Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Tema7.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
148.99 Кб
Скачать
  1. Особенности тактики допроса отдельных участников уголовного процесса.

Особенности тактики допроса свидетеля, потерпевшего, эксперта

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данно­му делу.

Свидетель может быть допрошен по поводу любых обстоятельств, подлежащих установлению по данному де­лу, в том числе о личности обвиняемого, потерпевшего и о своих взаимоотношениях с ними.

При подготовке к допросу свидетеля необходимо попы­таться установить его отношение к обвиняемому, а именно: проверить, не заинтересован ли он в деле; не привлекался ли к уголовной ответственности, как характеризуется по работе и дома. Это можно осуществить путем допроса других свидетелей, проверки в необходимых случаях по криминалистическим учетам и истребования служебной характеристики.

Если проверяемое событие требует допроса нескольких свидетелей, то возникает необходимость выяснения очеред­ности их вызова. Первыми на допрос вызываются свидете­ли, которые характеризуются как добросовестные и всесто­ронне осведомленные в проверяемом событии, например очевидцы происшествия. Выясняется также вопрос о том, в каких условиях каждый из свидетелей наблюдал событие, что могло лучше запомниться исходя из объективных усло­вий восприятия и индивидуальных психологических осо­бенностей свидетеля.

В числе первых также желательно допросить свидете­лей, показания которых могут быть использованы при допросе обвиняемого и разоблачении лжесвидетелей.

Очередность вызова свидетелей может диктоваться и хронологической последовательностью проверяемых фак­тов. В этом случае обычно первыми допрашиваются свиде­тели, знающие о более ранних событиях. Последними, как правило, допрашиваются свидетели, заинтересованные в исходе дела, если признана необходимость их допроса.

После свободного рассказа свидетелю могут быть зада­ны вопросы для уточнения недостаточно ясных моментов или дополнения того, что было упущено им, так как иногда рассказ свидетеля неполон потому, что он не придает значения каким-либо известным ему обстоятельствам, так как не видит связи между ними и расследуемым событием.. Другой причиной пробелов может быть забывчивость сви­детеля. Наконец, отдельные моменты могут сохраниться в памяти со значительными искажениями.

Свидетели дают показания дважды: на предваритель­ном следствии (дознании) и в суде. К этому можно добавить участие свидетеля в различных следственных действиях.

Потерпевшим признается лицо, которому преступлени­ем причинен моральный, физический или имущественный вред.

При допросе потерпевшего применяются процессуаль­ные правила допроса свидетеля. В то же время имеются определенные тактические особенности допроса потерпев­шего, обусловленные его процессуальным положением и психическим состоянием в момент восприятия происходив­ших событий. Потерпевший — часто активный участник преступного события, в результате которого ему причинен определенный вред. Потерпевший имеет право представ­лять доказательства, заявлять ходатайство о допросе сви­детелей, знакомиться с материалами дела с момента окон­чания предварительного расследования.

Допрос потерпевшего следует проводить своевременно (исключением может быть его физическое состояние — бессознательность, тяжелое ранение и т.п.), чтобы исклю­чить возможность влияния имеющихся в деле доказа­тельств, недостоверных показаний недобросовестных сви­детелей.

Говоря об оценке показаний и выборе тактических приемов допроса, следует учитывать психическое состояние потерпевшего в момент восприятия событий (испуг, страх, ужас, волнение, физические страдания и т.д.), преувеличе­ние в связи с этим опасности, в которой он оказался. Надо иметь в виду, что иногда потерпевший под влиянием обви­няемых, подозреваемых, их родственников и знакомых дает в их пользу заведомо ложные показания. Особенно это касается категории половых преступлений. По этим же уголовным делам потерпевшие, как правило, испытывают чувство стыдливости, которое мешает им быть откровенны­ми.

В тех случаях, когда после ознакомления с заключением эксперта у следователя возникает необходимость в его дополнении или разъяснении, он вправе допросить эксперта (ст. 191 УПК РБ). Это может касаться вопросов, относя­щихся к процессу проведенного исследования, его методам и основаниям выводов, формулировкам или использованной терминологии, компетенции эксперта, причинам рас­хождения с другими экспертами, если речь идет о комисси­онной или повторной экспертизах. Обстоятельства, интере­сующие следователя, выясняются путем постановки вопро­сов эксперту и ответов на них.

Особенности тактики допроса подозреваемого и обвиняемого

Следователь обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения. Закон предусматрива­ет, что обвиняемый и подозреваемый имеют право, но не обязаны давать показания. В то же время, учитывая, что показания обвиняемого являются не только источником доказательств, но и средством его защиты, следователь должен убедить допрашиваемого изложить свои показания с исчерпывающей полнотой.

При допросе обвиняемого используются общие положе­ния тактики допроса, но в то же время принимаются во внимание и некоторые особенности.

При подготовке к допросу необходимо тщательно изу­чить материалы уголовного дела и личность допрашиваемо­го, так как даже малейшая его неосведомленность может в одних случаях затруднить допрос, а в других отрицательно повлиять на линию поведения обвиняемого.

Большое значение имеет и правильно выбранный мо­мент допроса. Как преждевременный, так и запоздалый допрос отрицательно сказывается на результатах расследо­вания в целом. Если обстоятельства, по поводу которых предусмотрено допросить обвиняемого, сомнительны и не­ясны, вызов его на допрос является преждевременным и, как правило, безуспешным.

Доказательства, с помощью которых предполагается разоблачить ложные показания обвиняемого, должны быть проверены, непротиворечивы и убедительны.

При наличии нескольких обвиняемых очень важно пра­вильно решить, кого из них допрашивать в первую очередь. Это зависит от нескольких факторов, а именно: от роли, которую играл в совершении преступления тот или иной обвиняемый, и наказания, которое ему грозит за содеянное, насколько убедительны доказательства его вины, в каких взаимоотношениях он находился с другими соучастниками, не высказывал ли кто-то из них намерения явиться с повинной и прекратить преступную деятельность, каковы личные качества обвиняемого (решительность, безволие, трусость и т.д.), совершил ли он преступление впервые или уже отбывал срок наказания.

Следует также учитывать, что о менее значительных эпизодах преступной деятельности обвиняемый, как прави­ло, дает правдивые показания быстрее, чем о тяжких преступлениях, а такое откровение по поводу одних эпизо­дов нередко побуждает его рассказать о других, более опасных.

При допросе обвиняемому необходимо разъяснить, что чистосердечное раскаяние является обстоятельством, смяг­чающим ответственность.

Если обвиняемый ссылается на алиби (лат. alibi — в другом месте), а оно может быть правдивое или ложное, следователь должен, во-первых, в ходе допроса предельно детализировать обстоятельства, связанные с заявленным алиби; во-вторых, немедленно допросить лиц, на которых указал допрашиваемый; в-третьих, целесообразно провести ряд повторных допросов лица, заявившего о своем алиби; в-четвертых, следует иметь в виду, что допрашиваемый может ссылаться на обстоятельства, которые действительно имели место, но не в то время, о котором он говорит; в-пятых, ложное алиби может быть проверено посредством не только допроса, но и проведения других следственных действий.

Может иметь место признание своей вины вховершении преступления, в действительности им не совершенного. Налицо самооговор, который требует глубокой проверки посредством повторного допроса, очной ставки и других действий.

В случаях, когда обвиняемый отказывается от ранее данных им показаний, его необходимо подробно допросить о мотивах отказа и затем тщательно проверить все его объяснения.

Подозреваемый допрашивается с соблюдением тех же процессуальных правил и тактических приемов, что и об­виняемый. Однако с учетом процессуального положения подозреваемого ему должно быть объявлено, в совершении какого преступления он подозревается.

Задержанное лицо, подозреваемое в совершении пре­ступления, допрашивается прежде всего об обстоятельст­вах, явившихся основанием для задержания. Ему предла­гается рассказать, как он оказался на месте совершения преступления; при каких обстоятельствах был застигнут; кто из очевидцев обнаружил его; какие орудия преступле­ния и инструменты находились при нем; с какой целью он их приобрел; каково происхождение обнаруженных на нем следов (например, крови, спермы, царапин и т.д.).

В большинстве случаев подозреваемый на первом до­просе придерживается тактики выжидания, по крайней мере до тех пор, пока не узнает, в чем он конкретно обвиняется и какими доказательствами его вины распола­гает следователь. В силу этого линия поведения следователя в основном сводится к применению приемов, основанных на использовании доказательств, о наличии которых подо­зреваемый пока не знает.

Тактика последующих допросов будет зависеть от исход­ных ситуаций, которые можно свести к: а) отсутствию доста­точно веских данных о причастности подозреваемого к совер­шенному преступлению; 6) наличию его заявления об алиби; в) частичному признанию подозреваемым свой причастности к совершенному преступлению; г) полному признанию подо­зреваемым своей причастности к преступлению.

Подозреваемые и обвиняемые, а также свидетели могут быть допрошены и путем проведения очной ставки.

Согласно уголовно-процессуальному закону очная ставка проводится для устранения существенных противоречий, со­держащихся в показаниях ранее допрошенных лиц.

В процессе подготовки к этому следственному действию следует определить, в какой очередности провести очные ставки, обстоятельства, по поводу которых будут допроше­ны участники, сформулировать основные вопросы и наме­тить, в каком порядке они будут заданы участникам, кого из участников очной ставки допрашивать первым. Как правило, это лицо, которое, по мнению следователя, дает правдивые показания, изобличает обвиняемого или подо­зреваемого в совершении преступления.

Допрос на очной ставке целесообразно вести по отдель­ным эпизодам и фактам. Лишь после того, как оба участ­ника будут допрошены по одному факту, следует перехо­дить к исследованию другого. В процессе допроса на очной ставке его участникам могут предъявляться вещественные доказательства и документы. Участники имеют право зада­вать друг другу вопросы. Если в процессе очной ставки кто-либо из допрашиваемых изменит свои прежние показа­ния, то следователь обязан выяснить причины этих изме­нений и зафиксировать их в протоколе.

Особенности тактики допроса несовершеннолетних

Особенности тактики допроса несовершеннолетних в значительной степени обусловлены особенностями их пси­хики (повышенная внушаемость и самовнушаемость, склон­ность к фантазированию, неустойчивость .поведения, высо­кая эмоциональность и т.п.), в большинстве случаев незна­чительным жизненным опытом, что не дает им возможности правильно оценить расследуемое событие в целом или отдельные его элементы.

При подготовке к допросу следует выяснить возраст (с указанием года, месяца и дня рождения), степень развития несовершеннолетнего, влияние на него взрослых, особен­ности его характера, интересы, взаимоотношения с лицом, о котором намечено его допросить, и с учетом этих моментов определить место допроса и лиц, которые будут участвовать в допросе (педагог, брат или сестра допрашиваемого и др.). Детей младшего возраста желательно допрашивать в при­вычной для них обстановке (в школе, дома и т.д.), тогда как подростков 15 — 17 лет, наоборот, в официальной обстановке, так как последняя накладывает на них отпеча­ток ответственности и они могут быстрее дать правдивые показания.

Несовершеннолетних можно допрашивать только об обстоятельствах, которые им известны. Поэтому на стадии подготовки к допросу желательно продумать формулиров­ки вопросов, чтобы они не носили характер наводящих и внушения.

Приступая к допросу, следователь прежде всего должен расположить к себе несовершеннолетнего, преодолеть не­доверие и отчужденность, вызвать допрашиваемого на от­кровенный разговор. Для этого можно поговорить с ним на отвлеченную тему — о книгах, музыке, кино, спорте и т.д.

В начале допроса следует выяснить, кому несовершен­нолетний рассказывал о событиях, по поводу которых он допрашивается, не обсуждалось ли это событие среди чле­нов семьи, друзей, товарищей, что они при этом говорили и т.д. Это даст возможность предположить, что показывает несовершеннолетний именно по своим наблюдениям, а что с чужих слов.

Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособ­ность долго сосредоточивать внимание на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать- допрос или должен устраивать перерывы, если этого избежать не уда­ется.

Тактические приемы допроса несовершеннолетних мо­гут быть сведены к детализации показаний и постановке контрольных вопросов, к предъявлению доказательства допрашиваемому, к демонстрации следователем своей осведомленности по делу и знанию личности допрашива­емого.

Если несовершеннолетний обвиняемый признает себя виновным, то в ходе допроса необходимо проверить, не сделано ли это признание под влиянием уговоров, запуги­вания или обмана со стороны взрослых, боязни мести, не вызвано ли оно желанием скрыть другое преступление либо преступление, совершенное другим лицом.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не при­знающего себя виновным, следователь должен разъяснить допрашиваемому значение правдивых показаний, попы­таться установить и устранить причины, мешающие сказать ему правду.

Причинами недостоверных показаний несовершенно­летних могут быть как их заблуждения, так и ложь, причем в отдельных случаях безмотивная. Ложные показания мо­гут даваться под влиянием испуга, стыда, неправильно понятого чувства солидарности, просьб и внушений со стороны взрослых.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]