Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблемы в УП деят. следователя.docx
Скачиваний:
141
Добавлен:
13.04.2015
Размер:
495.64 Кб
Скачать

8.1.2. Проблема определения целей задержания подозреваемого

В уголовно-процессуальных кодексах России традиционно отсутствуют нормы, устанавливающие цели применения такой меры процессуального принуждения как задержание подозреваемого. Однако это не означает, что в российском уголовно-процессуальном законодательстве вообще не были определены цели задержания подозреваемого. В ст.1 Положения о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, было закреплена следующая формулировка: «Положение имеет своей задачей установление порядка кратковременно задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, в целях выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу» (Положение о порядке кратковременно задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. №4203-IX // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №29. Ст.426).

Однако в ныне действующем законодательстве, регламентирующем порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, цели задержания не установлены, а указано лишь на то, что «содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений … осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации» (Ст.1 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 №103-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №161-ФЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». ИБ: Законодательство).

Формулировка ст.1 Положения о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, в теории и практике уголовного процесса была воспринята неоднозначно.

Большинство авторов и практических работников считали, что цели задержания в ней определены правильно и исчерпывающие (Батюк В.Н. Задержание и заключение под стражу в стадии предварительного расследования: Учебное пособие. К.: НИ и РИО Киевской высшей школы МВД СССР им. Ф.Э. Дзержинского, 1990. С.30; Уголовный процесс: Учебник / Под ред. К.Ф. Гуценко. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. С.137; Григорьев В.Н. Задержание подозреваемого. М.: ЮрИнфоР, 1999. С.70; и др.). Однако некоторые авторы высказывали по поводу данной формулировки критические замечания.

В частности, И.Л. Петрухин по поводу закрепления целей задержания в п.1 Положения о порядке кратковременно задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, писал, что цели здесь определены не вполне точно. По мнению автора, выяснять причастность к преступлению и решать вопрос о необходимости избрания меры пресечения в виде содержания под стражей можно и без задержания. Другое дело, что делать это иногда удобнее, если подозреваемый задержан. Приведенная формулировка ориентирует практику на последующее заключение задержанного под стражу, тогда как существует возможность избрать для него и другую меру пресечения». Продолжая развивать данное суждение, автор пришел к выводу о том, что цели задержания надо формулировать иначе. Задержание в уголовном процессе представляет собой специфическую меру, предшествующую избранию одной из мер пресечения. Поэтому цели задержания и цели мер пресечения в основном совпадают. Это – предотвращение уклонения подозреваемого от дознания, предварительного следствия и суда, воспрепятствование его попыткам затруднить установление истины по уголовному делу, пресечения дальнейшей преступной деятельности (Петрухин И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М.: Наука, 1989. С.10-11).

Некоторые авторы считали необходимым дополнить формулировку целей задержания подозреваемого, сформулированных в п.1 Положения о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

В частности, А.И. Трусов помимо выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу включил в цель задержания также выяснение личности подозреваемого (Уголовный процесс: Учебник / Под ред. К.Ф. Гуценко. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. С.137).

По мнению B.C. Чистяковой, целью задержания подозреваемого является воспрепятствование подозреваемому продолжать преступную деятельность, скрыться от следствия и суда, помешать установлению истины (Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. П.А. Лупинской. Изд. 2-е. М: Юристъ, 1997. С.256).

Рассматривая вопрос о целях задержания подозреваемого, В.Н. Григорьев пришел к выводу о том, что выяснение личности подозреваемого не может быть самостоятельной целью применения данной меры процессуального принуждения, так как это действие является составной частью выяснения причастности задержанного к преступлению. Что же касается воспрепятствования подозреваемому продолжать преступную деятельность, скрыться от следствия и суда, помешать установлению истины, это точнее характеризовать как задачи задержания, а сведения о подобных намерениях традиционно относятся к мотивам задержания (Григорьев В.Н. Задержание подозреваемого. М.: ЮрИнфоР, 1999. С.70).

Несмотря на то, что вышеназванное Положение о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, в настоящее время не действует, сформулированные в нем положения до сих пор оказывают влияние на представление о целях применения такой меры процессуального принуждения как задержание подозреваемого. Свидетельством тому являются формулировки целей, встречающиеся в работах, изданных после принятия УПК РФ, и, прежде всего, в комментариях к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; Науч. ред. В.П. Божьев. М.: Спарк, 2002. С.216).

В то же время некоторые авторы не считают, что цели задержания ограничиваются выяснением причастности задержанного к преступлению и разрешением вопроса о применении к нему пресечения в виде заключения под стражу. Соответственно, целями задержания подозреваемого, по их мнению, являются:

воспрепятствование подозреваемому продолжать преступную деятельность, скрыться от следствия и суда, помешать установлению истины (Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. П.А. Лупинской. Изд. 2-е. М.: Юристъ, 1997. С.256);

определение причастности лица к совершению преступления и необходимости в заключении под стражу, а также обеспечение этой меры пресечения. Вместе с тем, следует отметить, что в последующем К.Б. Калиновский, автор приведенного суждения, определяя цели задержания не упоминает об обеспечении меры пресечения в виде заключения под стражу (Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. С.260);

пресечение преступной деятельности, предупреждение сокрытия подозреваемого от следствия и суда, воспрепятствование фальсификации подозреваемым доказательств и другим его попыткам помешать достоверному установлению обстоятельств уголовного дела (Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2002. С.153); и т.д.

Утверждение о пресечении преступной деятельности как об одной из целей задержания нуждается в уточнении. Под пресечением преступной деятельности следует понимать прекращение совершаемых физическим лицом уголовно наказуемых действий. Эта цель достигается в момент уголовно-правового задержания лица, совершившего преступления, которое состоит в том, что сотрудники правоохранительных органов или граждане осуществляют захват такого лица, лишают его возможности скрыться и в принудительном порядке доставляют задержанного в орган дознания или к следователю, которые уполномочены произвести уголовно-процессуальное задержание.

Преступная деятельность может быть пресечена в момент административного задержания, осуществляемого по основаниям и в порядке, установленном ст.27.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Такая ситуация может сложиться, если физическое лицо задержано в связи с обнаружением в его действиях признаков административного правонарушения, однако в последующем был установлен факт совершения данным лицом преступления. Например, лицо задержано в связи с тем, что в его деяниях усматривались признаки незаконного перемещения товаров через таможенную границу РФ (ст.16.1 КоАП РФ), однако в ходе производства по делу об административном правонарушении был установлен факт совершения данным лицом контрабанды, т.е. преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Таким образом, пресечение преступной деятельности не может быть целью уголовно-процессуального задержания, которое осуществляется после уголовно-правового или административного задержания, т.е. тогда преступная деятельность уже пресечена (Шумилин С.Ф. Полномочия следователя: механизм и проблемы реализации. М.: Экзамен, 2006. С.69-70).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что целями задержания подозреваемого являются: 1)  обеспечение проведения проверки сведений о совершении задержанным лицом преступления; 2) предотвращение возможных (предполагаемых) попыток подозреваемого скрыться от следствия; 3) помешать расследованию путем высказывания и приведения в исполнение угроз в отношении уличающих его участников уголовного судопроизводства и (или) уничтожения или фальсификации доказательств.