Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция - Философия 20 века.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
54.78 Кб
Скачать

Истоки и особенности современной западной философии.

1. Естественнонаучное влияние и изменения традиционной картины мира в 19 веке как факторы воздействия на современную философию.

На особенности развития философии 20 века значительное влияние оказали концепции нефилософского знания и социокультурные процессы второй половины 19 века, связанные с ними. В частности, резко изменившийся статус науки в обществе и культуре в целом повлиял на складывание современной философии.

Ряд теорий, сложившихся во второй половине 19 века, наносили серьезный удар по традиционному европейскому сознанию, находившемуся под влиянием библейской картины мира. Еще в 18 веке многочисленные находки ископаемых животных (типа динозавров) и их изучение привело к выводу о том, что они являются «допотопными» существами, то есть теми, кто жил до Всемирного потопа и которых Ной не взял с собой в ковчег. Но к середине 19 века концепция эволюционного развития, получившая твердое обоснование в естествознании: например в биологии (эволюционная теория Ч. Дарвина) и в геологии (от концепции формирования различных слоев земли и до учения о планетарной эволюции Вернадского) фактически разрушила библейскую картину мира. Человек и природа уже не являются результатами единичного акта творения, а представляются сложным процессом трансформации организмов, не зависящих от воли и продуктивной силы Бога.

В не меньшей степени, традиционному представлению о человеке противоречила теория Зигмунда Фрейда – психоанализ. Человек в психоанализе является ареной борьбы и противостояния тех сил, которые человек не осознает и не понимает: бессознательного – неосознанных примитивных стремлений подчиненных принципу удовольствия, и сверх-я – сила навязанных культурой и социумом правил, которые ограничивают, подчиняют человека, делая его социально приемлемым. С точки зрения психоанализа, все достижения духовной культуры человека являются канализацией (сублимацией в терминах психоанализа), перенаправлением, бессознательного сексуального желания. В противовес рационалистической европейской философской традиции З. Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер.

Эволюционная теория и психоанализ подточили классическую картину мира. К тому же, социальные сдвиги и общее развитие культуры привело к тому, что человек остался «один», без тех ответов на основные ценностные вопросы, что ему предлагала, классическая, религиозная картина мира. Философия 20 века в большой степени сформировалась, пытаясь ответить на эти вопросы, как и поставила «вопрос вопросу», то есть насколько такие ответы нужны человеку и не являются ли они всего лишь неким определенным «мифом» на который опирается человек. Разрушение классической картины мира привело не только к попыткам создать новое всеобъемлющее миропредставление, но и к сомнению в нужности этого представления и его ценности для человека.

Даже не религиозное мышление, основанное на рационализме и вере в человека оказалось по сомнением. Считалось вполне возможным на основе постижения законов природы и общества господствовать над ними. Это означало, в первую очередь, достижение материального благоденствия человечества при помощи науки и высочайшего развития человека, всех его духовных и физических сил при помощи установления оптимального общественного устройства. Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был нанесен первый удар французской революцией 1879 г. Общество, которое считалось основанным на "принципах разума", провозгласившее "разум" божеством, в основу своей политики официально положившее учение "гениев человечества", на поверку оказалось и неразумным и нечеловечным.

Террор, гражданская война с десятками тысяч невинных жертв заставила многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки. На одной из кожевенных фабрик близ Лиона (по свидетельству историка Т. Карлейла) по последнему слову тогдашней технологии выделывали перчатки из мужской кожи контрреволюционеров. Женская кожа, как более тонкая, на эти изделий не годилась и шла на отделку продукции. Самые разные события в Европе и в Америке (наполеоновские войны, перевороты, революция 1848 г.) вынудили усомниться в значимости просвещения для смягчения нравов и установления социальной гармонии. Наука же показала свой "звериный оскал" в первой мировой войне 1914 г., продемонстрировав способность использовать ее для массового уничтожения человечества и его культуры в газовых атаках и бомбардировках мирных городов. Не удивительно, что наиболее проницательные мыслители конца 19 века в момент, казалось бы, наибольшего торжества идей классической философии вдруг заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского человека.

Надлом классической философии произошел уже в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей. Уже эти выдающиеся философы показали, что и познание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. История, скорее, иррациональна, а познание аристократично и переисполнёно мифами. Попытка же создать всеобъемлющее мировоззрение выглядит смешной на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия, его атомизации. Проблема человека поворачивалась доселе невиданной плоскостью. С одной стороны - нивелировка, "усреднение" человека, становление и распространение в мире "человека толпы", с другой стороны - одиночество, отчаяние и беспомощность человека перед миром и обществом как предел индивидуализма. Уже у Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора мы находим мотивы более позднего этапа западной философии, которые доминируют в ней с 20-х гг. 20 века.

Разрыв традиционной картины мира. При всех своих противоречиях, она все-таки представляла из себя целостную систему с привычными оппозициями: идеалисты спорили с материалистами по четко выделенным пунктам. Социо-культурное развитие во второй половине 19 века привело к тому, что сам спор потерял смысл: марксизм перешел от теоретизирования о мире к переделке мира, идеализм трансформировался в поэтико-художественные практики.

В традиционной картине мира всегда была важна фигура человека. Но человек оказался совсем не таким, каким представлялся. Он не управлял даже собой (Фрейд).