Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
416
Добавлен:
17.10.2014
Размер:
29.18 Кб
Скачать

ХОЛЕРА

Холера — острое инфекционное заболевание человека, характеризую­щееся фекально-оральным механизмом заражения, поражением тонкой кишки, нарушением водно-солевого обмена с различной степенью обез­воживания Относится, к числу карантинных, конвенционных болезней.

Этиология. Возбудитель — холерный вибрион, имеющий биотипы — классический и Эль-Тор с серотипами Огава, Инаба, Гикошима.

Вибрион Эль-Тор может при определенных условиях размножаться и вне человеческого организма, в частности в воде. Он устойчив во внешней среде, но в то же время высокочувствителен к кислотам. Грамотрица-тельный, хорошо окрашивается анилиновыми красками. Аэроб растет при температуре от 10 до 40 °С (оптимальная 37 °С) на щелочных средах (при рН от 7,6 до 9,2). На 1 % щелочной пептонной воде через 6 ч наблюдается обильный рост вибрионов в отличие от других микробов кишечной группы.

Холерные вибрионы разлагают без газа до кислот сахарозу, глюкозу, мальтозу, маннит, лактозу, разжижают желатину, образуют индол, не изменяют арабинозу. Холерные вибрионы Эль-Тор в отличие от классических биотипов гемолизируют эритроциты барана. Особое внимание следует также обратить на вибрионы, которые не агглютинируются холерной 0-сывороткой (НАГ-вибрионы). Они также могут вызвать тяжелые холероподобные заболевания с летальным исходом.

Эпидемиология. Источником инфекции является человек (больной, реконвалесцент, вибриононоситель), который выделяет вибрионы с испра­жнениями и рвотными массами. Особую опасность представляют больные со стертой формой холеры. В зависимости от преобладающих путей передачи инфекции различают водные, пищевые, контактно-бытовые и смешанные эпидемии холеры. Различают эндемичные и завозные очаги холеры. В энде-мичных районах холера регистрируется в течение всего года с более высокой заболеваемостью среди детей. Завозные эпидемии связаны с интенсивной миграцией населения в мире. Во время завозных эпидемий заболевания холерой возникают среди всех возрастных групп.

Заражение человека может произойти не только при питье необез­зараженной воды, но и при заглатывании воды при купании, во время умывания. Пищевые продукты или готовая пища могут инфицироваться во время кулинарной обработки, хранения и раздачи. Наибольшую опас­ность представляют продукты и блюда, не подвергающиеся термической обработке (хлеб, салаты, фрукты, масло, молоко и т. п.). Большое значение имеет перенос холерных вибрионов мухами.

Патогенез. Холерные вибрионы проникают в организм человека через рот с водой или пищей. Они должны преодолеть желудочный барьер. Это чаще происходит натощак, в период покоя секреторной деятельности желудка, при обильном питье воды, понижающем кислую реакцию желудоч­ного сока, или. у лиц, страдающих ахилией и хроническими заболева­ниями желудка с пониженной кислотообразующей функцией. Чаще и тяжелее болеют лица, страдающие алкоголизмом и перенесшие резекцию желудка. Холерные вибрионы, преодолев желудочный барьер, интенсивно размножаются в тонкой кишке. Они образуют экзотоксин и так называемый фактор проницаемости. Холерные токсины резко увеличивают проницае:

мость сосудов и клеточных мембран тонкой кишки.

В результате частой рвоты и поноса больной за короткий период теряет большое количество жидкости, изотоничной плазмы, электролитов, прежде всего калия, бикарбонатов. Наряду с потерей электролитов дегидра­тацию следует рассматривать как ведущее звено в патогенезе холеры. Сгущается кровь, нарушаются гемодинамика и функция почек, появляются судороги В генезе судорог ведущее значение имеют ацидоз и гипокалиемия.

Патогенез холеры одинаков при заражении человека как класси­ческим холерным вибрионом, так и вибрионом Эль-Тор.

Клиника. Клиническая картина отличается большим разнообразием — от легчайших проявлений энтерита до тяжелейших форм, протекающих с резким обезвоживанием и заканчивающихся летальным исходом на 1—2-е сутки болезни.

Инкубационный период колеблется от нескольких часов до 5 дней, чаще — 2—3 дня. Начало заболевания, как правило, острое. При легких формах иногда бывает постепенное начало.

Заболевание начинается обычно с поноса, который возникает внезап­но, чаще в ночное время или в утренние часы. У большинства больных вначале стул водянистый, реже испражнения каловые, а затем приобре­тают типичный для холеры характер — напоминают рисовый отвар. В ряде случаев при легком течении болезни стул каловый. Изредка бывает примесь слизи, а иногда и крови.

Частота стула в 1-е сутки болезни — от 3 до 10 раз, а в ряде случаев он не поддается подсчету Обезвоживание может развиться уже после нескольких дефекаций. В первые часы болезни возникают боль и судорож­ные сокращения в икроножных и жевательных мышцах. Развивается мышечная слабость, нередко сопровождающаяся головокружением и обмороками У большинства больных холерой вслед за жидким стулом внезапно начинается повторная обильная рвота. У части больных она может предшествовать поносу Иногда наблюдается рвота без расстрой­ства стула. Рвотные массы вначале могут быть с примесью пищи и желчи, а затем становятся водянистыми и также напоминают рисовый отвар. Рвота при холере обильная, частая, извергается фонтаном. С рвотными массами больные теряют значительное количество электролитов, особенно хлора. Почти в половине случаев отмечается, боль в животе ноющего характера, не интенсивная. Живот у больных холерой чаще втянут- В резуль­тате потери большого количества жидкости и солей быстро развивается тяжелое вторичное нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, почек. Понос и рвота прекращаются, появляются симптомы дегидратации:

понижение тургора кожи, цианоз, сухость кожи и слизистых оболочек, осиплость голоса, вплоть до афонии, судороги, одышка, нарушения гемоди-намики, анурия, гипотермия, при которой возникают расстройства пери­ферической циркуляции. В то же время у большинства больных ректальная температура повышена. В начале заболевания у части больных отмеча­ется с\бфебрильная температура, а у отдельных лиц—фебрильная.

Характерны снижение артериального систолического и венозного давления и \чащение пульса При нарастании дегидратации, гипокалиемии, ацидоза, сгущения крови развиваются гиповолемический шок, нарушение дыхания, может возникнуть почечная недостаточность

В соответствии со степенью дегидратации различают и клинические

формы: легкую, средней тяжести, тяжелую и очень тяжелую (алгидную). Для легкой формы характерна дегидратация I степени (потеря жидкости до 3 % массы тела). Для холеры средней тяжести свойственны дегидратация II степени (потеря жидкости до 4—6 % массы тела), острое начало с появления жидкого стула и раннее присоединение повторной рвоты обильным водянистым содержимым без предшествующей тошноты. У части больных возникают судороги икроножных мышц, реже кистей, стоп. Тяжелая форма холеры характеризуется дегидратацией IIf степени (потеря жидкости до 7—9 % массы тела), острым началом и развитием всех симптомов обезвоживания в первые 10—12 ч болезни. Быстро нарастает слабость, развиваются жажда, цианоз кожи, судороги мышц конечностей. Черты лица заостряются. При алгидной форме холеры отмечается дегидра­тация IV степени (потеря жидкости до 10 % массы тела и более), явления обезвоживания резко выражены, голос беззвучен, кожа, собранная в складки, не расправляется, черты лица резко заострены, глазные яблоки запавшие, «руки прачки», артериальное давление снижается, а затем вовсе не определяется даже на крупных артериях. Тоны сердца глухие, дыхание частое, поверхностное, резко выражен цианоз, судороги учаща­ются, становятся более распространенными, появляется мучительная икота в результате судорог диафрагмы. Температура тела снижается до 35—34,5 °С. Диурез резко уменьшается или отсутствует (холерная анурия), прекращаются понос и рвота, больной теряет сознание, развивается холерная кома. К наиболее тяжелым клиническим вариантам течения заболевания относятся молниеносная форма и сухая холера.

Большую эпидемиологическую опасность представляет вибриононоси-тельство. В очагах холеры Эль-Тор соотношение вибриононосителяй и манифестных форм холеры колеблется от 10 : 1 до 100 : 1. Проведенные клинические, гистоморфологические, иммунологические исследования свиде­тельствовали о наличии у бактерионосителей активного инфекционного процесса с субклиническим течением.

Изменения периферической крови у больных холерой при I степени дегидратации выражены незначительно. При II степени ее наблюдается снижение числа эритроцитов и уровня гемоглобина, что, очевидно, вызыва­ется перераспределением жидкости и притоком ее в сосудистое русло в связи с прогрессирующим обезвоживанием.СОЭ увеличивается, особенно при II степени дегидратации.

При дегидратации I степени лейкоцитоз и лейкопения регистрируются с одинаковой частотой; при II—-III степени у 50 % больных наблюдается найтрофильный лейкоцитоз, который в период реконвалесценции нормали­зуется и сменяется лимфоцитозом.

При II, III и IV степени обезвоживания содержание эритроцитов и гемоглобина, несмотря на сгущение крови (относительная плотность плазмы повышается до 1028—1035), не увеличивается, что, вероятно, связано с задержкой эритроцитов в депо и последующим их разруше­нием. В то же время число лейкоцитов увеличивается за счет нейтрофильных гранулоцитов, особенно молодых элементов (палочкоядег ных). Лабораторные исследования подтверждают декомпенсированный характер IV степени обезвоживания. Относительная плотность плазмы достигает 1032—1040 и более, гематокрит повышается до 65—70/л, вязкость крови до 10—20 ЕД. Объем циркулирующей плазмы уменьшается, рН артериаль­ной крови падает до 7,2, развиваются значительный электролитный дефи­цит, выраженный метаболический ацидоз, гипоксия. В результате ухудшения микроциркуляции происходит нарушение свертывающей системы крови (ускорение I и II фаз свертывания крови с повышенным фибрионолизом и тромбоцитопенией).

Изменения в моче характерны для наиболее тяжелых степеней обезвоживания и выражаются главным образом в появлении протеинурии, эритроцитов, лейкоцитов, гиалиновых цилиндров. Наблюдается снижение концентрационной функции почек до 1010 и ниже.

Для экспресс-диагностики холеры можно использовать люминес-центно-серологический метод. Серологические исследования применяют в основном для ретроспективной диагностики. Из лабораторных методов основным является бактериологическое исследование испражнений и рвот­ных масс до приема больным антибиотиков.

Дифференциальный диагноз. Холеру дифференцируют с острым гастро­энтеритом, вызванным сальмонеллами, шигеллами Зонне, ротавирусами, а также с неинфекционным гастроэнтеритом, отравлениями грибами (блед­ной поганкой) и некоторыми пестицидами.

Большие трудности представляет дифференциальный диагноз между холерой и гастроэнтеритом сальмонеллезной этиологии. Это связано с тем, что обезвоживание типично для обоих заболеваний и диагностическое значение имеет только степень обезвоживания. При сальмонеллезе она редко достигает III и IV степени. Кроме того, у больных сальмонеллезом симптомы интоксикации (головная боль, лихорадка с ознобом, тошнота) предшествуют рвоте и поносу или возникают одновременно с ними. Холера чаще начинается с поноса с последующим присоединением рвоты и быстрым развитием явлений обезвоживания. При сальмонеллезе редко наблюдаются неокрашенные испражнения, стул обычно реже, чем при холере, в кале имеется примесь слизи. При ректороманоскопии у больных сальмонеллезом выявляются очаговые изменения слизистой оболочки (точечные геморрагии, эрозии), в то время как при холере катаральные изменения слизистой оболочки толстой кишки диффузные. У больных сальмонеллезом часто наблюдается гепатолиенальный синдром.

В связи с особенностями течения холеры Эль-Тор возникает необ­ходимость дифференцировать ее с острой дизентерией, особенно выз­ванной шигеллой Зонне. Для дизентерии типичны скудный с примесью слизи и крови стул, тенезмы, боль в животе, озноб, повышение температуры тела При ректороманоскопии определяются различные формы прокто-сигмоидита Не характерны выраженные явления обезвоживания, нарушение функции почек.

Наибольшие трудности для дифференциальной диагностики с холерой представляют случаи ротавирусного гастроэнтерита. Оба заболевания начинаются с поноса и рвоты, но в отличие от холеры при ротавирусном гастроэнтерите боль в животе выражена более интенсивно, дефекация сопровождается громким урчанием, испражнения обильны, пенистые, ярко-желтого цвета с резким запахом. Важным дифференциально-диаг­ностическим симптомом являются зернистость, гиперемия, отек слизистой оболочки мягкого нёба, которые выявляются почти у всех больных. Явления обезвоживания, характерные для холеры, чрезвычайно редко наблюдаются у больных ротавирусным гастроэнтеритом. Если у больных холерой часто уже в начале болезни наблюдается тахикардия, то для ротавирусного гастроэнтерита характерна брадикардия. Наиболее вероятный воздушно-капельный механизм заражения ротовирусным гастроэнтеритом, о чем свидетельствует концентрация заболеваний в непосредственной близости от источников инфекции.

Отравление грибами (бледной поганкой) вызывает картину, подобную очень тяжелой форме холеры, однако для него характерны выраженная боль в животе, развитие желтухи.

Анамнестические данные, отсутствие указаний на связь с источником холерной инфекции позволяют усомниться в диагнозе холеры, а затем и отвергнуть его.

Особое значение приобретает диагностика первых случаев холеры, поскольку официальная регистрация холеры влечет за собой, помимо медицинских мер, введение ограничительных мероприятий на данной территории.

Таким образом, при любом сочетании клинических и эпидемиоло­гических данных окончательный диагноз первых случаев холеры должен быть обязательно подтвержден выделением от больных возбудителя. В то же время при уже развившейся эпидемии самое легкое кишечное заболевание должно расцениваться как подозрительное на холеру, и больной в обязательном порядке подлежит провизорной госпитализации. Указанный подход и диагностическая тактика во время эпидемиологической вспышки холеры реализуются путем активного выявления больных при подворных (поквартирных обходах) и провизорной госпитализации.