Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Выдержки для Маши.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
105.89 Кб
Скачать

31): Т. Е. До апреля или августа 594 г., когда Григорий кончил свой труд.

Историческая концепция христианского средневековья не только "задавала"

историку начальный и конечный рубеж его поля зрения, но она побуждала его

соответственно распределять внимание внутри этого поля зрения и искать

примеры божественного вмешательства и руководства на каждом шагу между этими

рубежами. В центре внимания Григория находится не столько Франкское

государство, сколько галльская церковь, а еще точнее - турская церковь. Он

прослеживает ее историю с самого основания, от епископа к епископу и

заканчивает свое сочинение резюмирующим перечнем всех сменившихся за это

время епископов. Он старается по этому образцу сообщать о смене епископов и

на других галльских кафедрах, но здесь ему не удается достичь полноты: чем

дальше кафедра от Тура, тем скуднее его сведения. Идентично распределяется

его интерес и в отношении к светским событиям: междоусобицы, затрагивающие

Тур и турскую церковь, описаны подробнейшим образом, а войны на дальних

германских границах - хотя бы их вели покровители Григория Сигиберт и

Хильдеберт - едва упоминаются.

В каждом сколько-нибудь значительном событии Григории усматривает божье

вмешательство: если погибает дурной человек, то это для него - заслуженное

наказание, если праведный, то для него - мученический вход в царствие

небесное. Наконец Григорий никогда не упускает случая описать чудеса (обычно

явленные мощами того или иного святого); именно такими чудесами для него

подтверждается неусыпное бдение божьего провидения над верующими. Перед

нами - раннесредневековое христианство, распространяющееся среди темного

варварского простонародья, привыкшего видеть в чуде лучшее доказательство

истинности своей веры. Все эти чудеса, предсказания и знамения, щедро

описываемые Григорием, в тогдашних условиях были для глубоко верующего

католика-епископа, как и для его паствы, полны большого значения и смысла.

Следует отметить, что элемент чудесного играл значительную роль во всей

христианской эстетике. Еще ранее апологеты христианства II-III вв.

(Тертуллиан, Лактанций и др.) уделяли много внимания знамению (знаковому

образу). Знамение, говорил Тертуллиан, лишь тогда является знамением, когда

                         

Пятый Вселенский Собор 553 г. В Константинополе

Текст пригласительных грамот епископов на Собор не сохранился (Греческие акты этого Собора утрачены. Мы теперь располагаем латинским переводом, сделанным одновременно с заседаниями Собора для сведения папы Вигилия и использованным вскоре одним из его преемников — Пелагием (578-590 г.)). В мае 553 г. в Константинополе открылся пятый Вселенский Собор. Он был очень непродолжителен. Заседания начались 5 мая и продолжались лишь до 2 июня; их было всего 8. Местом соборных деяний была церковь, при покоях епископов. Председателем Собора был Евтихий. Кроме него, из видных лиц присутствовали — Домн Антиохийский, Феодор Аскида, Евстахий Иерусалимский, 6 западных епископов, а потом 8. Всех отцов сначала было 151, а потом число их возросло до 164.

План соборных занятий подробно намечался в послании на открытие Собора. В нем он выразил свою верность четырем бывшим Вселенским Соборам и изложил возникновение дела о трех главах. Он выставлял дело так, что будто бы несториане и доселе производили агитацию и, не смея заявить прямо, распространяли свои воззрения при помощи сочинений Феодора Мопсуэстийского, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. Император указывал, что он уже оповестил епископов относительно трех глав, и несравненное большинство их согласилось с эдиктом императора. Сравнительно долго останавливается император в своем послании на отношении папы к трем главам. Обращаясь к отцам, император говорит: "Просим вас рассмотреть, что нечестиво написано Феодоритом против правой веры и первого Ефесского св. Собора и против памяти св. Кирилла и против 12 его глав и что тот же Феодорит написал нечестиво в защиту Феодора и Нестория и их хулений против святой памяти Кирилла. Просим также сделать исследование и о нечестивом послании, которое написал Ива к персу Марию; в нем составитель его отрицает, что Бог-Слово сделался человеком и что святая славная Приснодева Мария есть Богородица". Касается император и вопроса о том, можно ли осуждать после смерти еретиков и их творения; вопрос решается, конечно, в положительном смысле (Mansi IX р. 178).

роме послания Юстиниана, на первом заседании прочитаны были послания Евтихия и Вигилия и отправлено было к последнему торжественное посольство из 20 человек с 3 патриархами во главе для приглашения его на Собор. Вигилий отказался явиться ссылаясь на недомогания. 6 мая депутация снова явилась к Вигилию и повторила свою просьбу. На этот раз папа указал на то, что с ним очень мало западных епископов, и он не может явиться на Собор, но подаст письменное решение дела, для чего он просил императора дать ему отсрочки 20 дней. Депутаты указали папе, что он сам в письме к Евтихию обещал явиться на Собор; ссылка его на маленькое количество западных епископов не имеет значения, и на прежних Соборах было мало западных; притом, в вопросе о вере, в чем должны быть единодушны Восток и Запад, решительно неважно, откуда и сколько епископов прибыло. 7 мая было 3 посольство к папе во главе высших сановников — judices. Вигилий опять не согласился прибыть на Собор. 9 мая были прочитаны исповедания веры епископов.

Собственно вопрос о трех главах решался на заседаниях 12, 17 и 19 мая. Сначала обсуждали вопрос о Феодоре; прочитали сомнительные места его сочинений (7) и его символ. После Феодора, подвергли обсуждению вопрос о Феодорите. Прочитали четыре главы из сочинения его против анафематизмов Кирилла и некоторые отрывки из других его сочинений. Выяснилось, что он выражается еретически. Этим закончилось пятое заседание 17 мая. 19 мая рассматривали послание Ивы к Марию, какое, разумеется, было признано неправославным, "во всем противным" (per omnia contraria) Халкидонскому ορος.

Прежде произнесения соборных решений о трех главах, папа Вигилий отправил императору 25 мая составленное им Constitutum de tribus capitulis помеченное 14 мая и подписанное еще 16 епископами. Папа осуждал еретические места из сочинений Феодора, как уже почившего предоставляя его суду Божию. От осуждения Феодорита и Ивы папа уклоняется и даже возражает против него потому, что они анафематствовали несторианство и были приняты Халкидонским Собором. В заключение папа запрещает рассуждать о трех главах иначе, чем как он предписывает властью апостольского престола. Но император даже не принял к себе папского посла. В ответ папе было сказано, что если в его документе содержится то же, что папа и прежде высказывал, то этот документ является лишним; если же заключается противное, то папа осуждает сам себя. На 7 заседании (26 мая), об этой попытке папы сообщил отцам, посланный от императора, квестор Константин. Вместе с тем, он представил 7 документов, доказывающих виновность папы: письмо папы Вигилия к императору Юстиниану и императрице Феодоре, осуждение им Рустика и Севастьяна, письма его епископам — Валентиниану Скифскому и Аврелиану Арльскому, клятвенное обещание, данное им императору, что он будет содействовать осуждению трех глав, сакру императора Юстина от 7 августа 520 г. На основании этих документов, Собор признал папу подлежащим низложению и исключил имя его из диптихов. На последнем 8 заседании (21 июня) прочитано было окончательное постановление Собора: "три главы", т.е. личность и сочинения Феодора, сочинения (некоторые) Феодорита и письмо к Марию Ивы — были анафематствованы. На 8 же заседании был анафематствован и Ориген, как еретик... Вообще против догматических заблуждений было постановлено 14 канонов, большею частью буквально сходных с теми, какие находились в ομολογια πιστεως Юстиниана (См. заседание VIII, анафем. 11: "Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков, — тот да Зудет анафема" — Mansi IX, 384 В. Деян. Вселенского Собора V, 190. Canones concilii V contra Origenem. Mansi IX, 396 В. — 400 Е. Собственно осуждение Оригена состоялось на одном из заседаний, предшествовавших открытию Вселенского Собора. Fr. Diekamp. Die origenistischen Streitigkeiten im sechsten Jahirhundert und das funfte allgemeine Concil. Munster i. W. 1899. s. 131, 137).

На Востоке решения Собора были встречены без протестов. Римская Церковь в большинстве не была согласна с ним. Так Рустик и Феликс писали сочинения против Собора. Вигилий и некоторые другие его единомышленники были сосланы. Но уже 8 декабря 553 г. Вигилий в письме к Евтихию признавал свой протест против осуждения трех глав незаконным, и это признание повторил 23 февраля 554 г. в особом Constitutum. Ему позволено было вернуться в Рим, но дорогою он умер в Сицилии.

Надежды, которые возлагал Юстиниан на осуждение трех глав в отношении Востока, не оправдались.

Агилольфинги (также упоминаются как Агилульфинги) (Agilulfinger, Agilolfinger) были первой баварской герцогской династией. Они правили с VI века до конца VIII века, сначала как должностныегерцоги, то есть назначенные, позже как уставные герцоги, ставленники Меровингов. Было несколько неудачных попыток установить суверенитет во времена перехода власти к Каролингам. Резиденция Агилольфингов находилась в Регенсбурге.

Родоначальником семьи является Агилульф, о деятельности и жизни которого нет никаких данных, считающийся родственником короля франков Хлодвига (ок.466511). Гарибальд I был первым герцогом, которого называют исторические источники. Происхождение династии не выяснено, так же как ее участие в баварской колонизации и образовании герцогства. Агилульфинги обзаводились обширными династическими связями с франками и лангобардами. Связь с лангобардами была настолько тесна, что представители боковой ветки Агилульфингов в 652—712 годах были королями лангобардов.

Историческая деятельность Агилольфингов

  • политика поселения, то есть колонизации земель,

  • христианизация Баварии, в том числе основание епископств Регенсбург, ФрайзингПассау и Зальцбург,

  • оборона от славянских и аварских вторжений,

  • написание баварского уставного права.

Таким образом Агилульфинги уже тогда были связаны как с Меровингами, так и с предками Каролингов. Господствуя в южнойГермании, Агилольфинги поддерживали слабеющих Меровингов, что позволяло им чувствовать себя практически независимыми от франков, против усиливающихся Каролингов. Первая большая проба сил произошла в 725 году, когда Карл Мартелл разбил в Баварии, войска герцога Хугберта, второй — в 743 году, когда под руководством его сыновей, Пипина Короткого и Карломана, были разбиты войска герцога Одилона.

Потеря власти

Нарушение заключенного договора с Каролингами, запрещающего заниматься самостоятельной политикой, привело к тому, что в 788 году Карл Великий отстранил от власти герцога Тассилона III и заключил его в монастырь. Герцогство Бавария было присоединено кфранкской империи. От этой династии, освободившей Баварию (553) от остготов, ведут родословную и дальнейшие баварские государи — Вельфы и Виттельсбахи. В Баварском народном праве стоял такой исторический тезис: «Герцогом всегда должен быть один из Агилольфинигов, потому что так установили первые франкские короли».

[править]Список правивших Агилольфингов

  • Гарибальд I — ок. 548—595

  • Тассилон I — ок. 595—610

  • Гарибальд II — ок. 610—630

  • Фара — ок. 630—640 (правление сомнительно)

  • Теодон I — ок. 640—680

  • Лантперт (Ландфрид) — ок. 680—???

  • Теодон II — ок. ???—716

  • Тассилон II — ок. 716—719

  • Теодон III (Теодберт, Теудеберт) — ок. 719—725

  • Хугберт — ок. 725—737

  • Одилон — ок. 737—749

  • Тассилон III — ок. 749—788

1. Альбоин (568-572)

2. Клеф (572-573)

3. Автарис (584-590)

4. Агилульф (590-636)

5. Ротари (636-663)

6. Гримальд Первый (663-671)

7. Лиутиранд (714-743)

8. Ратхис (743-749)

9. Айстульф (749-756)

10. Дезидерий (756-773)

Одним из десяти государств, образовавшихся на развалинах Римской империи было государство лангобардов. Германское племя лангобардов первоначально проживало на левом берегу Эльбы, откуда переселилось в пятом веке х. э. на Дунай, где приняло арианство. В 566 году в союзе с аварами они разгромили гепидов и заняли Паннонию. Из неё лангобарды, во главе со своим королем Альбоином, вторглись в Италию, завоевав ее северные территории и дав им свое имя — Лангобардия [52]. В 572 году лангобарды захватывают после трехлетней осады Павию, сделав ее столицей своего государства. Первый король лангобардов Альбоин отличался дикой жестокостью даже по отношению к своим близким. Так, во время одного пира, проходившего в Вероне, он наполнил кубок, сделанный из черепа короля гепидов Гунимунда, вином и поднес его своей жене Розамунде, которая была дочерью этого короля, с язвительными словами: «Выпей-ка на празднике вместе со своим отцом». Королева, глубоко возмущенная, вскоре при помощи хитрости умерщвляет мужа, пережив его всего на несколько недель. После этого лангобарды избирают своим королем Клефа [14, 52]. Однако правление нового короля было настолько зверски жестоким, бесчеловечным, что не выдержали даже привыкшие ко многому лангобарды, которые и убили своего короля. Затем в течение одиннадцати лет король не избирался из-за ненависти, которую начали питать лангобарды к королевской власти, помня правление королей Альбоина и Клефа. 

Этим народом были лангобарды, которые и раньше упоминались среди германских народов (первоначально в составе государства Маробода). Впоследствии они, вероятно, были покорены гуннами и вместе с другими племенами освободились после смерти Аттилы. Во время остготского господства они жили в Паннонии, на юге среднего течения Дуная, на месте, указанном Юстинианом для их поселения, и переселились сюда со своих прежних поселений на севере среднего Дуная. Ближайшими их соседями на востоке были гепиды, которые ближе, чем лангобарды, соприкасались со слабыми местами Восточной Римской империи. Таким образом, между лангобардами и Восточной Римской империей завязались благоприятные отношения, основанные на некоторой общности интересов. При покорении готов лангобарды даже помогали империи: многие из них служили в войске Нарсеса. Лангобардский король Альбоин отправил в помощь Нарсесу отборный отряд. Готы во время властвования в Италии, несомненно, возбуждали зависть остальных германских племен, т. к. обладание Италией для всех варварских народов представлялось высшей целью стремлений и лучшей наградой; следовательно, можно было задать вопрос: который из германских народов займет место готов в Италии? Мужество лангобардов давно уже было прославлено всюду, да и их король Альбоин пользовался славой беззаветного храбреца. Она особенно возросла с тех пор, как в 566 г. он закончил длинный ряд усобиц с гепидами победой, после которой даже имя этого народа почти исчезло: их король Кунимунд пал в битве, его дочь Розамунду победитель взял в жены и велел сделать себе из черепа тестя пиршественную чашу. 

Целый ряд трагических преступлений, рассказ летописца о которых читается как эпическая поэма, в самом корне положил предел власти, соединившей лангобардов в грозную силу. Опьяненный вином Альбоин однажды так забылся на пиру, что заставил свою супругу Розамунду пить за его здоровье из кубка, в который был оправлен череп ее отца. Павел Диакон, описывающий это событие, утверждает, что он сам видел этот кубок, и клянется в том "именем Божьим". Розамунда отомстила супругу за эту безобразную жестокость: подговорила его оруженосца Гельмигиса и одного из его дружинников Перидея и ввела их в опочивальню, где Альбоин спал в опьянении. Летописец прибавляет, что меч Альбоина был заклепан, и он был убит, лишенный всякой возможности сопротивляться. Но Розамунде не впрок пошло ее злодейство: все лангобардские князья восстали против нее. Ей удалось бежать со своими сокровищами в Равенну и там запутать в свои сети экзарха Лонгина. Ее любимец, бывший оруженосец мужа, мешал ей в достижении цели, и она попыталась поднести ему яд. Однако он догадался, что она дала ему отраву, и силой заставил ее выпить остаток яда (573 г.).