Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Історіясучпсихології.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
4.05 Mб
Скачать

Глава 11. Возникновение прикладной психологии, 1892-1919 367

были вербальными — от называния объекта до необходимости вставить в предло жение пропущенное слово, например «Ворона перья клювом» (задания по следнего типа впервые были предложены Г. Эббингаузом). В соответствии с пред ставлением французской школы о том, что мышление — это ядро интеллекта, Бине считал наиболее важным тестом ответы на абстрактные вопросы, например: «Когда кто-то нуждается в хорошем совете, что он должен сделать?»

В результате длительных исследований Бине установил возрасты, когда нормальные дети могут выполнить каждый из его тестов. После этого можно было сравнить прохождение тестов конкретным ребенком с результатами его сверстников. Отсталым считался тот ребенок, который не может решить проблемы, решаемые другими детьми его возраста. Таким образом можно обнаружить таких детей и дать им специальное образование.

Тесты Бине были гораздо полезнее тестов Гальтона. Американский психолог Генри Годдард (1866-1957) занимался психологическими исследованиями в учреждении для умственно отсталых детей, страдавших различными нарушениями — эпилепсией, аутизмом, задержкой развития. Он постоянно сталкивался с трудной задачей: определить, кто из детей страдает задержкой развития, а кто болен физически. Вначале Годдард пытался использовать модификации стандартных лабораторных методов Гальтона, но они оказались бесполезны. Затем он узнал о тестах Бине, ввел их в свою практику и нашел, что они отвечают его потребностям (R. Smith, 1997, р. 595).

Поскольку интересы Бине носили скорее практический, а не теоретический характер, он не создал общей теории интеллекта. Тем не менее он коснулся некоторых проблем этой области. Во-первых, как уже отмечалось, в противовес тенденции английских эмпириков отождествлять интеллект с точностью сенсорных способностей, Бине придерживался тенденции французского рационализма отождествлять интеллект с высшими психическими процессами. Он отвергал сенсорный подход как «пустою трату времени» и задавал риторический вопрос: «Имеет ли значение, нормально или нет функционируют органы чувств?.. Хелен Келлер была слепой и глухой, что не помешало ей стать очень интеллектуальной» (1905).

В отношении того, является ли интеллект единой способностью, как утверждал Гальтон, или же совокупностью способностей, Бине колебался. Казалось, он отвергал точку зрения Гальтона, когда писал, что «интеллект нельзя измерять так, как мы измеряем линейные поверхности, поскольку существуют "различные интеллекты"» (1905). С другой стороны, он использовал термин «общий интеллект» и даже сделал предположение об одной способности, лежащей в его основе: «Интеллект обладает фундаментальной способностью... Это способность к суждению... способность личности приспосабливаться к обстоятельствам». Конечно, основная идея теста Бине — увидеть, «превосходит ли человек других, и в какой степени», по-видимому, предполагает представление об общем интеллекте как абстрактной способности, сформулированное Гальтоном.

Бине преследовал ту же цель, что и Гальтон, — «отделить природный интеллект от инструкций». «Мы хотим измерить лишь сам интеллект... Мы верим, что добились успеха в полном отбрасывании информации, приобретенной субъектом... В расчет мы принимаем лишь уровень природного интеллекта субъекта». Как и су-

368 Часть V. Прикладная психология в XX веке

ществование общего интеллекта, способность теста измерить интеллект независимо от полученного образования вызвала в психометрической психологии острую дискуссию, особенно тогда, когда такие стандартизированные тесты, как SAT, приобрели решающее значение для образовательного, профессионального и социального продвижения.

Педагогическая психология и тестирование интеллектуальных способностей развивались и в Германии, хотя медленнее, чем в других странах. Здесь наиболее значительной стала работа Уильяма Стерна (1871-1938), который ввел понятие коэффициента интеллекта, или IQ, количественный способ оценки психического уровня ребенка по сравнению с его или ее сверстниками. Тест Стерна позволял измерять «психический возраст» ребенка, который затем можно было соотнести с его хронологическим возрастом. Так, если ребенок выполнял все задания, с которыми обычно справляются десятилетние, то IQ ребенка составлял: 10:10 = 1, которую Стерн всегда умножал на 100, чтобы избавиться от знаков после запятой. Следовательно, «нормальный» IQ всегда был равен 100. Отсталый ребенок должен был иметь IQ меньше 100, а опережающий нормальное возрастное развитие — больше 100. IQ больше не высчитывают таким способом, но этот термин продолжают использовать, хотя сам Стерн говорил о пагубности его влияния (W. Schmidt, 1996).

Тестирование интеллектуальных способностей оказало глубокое воздействие. Оно стало краеугольным камнем ранних этапов прикладной психологии, предоставляя конкретный метод, благодаря которому психологию можно было применять во множестве различных областей, начиная с педагогики и заканчивая размещением персонала и оценкой личности. Тестирование интеллекта стало влиятельным социальным фактором, поскольку результаты тестирования отражались на образовании и карьере людей, а иногда и определяли их. Издавались даже указы о стерилизации людей в зависимости от результатов тестирования интеллектуальных способностей (см. главу 12). Таким образом, это достижение прикладной психологии имело такое влияние на повседневную жизнь, о котором экспериментальная психология не могла и мечтать.

Возникновение прикладной психологии в США

В 1892 г. Уильям Джеймс писал: «Психологию того сорта, которая могла бы излечить случай меланхолии или прогнать хронические галлюцинации душевнобольного, определенно следует предпочесть самым неземным прозрениям о природе души». Джеймс распознал нараставший конфликт между психологами-теоретиками и практикующими психологами. Его "можно наглядно проследить в истории Американской психологической ассоциации (American Psychological Association, АРА), основанной в 1892 г. Эта организация была учреждена, чтобы способствовать развитию психологии как науки, но очень скоро ее члены обратились к практическому применению своей дисциплины, и АРА столкнулась с нежелательными проблемами, имевшими отношение к определению и регулированию занятий психологией как прикладной деятельностью. Но остановить развитие прикладной психологии было невозможно: социальные обстоятельства и идеология прагматизма настоятельно ее требовали.