Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KhrestomKriminologia_Obschaya_chast.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
958.98 Кб
Скачать

В. Быков

Член Совета Федерации от администрации Камчатской области,

член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Страшно жить3

В стране ежегодно гибнет более 200 тысяч граждан.

Власти этого как бы не замечают.

10 февраля 2002 года страну потрясла страшная весть на 88 году жизни не стало старейшего ученого, акаде­мика Игоря Алексеевича Глебова Дирек­тор Всероссийского НИИ электромаши­ностроения, президент Санкт-Петербургского союза научных и инженерных обществ, фронтовик, Герой Социалистического Труда кавалер многих орденов, автор более 600 научных трудов и изобре­тении скончался от побоев. Получив пен­сию, он вместе с женой возвращался до­мой, когда на него напали неизвестные подонки. Жёстоко избив стариков, они отняли у них деньги и скрылись.

А за день до этого в подъезде своего дома ударом бейсбольной биты по голове убит профессор Российского медицин­ского университета Владимир Коршунов

31 января опять в своем подъезде пре­ступники лишили жизни директора Ин­ститута психологии РАН Андрея Брушлинского. Его ударили чем-то тяжелым по голове, а когда увидели, что он еще дышит, задушили и ушли, прихватив сум­ку… А убийство молодых, красивых сту­дентов.

Страшная страна, где ученого забивают насмерть бейсбольной битой, чтобы овладеть ничтожной суммой денег Нас потрясают вести об убийствах известных людей. А сколько гибнет менее извест­ных, чьи имена не попадают в сообщения информационных агентств?

Действительно, сколько? Выступая в конце прошлого года в Государственной Думе, первый заместитель Генерального прокурора РФ Юрии Бирюков отметил, что «криминогенная обстановка в стране остаётся по прежнему сложной и не дает основании для оптимистических прогно­зов». По его словам, динамика преступ­ности свидетельствует о тенденции ее роста, причем роста наиболее тяжких преступлений, в том числе и организо­ванной преступности. По официальным данным за прошлый год совершено около трёх миллионов преступлений, это больше, чем в прошлом году. В структуре преступности 60 % составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. Количество убийств возросло на 11 %, умышленных тяжких причинений вреда здоровью – на 3,5 %, случаев похищения человека – на 21 %, грабежей, разбоев на 18 %, с 64 до 263 увеличилось число террористических актов. На сегодняшний день остались нераскрытыми более 600 тысяч преступлений. В среднем за последние пять лет ежегодно жертвами убийств становилось около 37 тысяч, причём, видимо это только нижняя граница оценки числа убитых – их много и среди так называемых неучтённых смертей (около 40 тысяч), и среди без вести пропавших. За год угрозыск имеет дело примерно с 20 тысячами неопознанных трупов. В розыск ежегодно объявляются более чем 70 тысяч пропавших без вести. Примерно 40 тысяч из них в течении года находятся, но не обязательно живыми, и 30 тысяч исчезают без следа.

К этой печальной статистике можно добавить следующее. В результате ДТП у нас ежегодно гибнет свыше 30-35 тысяч человек. В стране ежегодно

Около 60 тысяч кончают жизнь са­моубийством. В прошлом году из-за от­равлений алкоголем умерло более 30 ты­сяч, от других отравлений — 18 тысяч, на производстве в результате несоблюдения техники безопасности — 5 тысяч, утонуло и погибло в результате других несчастных случаев — 17 тысяч человек. В итоге стра­на ежегодно теряет более 200 тысяч своих граждан. Это составляет почти 15 про­центов всех умерших, а в некоторые годы и более. Разум отказывается верить в эти цифры!

Это же настоящая война! Гибель каж­дый год сотен тысяч людей, в основном трудоспособного возраста, — это траге­дия даже для военного лихолетья. А для мирного же времени — это истинно на­циональная катастрофа! Но ни власть, ни общество, похоже, ее не замечают.

Между тем статья 20 Конституции РФ гласит' «I. Каждый имеет право на жизнь». Как государство обеспечивает это право людям, красноречиво говорят приведенные выше цифры и факты. От­сюда вытекает, что наше государство не может обеспечить основополагающее право своих граждан, мягко говоря, не способно справиться с задачей защиты своих граждан или не желает этого де­лать. И то и другое страшно!

Случились трагедии, о которых я упо­мянул, и ученые — по определению, цвет нации, высокоинтеллигентные и высо­чайшей гуманности люди — стали требо­вать возвращения смертной казни. Зна­чит, терпению пришел конец. В обществе вновь разгорелась дискуссия по этой про­блеме. Честно говоря, я убежден в не­своевременности отмены смертной казни в период, когда общество буквально захлестывает преступность. Остановил или снизить число тяжких преступлений связанных с убийством, насилием, хище­нием людей, терроризмом, можно тогда, если общество, открыто глядя в глаза этим негодяям, скажет: «Знайте, что за каждое лишение жизни человека вы буде­те, безусловно, разысканы и ждет вас не­минуемая смерть». Это будет высшее проявление гуманности общества. И это должно войти в сознание каждого человека, и за ним лично остается право выбора, но пусть знает, что общество его не про­стит и оно на это имеет право. Свобода — это в первую очередь ограничение свобо­ды, граничащей со вседозволенностью. Неужели нашему руководству страны так хотелось войти в Совет Европы и в нем оставаться, что оно готово было запла­тить за это любую цену и даже поставить под удар жизнь государства? Хочется спросить, а ради чего?

Как известно, в России смертная казнь отменялась трижды — в 1917-м, 1920-м и 1947-1950 годы. Но ни к чему хорошему это не приводило. Преступ­ность сразу же росла. Причем проявлялись ее более жестокие, варварские способы.

Однако и возвращение к смертной казни не решало раньше и сегодня окон­чательно не решит проблемы. Нужен комплекс мер по усилению борьбы с пре­ступностью. Прежде всего, нужна полити­ческая воля власти. Ведь когда советская власть после революции в 1917-1918 годах и после Великой Отечественной войны объявила настоящую войну преступному миру, ей удалось навести порядок в стране.

Все прекрасно понимают, что взлет преступности отражает те процессы, ко­торые происходят в обществе. Появление частной собственности на основные средства производства вызвало взрыв преступности. Хотим мы или нет, но вы­нуждены признать: на «прихватизацию» собственности первым откликнулся кри­минал, порожденный переродившейся партноменклатурой, который ждал свое­го часа. Позже начался и сейчас продол­жается передел собственности. И все это время лилась и будет литься человеческая кровь.

И поэтому сегодня власть имеет ту правоохранительную систему, которая ей нужна для защиты самой себя, а не наро­да — народ нищий, ему даже жизнь не до­рога. Цена жизни настолько ничтожна, что к ежедневным сообщениям об убий­ствах, которые звучат в СМИ, мы при­выкли как к обыденным явлениям — они уже мало кого волнуют, а этого и добива­лась нынешняя власть через ручные СМИ, и уж здесь-то они с задачей спра­вились.

Пора переломить эту ситуацию, пе­рейти от словесных призывов к борьбе с преступностью, к кропотливой работе по ее искоренению. Ведь было много гром­ких заказных убийств. А сколько раскры­то? Единицы! Не можем или не хотим?

Считаю, что с преступностью при су­ществующей системе власти мы никогда не справимся. К сожалению, за годы так называемых реформ престиж милиции упал, из милиции, надо признать, она превратилась в полицию. Ушли опытные кадры, а на смену им пришли малоподготовленные люди, совершенно не желающие трудиться. Да и ради чего? И, что самое страшное, иные связаны с престуным миром. К тому же Чечня cуществует для обкатки милиции, чтобы понюхать крови.

Даже предположив, что правительство хочет побороть преступность, милиции одной с ней не справиться. Мне кажется в сегодняшней ситуации надо вернутся к народной самозащите. Шаг в эту сто уже сделан. Поправка к Закону о применении оружия в качестве самообороны принята, это хорошо, но этого мало. Возможно, надо вернуться к совместном патрулированию милиции и армии, рождению народных дружин на новой основе. Уже сегодня кое-где создаются ряды самообороны, появляются местные шерифы. Нужно все это упорядочить, привести в систему — словом, охрану правопорядка превратить в общенародное дело, поднять работу правоохранительных органов хотя бы до уровня, который был при советской власти. Но этого надо подчинить МВД Федеральному Собранию, дать право контролировать МВД работникам ФСБ, провести чистку кадров МВД, обеспечить их материально.

Махровым цветом расцвело такое редкое в цивилизованных странах преступление, как похищение людей. Heредко люди у нас исчезают без следа. Помилуйте, в каком веке, в каком государств живем! Пропал человек — надо бить все колокола, искать всем миром, а никто не хочет искать пропавшего. Что мы уже не люди?

А сколько речей произнесет уменьшении смертности на наших улицах и дорогах. Слова звучат, а количество ДТП со смертельным исходом растёт. Многие надеются, что резкое увеличение штрафов, возможно, повысит дисциплину на дорогах и смертность станет ниже, чем я лично глубоко сомневаюсь. Вот если бы удалось хоть чуть-чуть уменьшить взяточничество на дорогах! Но об даже мечтать не приходится. А мздоинство гаишников — это одна из главных причин, по которой наши дороги так опасны.

Страшно жить в такой стране, где власти не ценят жизнь своих подданных. Но еще страшнее то, что мы с этим примирились. Лассаль, помнится, сказал: «Единственный источник права — общее сознание всего народа, общий дух его». И пока мы будем терпеливо сносить удары битой по голове, будем получать эти удары.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]