Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
672
Добавлен:
11.02.2016
Размер:
2.99 Mб
Скачать

§ 6. Неформальные детские и молодежные объединения

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

МУДРИК А. В.

ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

Контркультурные организации (криминальные и тоталитарные, политические и квазикультовые) – объединения людей, совместно реализующих интересы, программы, цели, социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общества. В современном российском обществе существует множество квазикультовых сект и криминальных объединений, а в последнее десятилетие растет число и политических тоталитарных организаций. Поскольку в состав контркультурных организаций входит много молодежи, а ряд организаций исключительно молодежные, постольку их необходимо рассматривать наряду с другими микрофакторами социализации подрастающих поколений.

Контркультурные организации обладают признаками, общими для любой организации. Однако ценностно-содержательные характеристики этих признаков, во-первых, существенно отличаются от свойственных просоциальным организациям, а во-вторых, специфичны в различных видах и типах контркультурных организаций.

Любая контркультурная организация образуется на основе принципа обособления.

Принцип обособления – это то, что отличает организацию от других общностей, занимающихся антиобщественной деятельностью. Принцип обособления – фактор возникновения солидарности, чувства «мы», он позволяет рассматривать людей, не входящих в организацию, как «чужих», как «они». Принцип обособления определяет содержание жизнедеятельности организации, ее субкультуру, а также критерии приема в нее новых членов.

Контркультурная организация обладает жестко фиксированным членством и жесткой иерархической структурой руководства–подчинения. Обычно во главе организации стоят харизматический лидер, т.е. человек, отличающийся притягательной силой для членов организации и обладающий вследствие этого непререкаемым авторитетом.

В организации могут существовать иерархические группы (страты), которые фиксируются специальными наименованиями каждой страты, привилегиями или ограничениями и запретами, элементами внешнего оформления – одеждой, прическами, макияжем, татуировками и пр. Жизнедеятельность контркультурной организации и каждого ее члена определяется соответствующими нормами; образцами взаимодействия и поведения; клятвами и проклятиями; способами стимулирования – вознаграждения, принуждения и наказания.

Контркультурные организации нередко имеют определенные центры (помещения), в которых собираются их члены. Как правило, у подобных организаций есть определенная атрибутика: от кличек и татуировок до формы и знамен, а также нередко они обладают каким-либо имуществом (у некоторых оно может быть довольно значительным).

В организации складывается и формируется система коммуникаций, образующих каналы организационных и иных связей, которые обеспечивают прохождение информации, необходимой для реализации целей ее жизнедеятельности.

В зависимости от характера организации ее субкультура включает в себя специфические элементы. Одним из них может быть отношение членов организации к своему здоровью: от строгого режима жизни и питания, занятий спортом («накачка мышц» и пр.) до само-истощения вплоть до саморазрушения (минимум сна, минимум пищи и пр.). В одних организациях наркотики и алкоголь используются как средства стимулирования и сплочения их членов, а в других существует полный запрет на их употребление. В одних организациях культивируются эротические ценности, порнография, промискуитет (беспорядочные половые связи), в других – пропагандируется аскетизм, ограничения и запреты в сфере сексуальных отношений. В некоторых организациях существует ограничение и даже запрет на родственные контакты, отказ от семьи и имущества в пользу организации.

В подобных организациях практически невозможно обособление человека, ибо автономия в ее рамках либо недопустима, либо минимальна, ибо у человека отсутствует свобода в выборе форм поведения, норм и ценностей.

В контркультурных организациях осуществляется диссоциальное воспитание – целенаправленное формирование антисоциального сознания и поведения. Как и любой вид воспитания, диссоциальное воспитание имеет специфические задачи, цели, содержание и средства. Задача диссоциального воспитания – привлечение социально дезориентированных людей, необходимых для функционирования криминальных и тоталитарных организаций.

Цели диссоциального воспитания зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них воспитание имеет целью добиться абсолютного подчинения членов организации лидеру, усвоения ими соответствующих норм и ценностей и бездумной реализации их в повседневной жизни. В диссоциальном воспитании человек рассматривается не как личность, а как индивид (т.е. как представитель биологического рода или социальной группы), как объект воздействия (манипулирования) лидеров.

Диссоциальное воспитание осуществляется с помощью определенного набора средств, важнейшими из которых можно считать следующие.

Во-первых, основной род занятий группы или организации (криминальный, квазикультовый, экстремистский).

Во-вторых, автократический стиль руководства, предполагающий единоличное управление лидером жизнедеятельностью группы или организации, беспрекословное подчинение рядовых членов лидеру, жесткий контроль поведения каждого, использование широкого набора карательных санкций (включая физическое насилие и физическое уничтожение) по отношению к нарушителям норм и приказов.

Реализация автократического стиля руководства ведет к тому, что первоначально складывающиеся отношения «лидер – ведомый», «учитель – ученик» превращаются в отношения «господин – раб», т. е. к полному подавлению членов группы или организации.

В-третьих, характер основного рода занятий, ценности и нормы, внедряемые в группе или организации, формируют специфическую для нее субкультуру (жаргон, способы времяпрепровождения, эстетические пристрастия – одежда, прическа, тату, пирсинг и др., стиль взаимоотношений внутри группы и взаимодействия вне группы, фольклор), которая становится эффективным средством диссоциального воспитания.

Процесс диссоциального воспитания в общем виде включает ряд этапов.

Первый – возникновение у человека образа организации, привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных иди индивидуальных особенностей, желания войти в нее и получить в ней признание. Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекает подростков в силу их возрастных особенностей своей необычностью, рискованностью, возможностью компенсировать неполноценность, самоутвердиться. Квазикультовые организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, утративших цель и смысл жизни и т. д.

Второй – включение человека в жизнедеятельность организации, освоение им ее норм, ценностей, стиля взаимоотношений.

Третий – удовлетворение определенных потребностей человека в антиобщественных формах поведения. Например, установка на криминальные действия первоначально складывается под влиянием потребности в повышении престижа, в обеспечении признания представителями референтной группы, в самоутверждении. При неоднократных совершениях подобных действий эта установка закрепляется, приводит к изменению мотивации, патологии – формированию самостоятельной потребности в криминальных формах поведения.

Четвертый – закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированных антисоциальных установок, которые и определяют поведение членов контркультурных (криминальных и тоталитарных) организаций133.

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ

И МОЛОДЕЖИ (Б/А)

Неформальные объединения детей и молодёжи – социальные группы детей различной направленности. К неформальным объединениям обычно относят такие разнородные явления, как оппозиционные политические партии, экологические движения, любительские и творческие объединения, контркультурные группы, криминальные формирования.

Неформальными называют стихийно возникающие группы, чтобы отличать их от официально зарегистрированных детских общественных организаций и самодеятельных объединений, действующих в рамках детского движения (как правило, под руководством взрослых). Неформальные объединения по характеру социальной направленности могут быть как социально положительные, так и асоциальные (стоящие в стороне от общественных проблем) и антисоциальные или диссоциальные (противостоящие обществу и представляющие для него опасность – криминальные группировки, хулиганские шайки и пр.).

Многие исследователи неформальных объединений (А. В. Добрович, И. С. Кон, В. Ф. Левичева, А. В. Мудрик, И. С. Полонский и др.) подчёркивали, что стремление детей к объединению объясняется психологическими и социальными причинами.

Социальные предпосылки возникновения неформальных объединений: кризисные состояния общества, неблагополучие и непонимание в семье и детском формальном коллективе, бюрократизм воспитательных учреждений и учебных заведений, плохая организация досуга в районе и пр.

Поведение подростка, юноши во многом определяется особой маргинальностью его положения в переходный период от детства к взрослости. Именно в это время в психике подростка проявляются внутренние противоречия: неопределённость уровня притязаний личности, застенчивость и вместе с тем конфликтность, агрессивность и т. п. Не находя понимания у старших, подростки стремятся к автономии от них и ищут общения со сверстниками. В переходном подростковом возрасте происходит переориентация общения ребёнка с родителей и учителей и вообще старших на ровесников. Детское сообщество играет чрезвычайно важную роль для ребёнка.

Во-первых, оно выступает как очень важный канал коммуникации, здесь ребёнок приобретает такую информацию, которую он не получает от взрослых.

Во-вторых, в детском объединении ребёнок приобретает опыт социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и отстаивать свои интересы. У детей вырабатываются коммуникативные качества, поскольку отношения между членами детского сообщества строятся на равных началах, а свой общественный статус необходимо заслужить.

В-третьих, в сообществе сверстников подросток, юноша приобретает особый род эмоционального контакта. Типичная черта неформальных объединений – их чрезвычайно высокая конформность. Подростки, как правило, некритически оценивают мнение своей группы и её лидеров. Стремление быть «как все» распространяется на эстетические воззрения, на одежду, стиль поведения и пр. Таким образом проявляется противоречие – индивидуальность выражается через единообразие. Причём в неформальных объединений эта одинаковость тщательно поддерживается, а подростку, желающему выделиться, приходится испытывать сопротивление группы. Чем примитивнее неформальное объединение, тем нетерпимее оно к проявлению индивидуальности. В неформальных объединений возникает своя субкультура, которая оказывает значительное влияние на образ жизни и поведение подростка.

В зависимости от своей социальной ориентации неформальные объединения играют позитивную или негативную роль в развитии личности. В позитивных неформальных объединений дети раскрывают свой творческий потенциал и приобретают положительный социальный опыт. Антисоциальные неформальные объединения возникают как по месту жительства, так и в специальных учебно-воспи-тательных учреждениях (для правонарушителей) и характеризуются особыми чертами. Межличностные отношения в таких неформальных объединений регулируются законами и правилами, свойственными криминальным формированиям. Их деятельность характеризуется нарушением общественного порядка, хулиганством, воровством и др. проявлениями преступности несовершеннолетних.

Во многих странах мирах периодически возникают массовые неформальные движения.

Так, в начале 50-х гг. в США появились «битники», исповедовавшие бродяжничество, бегство от «духовного ожирения», цивилизации; в середине 60-х гг. – «хиппи», представители которых объединялись в коммуны, пытались зарабатывать деньги уличным и ремесленным творчеством, увлекались религией. Таким образом молодёжь противопоставляла миру взрослых свои собственные ценности. Однако опыт показал, что в большинстве случаев из этих «неформалов» сформировались вполне благополучные и законопослушные граждане.

В 60-е гг. возникли «рокеры» (группировки подростков-мото-циклистов, в 90-е гг. они стали называться «байкерами»), в 70– 80-е гг. – «попперы» (молодые люди, стремившиеся вести праздный образ жизни и модно одеваться), «панки» (увлекавшиеся музыкой в стиле панк-рока, отличавшиеся эпатирующим внешним видом и причёской; нередко страдающие наркоманией, алкоголизмом и др.).

Большие группы неформалов («фанатов») увлекались спортивными командами и движениями, музыкальными течениями, электронными средствами коммуникации («хакеры» – сторонники общения по Интернету) и пр.

Выделяются неформальные объединения религиозной направленности.

В 80–90-е гг. во всём мире стали популярны (в т. ч. и в Российской Федерации) «Толкиенисты» (поклонники творчества английского писателя Дж. Р. Р. Толкиена, создавшего фантазийный мир со своей идеологией, философией и пр.).

Наибольшую опасность вызывают экстремистские и милитаризованные неформальные объединения «бритоголовых», «неофашистов», «чернорубашечников» и пр., стремящиеся выработать свою идеологию и создать политические движения и партии.

В отечественном детском и молодёжном движении до 90-х гг. деятельность неформальных объединений не только осуждалась, но и преследовалась. Несмотря на запреты, в нашей стране также имелись последователи «хиппи», «рокеров», «панков» и т. п. Специфическими неформальными объединениями стали отечественные «люберы» (физически тренированные подростки, выступающие за наведение порядка силой).

Наиболее массовыми неформальными объединениями являются спортивные «фанаты», постоянно враждующие между собой и представляющие тем самым серьезную общественную опасность. Противоположным по духу было модное среди интеллигенции, учащейся и студенческой молодёжи романтическое движение клубов самодеятельной песни, объединявшее на своих слётах иногда тысячи человек, которые стремились найти самовыражение в творческой деятельности134.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ВУЛЬФОВ Б. З., ИВАНОВ В. Д.

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Важный фактор социализации – общество сверстников, или группа неформального общения. Этот фактор долгое время недооценивался, пока в 60–70-е годы не было выявлено, что через стихийные сообщества проходит большая часть – до 90 % – молодых людей, а не отдельные мальчики или девочки, как принято было считать.

Роль этого фактора социализации проявляется в свободе выбора своей группы, в формировании ощущения принадлежности к ней – групповой идентификации, понятия «Мы» в отличие от «Они» (другие). Группа реализует потребность юного человека принадлежать к сообществу, с которым он соотносит свои взгляды, ценностные ориентации, даже оставаясь в одиночестве. Он старается оценивать себя так, будто друзья его видят и сохраняют с ним психологическую общность.

Особенно усиливается влияние группы сверстников в подростковом возрасте, когда она становится существенным каналом информации, которую они не могут получить другими путями. В такой группе реализуются межличностные отношения, помогающие подросткам лучше узнать себя, свои возможности и понять окружающих. И, наконец, здесь складываются своеобразные эмоциональные контакты, отличные от школьных и семейных, происходит приобщение к соответствующей субкультуре.

Большинство подростковых и юношеских групп характеризуется стабильностью состава, сплоченностью, которая подчеркивается символикой и атрибутикой. Сама эта сплоченность направлена на достижение территориальной и корпоративной автономности и в собственном кругу, и среди взрослых. Как правило, подростковые группы отличаются жесткой субординацией внутригрупповых отношений, которая проявляется в преобладании лидера и ограниченной автономности других членов. Существуют и группы, где отношения основаны на гуманистических принципах дружбы, взаимопомощи, взаимного уважения.

По социальной направленности неформальные группы можно разделить на просоциальные (демократические, направляющие свои усилия на добрые дела), асоциальные (сторонящиеся серьезных социальных проблем и основанные на совместных развлечениях и бесцельном времяпрепровождении) и антисоциальные (авторитарные по структуре, направленные на нарушения общественного порядка, создающие напряженные ситуации в микросоциуме – правонарушения, пьянство, националистические выходки и т. п.)

Неформальные группы не подвластны прямому педагогическому управлению, воздействие социального педагога на эти сообщества может быть лишь косвенным. Оно заключается в том, что, способствуя формированию благоприятного нравственно-психологического климата в микросоциуме, социальный педагог помогает подростковым группам направить свою энергию на социально ценные дела (обустройство микрорайона, милосердие, восстановление исторических памятников, физическое, духовное, интеллектуальное совершенствование и пр.), содействует самоутверждению подростков общественно приветствуемыми способами, вовлекает юных в объединения, где они могут реализовать свои наличные интересы и возвышать их. Из различных кружков, клубов, секций подростки приносят в неформальные сообщества те ценности и тот опыт отношений и общения, который усваивается ими в организованных и педагогически регулируемых объединениях.

Нередко взрослые недооценивают роль групп неформального общения в развитии и жизненном самоопределении детей, всячески оберегая их от «улицы», полагая, что именно оттуда их чада усваивают все плохое. Но ведь в неформальные группы ребята приносят то, что ими получено в семье, школе, из средств массовой информации и в учреждениях дополнительного образования. Стало быть, корень всех проявлений, и положительных, и негативных, находится скорее всего там. Человек, которого в подростковые годы всячески оберегали от неформального общения, повзрослев, испытывает трудности и дискомфорт в общении с товарищами и сослуживцами. Современные исследователи отмечают уменьшение у нынешних подростков объема неформального общения. Объективные причины этого – повышение криминогенности в обществе и отсюда – снижение уровня безопасности каждого, развал кинопроката (а подростки всегда и во всех странах составляли основу киноаудитории), развитие аудиовизуальной техники и компьютерных игр, позволяющих в одиночку играть, слушать музыку, смотреть фильмы. Если в семье нормальные, доверительные отношения, родителям не приходится бояться свободного общения своего ребенка. Оно, конечно, будет более раскованно, чем дома, но гуманные ценности, исповедуемые в семье, не позволят ребенку перейти ту грань, за которой его поведение становится безнравственным, циничным или, тем более, преступным135.

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

ДЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Соседние файлы в папке ТМВ СГИ ОЗО