управляет «Они». Но «Меня» не есть также «Они», поскольку последние не имеют лица и, более того, локализованы в другом, чем область «Я», фрагменте ментального поля.

Итак, на разных уровнях анализа выявляются разные сущностные характеристики Я. На уровне Я в целом – его способность персонализировать и интегрировать субъективную реальность. На уровне раздвоения Я выявляется его бимодальная структура: «Я» – «не-Я». Затем «Я» распадается на собственно «Я» и «Лица не-Я», а «не-Я» – на «Они» и опять-таки «Лица не-Я».

В конечном итоге мы получаем две базисные модальности Я («Я» – «не-Я») и четыре субмодальности: «Я» (здесь уровни модальности и субмодальности фактически совпадают), «Мое», «Они», «Меня». Двойственность качественной определенности Я последовательно обнаруживается, когда (а) выделяются две базисные модальности Я («Я» – «не-Я»), (б) в «Я» различаются «Я» и «Лица не-Я», (в) в «не-Я» различаются «Они» и «Лица не-Я», (г) в «Лицах не-Я» различаются «Мое» и «Меня», (г) выделяются субмодальности «Я», «Мое», «Они», «Меня» (см. схему 2). Заметим что двойственность следует понимать как исходное минимальное основание раздвоения: данный феномен может множиться и указывать в конечном итоге на множественность качественных определенностей конструкта Я.

Схема 2. Логическая структура Я

Дадим краткую характеристику субмодальностям Я, включив в нее следующие критерии: (а) отнесенность к модальностям «Я» – «не-Я», (б) соотношения субъектности и лиц, (в) отнесенность к актуальному – диспозициональному, (г) дифференцирующие особенности активности, присущие каждой субмодальности (включение в анализ параметра полифоничности активности обосновано с позиций концепции метаиндивидуального мира). Приведем также для каждой субмодальности Я примеры из литературы, воспользовавшись романом «Белые ночи» Достоевского.

«Я». Характеризует модальность «Я» (Я как самость, причина самого себя). Является и субъектом, и лицом. Существует актуально, является инициатором активности. Обозначим данную субмодальность «Я-Авторское».

Примеры: «Я думала-думала, тосковала-тосковала, да наконец и решилась» (Достоевский, 1984, с. 133). «Я его не знаю, я не люблю его больше, я его по…за…буду…» (там же, с. 143). (Грамматические формы, указывающие на Я-Авторское, выделены нами. – Л. Д., Г. К.)

«Они». Характеризует модальность «не-Я». В «Они» отображаются другая личность или общности, которым субъект себя противопоставляет. Может быть субъектом, но не лицом. «Они» существует диспозиционально (отношения превращения), так как расширение «Они» приводит к редукции «Я». Имеет место трансцендентная активность, направленная на постижение «Они» по логике существования «Они». Обозначим данную субмодальность «Я-Превращенное».

Примеры: «Бабушка хоть и слепа, а все-таки ей хотелось музыку слушать, да, кроме того, она старушка добрая…» (Достоевский, 1984, с. 132). «Она сияла радостью, она ожидала ответа» (там же, с. 137). (Грамматические формы, указывающие на Я-Превращенное, выделены нами. – Л. Д., Г. К.)

«Мое». Является «Лицом не-Я», но не субъектом. Характеризуется двойственностью: относится к «Я» по происхождению, к «Они» – по способу существования и ментальной локализации. Существует диспозиционально (отношения воплощения), так как овладение «Они» в форме «Мое» расширяет «Я». Имеет место трансцендентная активность, связанная с ментальными преобразованиями «Они» (продуктивная активность, направленная на производство «Мое» в форме «Они»). Обозначим данную субмодальность «Я-Воплощенное».

Примеры: «Отдайте письмо мое…» (Достоевский, 1984, с. 136). «Моя Настенька так оробела, так перепугалась…» (там же, с. 137). (Грамматические формы, указывающие на Я-Воплощенное, выделены нами. – Л. Д., Г. К.)

«Меня». Является «Лицом не-Я», но не субъектом. Характеризуется двойственностью: относится к «Они» по происхождению, к области «Я» – по ментальной локализации. Существует актуально, является носителем активности, но не ее инициатором (пассивность инициативности, репродуктивная активность). Обозначим данную субмодальность «Я-Вторящее».

Примеры: «… скажите мне, ради бога, объясните мне,.. как можно так варварски грубо поступить, как он поступил со мною!» (Достоевский, 1984, с. 143). «Да, уж коли теперь он оставил меня, коль он позабыл меня, … но, послушайте, отвечайте мне» (там же, с. 146). (Грамматические формы, указывающие на Я-Вторящее, выделены нами. – Л. Д., Г. К.)

Для большей наглядности характеристика субмодальностей Я сведена в таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1. Характеристика субмодальностей Я

Субмодальности Я

Отнесенность к модальностям Я

Соотношения субъектности и лиц

Актуальное - диспозициональ-ное

Активность

Авторское

(«Я»)

«Я»

И субъект, и лицо

Актуальное

Ее инициатор

Превращенное («Они»)

«не-Я»

Может быть субъектом, но не лицом

Диспозициональ-ное

Внутренняя, направлена на «Они» (постижение «Они» по логике «Они»), трансцендентная

Воплощенное («Мое»)

«Я» и «не-Я»

Лицо, но не субъект

Диспозициональ-ное

Внешняя (производство «Мое» в «Они»), трансцендентная

Вторящее

(«Меня»)

«Я» и «не-Я»

Лицо, но не субъект

Актуальное

Пассивность инициативности, репродуктивная активность